"Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников"

Автор: Симонова Инна Петровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: СП "Детский сад №39" ГБОУ СОШ №21 г.о. Сызрань
Населённый пункт: г.о. Сызрань, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников"
Дата публикации: 22.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Обеспечение гендерного подхода

в физическом воспитании дошкольников»
Инструктор по ФК
Симонова Инна Петровна
СП ГБОУ СОШ №21 (ДОУ №39) г. Сызрани

«

Нельзя считать один пол

совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать

»

Ж. Руссо

«

Гендер

»

-
социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Усвоение в соответствии с полом содержания

женской и мужской модели личности, формирование

системы потребностей, интересов, ценностных

ориентаций и определённых способов поведения,

характерных для того или иного пола, т. е. процесс

половой социализации – неотъемлемая часть общего

социального развития, которое протекает под влиянием

взрослых и сверстников.


Две тенденции в определении понятия гендерной педагогики
• гендерная педагогика напрямую связана с половым воспитанием, требуя воспитания (обучения) не абстрактной личности, а именно мальчика или девочки (подход наиболее распространен) • задача гендерной педагогики - в воспитании андрогенной личности, всестороннем обучении ребенка (с учетом соматических показателей) без акцента на пол.
Гендерное воспитание
– это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом

здоровьесбережения.


ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ

ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ


Проблема воспитания подрастающего поколения, ее актуальность на социально-педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни:
в политику,

экономику,

культуру и образование

Дошкольный возраст
– наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка. Так как именно в этот период закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки, черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни
Здоровье и движение – два взаимозависимых

компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности


Задача ДОУ
- найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития .
Основная задача гендерного воспитания в ДОУ по ФГОС

«Социализация» -
формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.
«Физическая культура»-
Учитывая данные двигательных особенностей мальчиков и девочек используют дифференцированный подход в реализации задач . Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. функции в зависимости от внешних условий.
Главными педагогическими задачами являются:
• оказание детям помощи в приобретении игровых умений обогащение их игрового опыта; • расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре; • поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр; • создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.



Неблагоприятные факторы процесса полоролевой социализации

феминизация воспитательного процесса
– воспитательный процесс преимущественно осуществляется женщинами, причем часто дополняется феминизацией воспитания в семье, поскольку из года в год растет количество неполных семей, в которых детей воспитывают одни матери. . •
размывание границ мужественности и женственности в традиционном их понимании
. Если в дошкольные годы не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
(
Ученые И.С. Кон, И.К. Кузнецова, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Т.А. Репина)

Принципы гендерного подхода системы физического

воспитания в ДОУ
( В. А. Шишкина, Н. В. Мащенко)
Принцип целостности

разностороннего

развития личности
.
Принцип гуманизации и

демократизации

Принцип

индивидуализации

Принципа

природосообраз

ности

П

р

и

н

ц

и

п

а

д

и

ф

ф

е

р

е

н

ц

и

р

о

в

а

н

н

о

г

о

п

о

д

х

о

д

а

к

д

е

в

о

ч

к

а

м

и

м

а

л

ь

ч

и

к

а

м

Принцип учета их

психофизиологических

особенностей, интересов и

полоролевых предпочтений


Структурно-функциональная модель гендерного подхода в

физическом воспитании дошкольников

Основаниями выступают следующие подходы:

аксиологический;

личностно-деятельностный;

гендерный

Процесс гендерного воспитания

Сложное системное образование,

включающее блоки:

1. целеполагающий;

2. процессуальный;

3. личностный;

4. диагностический.
Модель педагогического процесса выстроена таким образом:  при обучении и воспитании мальчиков и девочек в физической деятельности педагоги используют дифференцированный подход;  при организации и проведении НОД педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность,  при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.

Мотивация для предоставления равных возможностей в физическом

воспитании:
 игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)  личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)  общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
Механизм гендерного подхода в физическом

воспитании детей в ДОУ -

личностно- ориентированные технологии

Средства

Методы

Формы
Игры Игры Игровая деятельность Народные словотворчество (сказки, считалки, загадки …) Схемы- действия Познавательно -развивающие этические беседы Эксперементальная деятельность Проблемные ситуации Проблемно- поисковая деятельность Схемы- действия

Организационно- педагогические условия гендерного подхода

в физическом воспитании в ДОУ:
 изучение особенностей гендерных представлений у детей дошкольного возраста и закономерностей, путей их формирования;  обеспечение индивидуального подхода к выявлению, пониманию и принятию педагогом ДОУ общего и отличного в гендерном поведении и развитии мальчиков и девочек  целенаправленное использование системы адекватных методических средств в воспитательной работе, которые способствуют формированию гендерной идентичности у детей дошкольного возраста и развитию у ребенка ценностное осмысление себя и как неповторимую личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром;  создание возможностей для гармоничного общения девочек и мальчиков и воспитание у детей бережного отношения друг к другу ;  моделирование предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознании : создание вариативной предметной среды , которая удовлетворяет общие и отличительные интересы и предпочтения, обеспечение в достаточном количестве "мальчишескими" и "девчачьими" игрушкам, создание поло нейтральной среды;  привлечение мальчиков к доступным и интересным для них традиционно девичьим видам физкультурной деятельности и формирование у девочек доступных для них традиционно мальчишеских умений;  обращение внимания на то, что в приобретении первичной идентичности играют роль половые стереотипы, которые направляют детей на элитарные или традиционные гендерные отношения;  создание условий для выполнения гендерных ролей детьми, осуществляемых с позиций духовно — нравственного становления личности  педагогизация родителей по вопросам гендерного подхода в физическом воспитания детей; Формирование умения активизировать поиск своего места в мире
При проведении работы по физическому воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, следует обратить внимание на следующее: • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери; • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Полоролевые (гендерные) физкультурные занятия
( в старшем дошкольном возрасте ). Структура занятий - обычна Содержание - имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов - принцип двух начал в педагогическом процессе Педагогический процесс- имеет различный стиль, различный тон, различную направленность:  для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости;  для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия.



Методические приемы

для учета половых особенностей дошкольников

на физкультурных занятиях:
1 . Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек ( например, мальчики работают на рукоходе, а девочки – с лентами). 2. Различия в дозировке ( например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз). 3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты). 4. Различия в подборе оборудования ( например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые). 5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ). 6. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки). 7. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности). 8. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование). 9. Различия в оценке деятельности ( для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как.) 10. Частые напоминания мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений. 11. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям. 12. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

Психофизические особенности развития

( разные антропометрические данные мальчиков и девочек.)
МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ Лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов. Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями. У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. При оценивании движения, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами. Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления. Вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. В сознательной ориентации в пространстве большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг Большая частотой движений кистью руки; более высокие результаты во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большие результаты в прыжках в длину с места толчком одной ноги, большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; В дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.. Легкие по величине больше, сила мышц рук и туловища больше Дышат грудью Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее. Крови на пол литра больше, чем у девочек Более крепкое здоровье. Организм лучше сопротивляется болезням. Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды Кожная чувствительность выше. Сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые Чувствительны к шуму Физически сильнее. Смелее. Физически слабее. Быстрее утомляются. Трусливее
Ориентируются на дальнее зрение. Ориентируются на ближнее зрение. Более подвижны, менее усидчивы, т.к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности. Менее подвижны. Более усидчивы Центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, легче справляются с упражнениями на равновесие. Более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность. Двигательную активность - простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования. Двигательную активность - пластичность, плавность, вычурность, эстетическое богатство (с мимикой, жестами), с элементами боязни, пассивности; более связанные с музыкой, танцами; в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков. Любят игры скоростно-силового характера бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Любят игры с мячом, скакалкой, лентой Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально. Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы) Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности. Похвала не побуждает их к дальнейшему действию. В игре с мячом , они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. В игре с мячом, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча». Уверенно ходят по бревную, лучше побегают по нему, пососкакивают с него Ходят медленно , может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.

Выводы ученых

о физическом развитии детей дошкольного возраста
( О.Недригайлова, Ц.Какабадзе, В.Урицкая, Н.Шишниашвили, И.Попов С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский Д. Еремеевой, Т.П. Хризман )  Мальчики превосходят в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками : • половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны • по объему — более значимы, • по интенсивности — значительны (в пользу мальчиков). ,  Отмечается зависимость от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях.  Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково.  Необходим дифференцированный подхода к ним в процессе физического воспитания.

Направления дифференцированного физического воспитания

мальчиков и девочек
(Н.И . Бочарова) 1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах. 2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу для мальчиков и девочек. Она может быть основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определенных качеств), элементов спортивной гимнастики и акробатики. 3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). Реализация этих направлений - на обычных физкультурных занятиях, когда вводная и заключительная части, а также общеразвивающие реализация направлений упражнения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми, а обучение основным видам движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и девочек, учитывая нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.

Варианты двигательной деятельности для организации

и проведения физкультурных занятий:

I блок
- занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия: в подготовительной и заключительной части занятий дети выполняют упражнения все вместе, а в основной они делятся на подгруппы; все дети занимаются вместе, а общеразвивающие упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходные положения и дозировку.
II блок
- занятие по подгруппам (мальчики и девочки) занятия требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный поло ролевой характер.
III блок
- “ интегрированный вариант ” проведения занятия
Секционная и кружковая работа
.(И. Бочарова) - секции по ритмической гимнастике, фигурному катанию, хореографии посещают преимущественно девочки, а мальчики занимаются спортивными играми с мячом и шайбой, упражнениями на тренажерах, легкой атлетикой.

Система работы по

обеспечению

гендерного подхода в

физическом

воспитаниии в ДОУ

Система работы по обеспечению

гендерного подхода в физическом

воспитании в ДОУ

Взаимодействие

с детьми

Взаимодействие

сотрудников ДОУ

Детская

деятельность с

акцентом на

гендерную

идентичность

Взаимодействие

с родителями

Взаимодействие

с педагогами

Социальное

партнерство

Организационные

психолого-

педагогические и

дидактические

аспекты

руководства




Система взаимодействия сотрудников ДОУ

по обеспечению гендерного подхода в физическом воспитании в ДОУ
Заведующий ДОУ Старшая медсестра Заместитель заведующий по ВМР психолог Инструктор по физическому воспитанию музыкальный руководитель Педагог дошкольного образования (воспитатель) дети дошкольного возраста Работа всех специалистов и воспитателей по созданию в ДОУ условий, способствующих гендерногот подхода в физическом воспитании дает положительные результаты: • Повысился уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. • Родители воспитанников приобрели знания об особенностях физического воспитания детей разного пола. • Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам.



Заключение
Активное формирование соответствующее полу ролевое поведения мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями значительно повысит качество и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Эффективные физкультурные занятия - возможность для мальчиков выплеска повышенной активности и агрессивности в социально приемлемой форме.


Физкультурное занятие дает большую возможность детям для демонстрации

всех своих физических качеств, что повышает решительность, уверенность ребенка в

себе, в свои силы, поднимает самооценку, а значит, благотворно влияет на общее

психоэмоциональное здоровье ребенка.

РЕЗУЛЬТАТ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Гендерная воспитанность

Компоненты

Познавательный

Коммуникативно-

поведенческий

ценностный

Эмоциональный



Литература.
1.Анохина И.А. Система оздоровительной работы в ДОУ. Ульяновск, 2005г. 2. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. Дошкольное воспитание, 1997г., № 12. 3. Буханова Е.А. Меняющиеся гендерные стереотипы в меняющемся современном мире. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения. Тольятти, 2005г. 4. Добронравов А.В. Методические рекомендации по исследованию и оценке физического развития детей. Ленинград, 1988г. 5. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. М., 1998. 6. Микушева Т.В. Раздельное воспитание: за и против. Обруч, 1998, № 6. 7. Овчинникова О. О некоторых аспектах здоровьесбережения детей в дошкольных учреждениях. Детский сад от А до Я, № 3, 2004г. 8. Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? Обруч, 1998, № 6. 9. Репина Т.А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? Дошкольное воспитание, 1993г., № 4. 10. Стрелова М. Раздельное воспитание: за и против. Дошкольное воспитание, 2000г. 11. Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей. Ростов-на- Дону, 1999г. 12. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. С-П, 2001г.