"Современные мультимедийные технологии, как средство художественно-эстетического развития дошкольников"

Автор: Калмыкова Татьяна Станиславовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: СП "Детский сад №39" ГБОУ СОШ №21
Населённый пункт: г.о. Сызрань, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные мультимедийные технологии, как средство художественно-эстетического развития дошкольников"
Дата публикации: 22.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




Современные мультимедийные технологии, как средство

художественно-эстетического развития дошкольников.
Калмыкова Татьяна Станиславовна, музыкальный руководитель СП ГБОУ СОШ №21 г. Сызрани ДОУ №39 Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.
1
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
2
Мультимедиа-технологии являются одним из многочисленных приемов представления информации, на которых следует остановиться более подробно. Очевидно, что рассмотрение видов и форм представления информации следует начинать с изучения собственно понятия информация.
3
Информацию, которую способен воспринимать человек, можно разделить на два основных класса: по воздействию на органы чувств: оптчески - акустическая, оптически- осязательная и т.п.; по технической однородности: текстовая, акустическая, использующая изображения, цветовая.
В частности, широко известное учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, показывает, что происходит выработка разных систем сигналов. Сигналами становятся те раздражители или комплексы раздражителей, которые получают, безусловно рефлекторное подкрепление, т.е. становятся биологически значимыми для организма.
4
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично сочетать многие виды мультимедийной информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять знания в различных формах, таких как: -изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; -звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; -видео, сложные видеоэффекты и анимационное имитирование; -анимации и симуляции. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал.
5
Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
6,7
Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

8
Использование ИКТ в музыкальном образовании детей дает следующие преимущества: * - расширение профессиональных контактов педагогов и повышение качества обучения детей; * - повышение качества демонстрационного материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов; * - повышает тесный контакт в цепи «педагог-ребенок-родитель»; * -высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии; * - эффективность развития творческих и психических способностей детей; * - способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.
10
В своей работе с детьми я использую презентации, компьютерные игры, сказки, в которых звучат шедевры мировой классики, обучающие мультфильмы с музыкальным сопровождением, различные анимации. И все это включаю во время слушания музыкальных произведений, пении, в проведении музыкально-дидактических играх, при знакомстве с музыкальными инструментами
11
Слушание музыки-важнейший вид музыкальной деятельности. При знакомстве детей с музыкальным произведением я использую вначале презентацию о биографии и творчестве композитора («Сказки старого пианино», «Маленький Моцарт» и др.). На следующем занятии включаю видеоматериалы, например, по теме «Осень» из цикла времена года П.И.Чайковский. Детям несколько сложно слушать классику, т.е. услышать, что рассказывает музыка. А видео помогает им, раскрывает образы, например, людей («Клоуны» Кабалевский), игрушек («Новая кукла» П.И.Чайковский), природы (картины и иллюстрация художников: Левитана,
Васильева, Бродакова и др.), животных и птиц («Зайчик», «Птички»). Ведь это - ожившие картины, в которых очень тонко чувствуется звук, цвет и движение. А интеграция, синтез искусств - музыки и живописи - носят не только эстетический характер, но и просветительский, обучающий и развивающий. Использование ИКТ при слушании музыкальных произведений углубляет и обогащает впечатления детей и формирует музыкальный вкус, развивает эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.
12
При разучивании новой песни эффективным методом является использование мнемотаблиц. Например, после исполнения мною песни под фортепианный аккомпанемент, мы с детьми определяем характер музыки, и рассказываем, о чем поется в песне. Дальше, исполняя песню без музыкального сопровождения, я показываю слайды и меняю их, соответственно тексту. Затем, я объясняю детям значение каждой картинки. После, дети самостоятельно работают по картинкам, восстанавливают текст песни. А потом мы поем вместе с детьми песню по картинкам без музыкального сопровождения. В конце мы с детьми исполняем песню, сопровождая текст образными движениями(без показа картинок). Использование опорных рисунков и ярких образов при разучивании песен облегчает процесс зрительного восприятия и запоминания слов, и превращает занятие в игру.
13
С помощью мультимедийных презентаций мы разучиваем с детьми комплексы ритмических упражнений, зрительных гимнастик. На экране монитора появляются картинки- символы различных упражнений: «Часики», «Звездочки», «Куколки» и др., и дети выполняют эти упражнения, глядя на экран. Движения детей соответствуют движениям предметов на экране. Таким образом, мы развиваем все виды восприятия и памяти у детей:
зрительную, образную и ассоциативную, которые помогают при развитии игрового - танцевального творчества.
14
Компьютерные музыкальные игры, помогая закрепить, уточнить конкретное содержание, способствуют совершенствованию наглядно- действенного мышления, учат анализировать, сравнивать и обобщать предметы. В своей работе я использую такие музыкально-дидактические игры: на закрепление музыкальных инструментов - «Музыкальные инструменты», «Четвертый лишний», на восприятие музыки- «Кого встретил колобок», «Дружная семейка», на развитие ритма- «Новоселье у гномов», «Музыкальные загадки» и др.). Все игры разработаны так, что программа подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. Вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие, компьютерные музыкальные игры побуждают их к принятию самостоятельного решения. Благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью(высказывать свое мнение, размышлять, рассуждать).
15
Использование ИКТ при знакомстве с музыкальными инструментами вызывает большой интерес у дошкольников: помогает расширить и углубить знания детей о музыкальных инструментах, с их разновидностями, содержанием и звучанием. У меня появилась возможность знакомить детей с теми инструментами, с которыми невозможно знакомить «вживую» (с арфой, органом и др.). Так же знакомлю детей с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов в оркестровой обработке (знакомство с оркестром, виртуальная экскурсия по концертным залам, по музею музыкальных инструментов и т.д.). Благодаря использованию мультимедийных презентаций расширяется детский кругозор, обогащается представления о музыкальных инструментах.

16
Таким образом, благодаря использованию современных технологий на музыкальных занятиях достигаются следующие результаты: * - развиваются музыкальные способности дошкольников; * - активизируется и развивается эмоциональное восприятие музыки; * - формируется познавательная мотивация у дошкольников к музыкальной деятельности; * - развивается познавательно-творческие и коммуникативные способности; * - повышается заинтересованность и активность детей в процессе занятия, что способствует лучшему усвоению материала. На собственном опыте убедилась, что использование ИКТ на музыкальных занятиях приносит большую пользу. Владея компьютерными технологиями и эффективно применяя их в своей работе, мои музыкальные занятия становятся яркими, интересными и творческими.