Мастер – класс для родителей подготовительных групп: "Как подготовить ребёнка к школе без особых затрат…"

Автор: Свистельникова Александра Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Метелица"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер – класс для родителей подготовительных групп: "Как подготовить ребёнка к школе без особых затрат…"
Дата публикации: 22.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мастер – класс для родителей подготовительных групп:

«Как подготовить ребёнка к школе без особых затрат…»
(
Слайд 1
) Здравствуйте уважаемые родители! Скоро наши дети из дошколят превратятся в школьников. Игра сменится на учёбу, а перечень трат увеличится не только на игрушки, одежду, но и на школьные принадлежности, форму. Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе без особых (специальных) затрат. Мы будем сами выполнять эти задания, т.е. – играть. Вам будут предложены памятки, тренировочные игры и упражнения. Итак, начнём. На слайдах презентации, перед каждым упражнением, Вы сможете познакомиться с целями каждого задания, чтобы понимать, зачем его необходимо выполнять. Вам необходимо быть активными и внимательными.
Упражнение «Слова».
Игра с мячом. Цель: развитие общей ориентации детей в окружающем мире и запаса имеющихся бытовых знаний и представлений. Увеличение активного словарного запаса, речи, расширение кругозора и познавательного интереса. Инструкция: Все участники встают в круг.
Слайд 2
. 1. «По команде «Начали!» Вы будете отвечать на вопрос. У кого мяч, тот и говорит. Как только мы услышали ответ, мяч передаётся дальше (по часовой стрелке или против). По команде «Стоп!» ответы прекращаются».
Вопросы-задания:  Что бывает жёлтого цвета?  Назовите предмет, который можно положить в карман.  Какие предметы понадобятся в школе?
Слайд 3
. 2. «По команде «Начали!» Вы будете отвечать на вопрос. У кого мяч, тот и говорит. Как только мы услышали ответ, мяч передаётся дальше. По команде «Стоп!» ответы прекращаются». Вопросы-задания:  Холодильник  Пылесос  Почему необходимо знать домашний адрес?

Слайд 4
.
Упражнение «Классификации предметов»
У данного упражнения есть несколько вариантов, мы рассмотрим два. Цель: Расширение кругозора, увеличение словарного запаса; развитие и тренировка операции классификации на невербальном и вербальном уровне, речи. Инструкция:
1 вариант
. Игра с мячом. «По команде «Начали!» необходимо последовательно называть предметы на заданную тему. По команде «Стоп!» ответы прекращаются». Темы: Цветы, Деревья, Одежда, Растения Мебель, Времена года, Дни недели, Месяца, Посуда, Игрушки, Овощи, Фрукты, Транспорт, Продукты питания, Домашние животные, Дикие животные, Школьные принадлежности

Слайд 5
.
2 вариант
. Классификация предметов с использованием иллюстрации. «На картинке изображены предметы: ножницы, пирамида, юла, кубики. Какой предмет здесь лишний?» Лишние – ножницы, т.к. это ….. предмет, а остальные – игрушки. Далее, сосуды для питья, ваза – предмет интерьера;  Головные уборы - одежда,  Одежда – обувь,  Фрукты – овощи,  Игрушка – овощи.
Слайд 6
. На данном слайде представлены более сложные классификации. Необходимо обобщать по наиболее существенному признаку. Потренируемся.
Слайд 7
. Следующее
упражнение «Найди сходства и различие».
Цель: развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, а также процессов внимания. Инструкция: «Перед нами два предмета «Велосипед и мотоцикл». В чём их различие? Сходство? Необходимо назвать несколько сходств и различий.
Примеры: 1. Утро – вечер. 2. Поезд – самолет. 3. Лето – зима.
Слайд 8
. Теперь, перед нами слайд с
Упражнением «Найди отличие».
Цель: развитие наблюдательности, внимательности ребёнка. Инструкция: «Перед нами две похожие картинки. Если присмотреться внимательно, они чем-то отличаются друг от друга. Найдите, чем они отличаются и покажите». На данной иллюстрации 10 отличий. На
Слайд 9
. Изображено то же задание, только вариант не цветной, а черно- белый. Перед Вами в конвертах с раздаточным материалом данное изображение. Выполним его.

Слайд 10
.
Упражнение «Последовательные картинки».
Одно из наиболее сложных для ребят упражнение, т.к. здесь необходимо не только разложить картинки последовательно, но и составить связный, логически последовательный, завершённый рассказ. Цель: умение устанавливать причинно-следственные отношения. Р азвитие монологической речи. На данном слайде представлены последовательности возрастных этапов мальчика и девочки. (Например, начнём с наименьшего возраста: младенец, дошкольник, подросток, молодой человек, мужчина, дедушка). На
Слайде 11
. Представлена серия из 4 последовательных картинок. Попробуем разложить их. Составим рассказ.

Слайд 12
. Представлен цифровой последовательностью.  Внимательно посмотрите на круг, какое здесь можно предложить задание?
(
Необходимо назвать соседей числа 5. Это 4 и 6
)
 В прямоугольнике предлагается посчитать, от малого к большему и в обратном порядке.  На слайде также представлена иллюстрация с частичным рисунком и последовательными числами. Необходимо последовательно безотрывно соединить линией цифры. Вы, наверное, уже заметили, что мы плавно приближаемся к заданиям с графической деятельностью.
На
Слайде 13
Вы видите
Упражнение «Графический диктант»
мы рассмотрим 3 модификации. Прежде чем мы приступим непосредственно к графической деятельности, обратим внимание на правильность захвата карандаша. • Захват карандаша – кисть – локоть; • Разворот рабочей поверхности (наклон) для правшей и левшей. • Попадание света. Цель: развитие у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности. Тренировка умения действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи. Формирует и развивает произвольность действий, эмоционально-волевую сферу, а также тренирует способность ориентироваться в пространстве. Инструкция:
1 вариант.
«Уважаемые взрослые, вспоминаем, где правая рука, где – левая. В каком направлении находится верх / низ. Теперь, берём карандаш. По команде «Начали!» начинаем рисовать. Ведём линию в озвученном направлении на столько клеточек, сколько будет озвучено. Если Вы сбиваетесь, ждёте паузы. Ластиком пользоваться нельзя. Итак, от верхней границы листа спускаемся на 4 клеточки, слева 6. На пересечении линий ставим жирную точку. От неё мы будем вести линию. Отрывать карандаш от бумаги и вертеть лист – нельзя».
2 вариант. Слайд 14.
В зелёной рамке представлен диктант – картинка. В красной рамке – само задание (стрелочки-направления). А также вариант пальчиковой гимнастики, которая поможет снять напряжение после рисования.
В конверте Вы сможете найти примеры «Графических диктантов».
Слайде 15. Упражнение «Лабиринты»
Цель: развитие и тренировка познавательного интереса, наглядно- действенного мышления, внимания, мелкой моторики рук, творческой активности. Инструкция: «Перед Вами лабиринты. Найдите глазами старт. Поставьте указательный палец левой руки на начало. Найдите финиш, поставьте указательный палец правой руки. Попробуйте взглядом найти путь. Теперь возьмите карандаш и поставьте точку на начало. Ведите…. » Лабиринты могут быть простыми или более сложными, главное - понять смысл данного задания.
(В конвертах Вы сможете найти примеры «Лабиринтов» и дома с ребятами потренироваться).
Слайд 16.
Одно из самых любимых заданий ребят – корректурные пробы. Задание можно выполнять на специализированных бланках, с разными фигурными элементами. Мы будем выполнять буквенно-цифровой вариант.
Упражнение «Корректурные пробы»
Цель: развитие и тренировка произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и
переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Инструкция:
Слайд 17.
«Перед Вами листы обыкновенной газеты. По команде «Начали!» Вы будете подчёркивать цифру «0» и зачёркивать «А» - слева направо сверху вниз. Обратите внимание, зачёркиваем букву «А» строчную». «Работа выполняется в течение 2-х минут». (В конвертах, предложены бланки с разными изображениями проб). Сегодня мной сознательно Вам не были предложены задания на развитие памяти, так как уже вечер, и способность к запоминанию снижена, тем не менее, на следующем слайде показано, как тренировать данный процесс.
Слайд 18.

Заканчивая наш мастер-класс
«Как подготовить ребёнка к школе без

особых затрат…»,
хочется заметить, что предложенные сегодня игры и упражнения не требуют особой подготовки. От Вас необходимо желание, немного времени и фантазии. Желаю всем удачи! Благодарю за внимание! (
Слайд 19)

Слайд 20.
Список литературы 1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011 – 96 с. (Серия «Кабинет психолога).
2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 349 с. (Серия «Психологический практикум»). 3. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста: Конспекты занятий. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011 – 80 с. 4. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнёва Н.Я. – СПб.: Дельта, 1999. – 384 с. 5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1995. - 135 с.