Напоминание

"Роль музыки в кинофильмах"

Автор: Смирнова Мария Сергеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ Судиславская СОШ
Населённый пункт: п.Судиславль, Костромская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Роль музыки в кинофильмах"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение Судиславская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области
Конспект урока музыки

по теме «Музыка в кинофильмах»
в 5 классе по авторской программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» и программе Алеева В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка»
Подготовила
учитель музыки Смирнова Мария Сергеевна Судиславль 2014

Тема урока «МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ».

Место данного урока
в системе указанной выше программы: 5 класс, II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».
Художественная идея урока:
«Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом и поэтому воспринимать их надо, как единое целое». Р. Ролан.
Цель:
Раскрыть огромную роль музыки в кинофильмах. Дать понять учащимся, что кино – это синтез искусств.
Задачи:
1.Способствовать пониманию учащимися того, что все виды искусства находит свое продолжение и завершение в другом и поэтому воспринимать их надо, как единое целое. 2.Раскрыть значение кино, как вида искусства, синтезирующего в себе множество видов искусств (музыка, литература, изобразительное искусство, хореография и др.) 3.На примерах музыкальных произведений И. Дунаевского и Г.Свиридова раскрыть значение музыки в кино: музыка как искусство образное способно усиливать переживания героев и передать эти чувства слушателю и зрителю. 4. Познакомить с известными композиторами Е. Крылатовым, А.Рыбниковым, Г . Гладковым, писавшими музыку к фильмам для детей.
Тип урока:
Урок усвоения новых знаний.
Межпредметные связи данного урока:
музыка, история, литература, изобразительное искусство.

Музыкальный материал:
1.Увертюра И.Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта»; 2.Музыка из кинофильмов: «Приключения Буратино»; «Красная шапочка»; «Гостья из будущего»; «Ну, погоди!» ;«Приключения Электроника». 5.Г. Гладков «Песня Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты»; 7.Г. Свиридов «Тройка» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»);
Оборудование:
медиапроектор, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано.
План урока.

1.Организационный момент.

2.Введение в тему урока.

3.Беседа «Музыка - великая сила».

4.Слушание и анализ музыкальных произведений к фильмам.

- И.Дунаевский Увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта»;

-Г. Свиридов «Тройка».

6.Знакомство с музыкой из кинофильма «Приключения

Электроника».

7.Итог урока.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Введение и сообщение темы урока.

Слайд №1

Учитель:
Сейчас я прочитаю слова французского писателя, общественный деятеля, учёного-музыковеда Ромена Роллана, а вы, ребята, подумайте о чем мы будем вести речь на нашем уроке? «Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом и поэтому воспринимать их надо, как единое целое».
Ученик:
О видах искусств и о их связи.
Учитель:
Где могут быть связаны несколько видов искусств? В какой области? В каком виде искусства?
Ученик:
Кино
Слайд №2

Учитель:
Исходя из темы, давайте поставим вопрос, на который мы попытаемся найти верный ответ в ходе сегодняшнего урока
Ученик:
Какова роль музыки в кинофильмах?
3.Беседа «Музыка - великая сила».

Учитель:
Киноискусство 20 века с самого своего рождения неразрывно связано с музыкой. «Великим немым» называли кино, когда оно ещё не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка.
Слайды №3,4

Учитель:
Обычно в кинотеатре служил
ТАПЁР
(пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ фильма). Музыка помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране; как и они, бывала нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной.
И сегодня мы с удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплина с их разнообразной музыкой – весёлой и сердечной. И вот герои заговорили. Звуковому кино ещё больше стала нужна музыка – замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия.
Учитель:
Обращали ли вы внимание, что в начале почти каждого фильма звучит музыка?
Ученик:
Да.
Учитель:
На экране ещё только название картины, фамилии актёров и создателей фильма, а музыка уже вводит нас в главное настроение, время событий, которые должны произойти. Она захватывает нас и помогает сопереживать героям фильма.
Слушание и анализ увертюры И.О.Дунаевского к к/ф «Дети капитана

Гранта» по роману Жюля Верна.

Слайд №5

Учитель:
Сейчас мы познакомимся с творчеством русского композитора И.О.Дунаевского и послушаем его увертюру к к/ф «Дети капитана Гранта».
Слушание
увертюры И.О.Дунаевского к к/ф «Дети капитана Гранта».
Беседа о прослушанной музыке:

Учитель
: Какой характер у музыки? Какие чувства она передает? Помогает ли музыка понять о чем картина? Усиливает ли она наши переживания и впечатления?
Учитель
: В ней мы сразу слышим грозный шум моря. Музыка повествует нам о романтике и опасности морских путешествий, показывает приключенческий характер событий, зовёт к подвигу.
Слайд№6
Во многих фильмах герои поют замечательные песни. Кажется, что песня «слетает» с экрана и становится любимой песней целого поколения, своего времени. Так случилось с - «Песней о встречном» Д.Шостаковича из к/ф «Встречный», -«Песней о Родине» И.Дунаевского из к/ф «Цирк»; -«Песней о тревожной молодости» А. Пахмутовой из к/ф «По ту сторону»;
-«С чего начинается Родина» В.Баснера из к/ф Щит и меч».
Учитель:
Назовите песни из ваших любимых фильмов.
Ученик:
«Гостья из будущего», «Золотой ключик», « Приключения Электроника» и др.
Учитель:
Телевидение привело в дом не только кинофильмы, но и разнообразные передачи. Каждая третья музыкальная. Музыка звучит как эпиграф к передачам: Человек и закон Сам себе режиссер Ералаш Спокойной ночи малыши Время Что? Где? Когда? Народный артист Большие гонки.
Учитель:
А можно ли представить детские кинофильмы без чудесной музыки и прекрасных песен?
Ученик:
Нет
Учитель:
Сейчас будет звучать музыка, а вы назовите кинофильмы, в которых она звучит?
Ученик
« Золотой ключик»; «Красная Шапочка»; «Гостья из будущего»;
Слайды №7,8,9

4.Слушание и анализ музыки Г. Свиридова «Тройка» к

кинофильму по повести А. С. Пушкина «Метель» .
Слайд№10
Учитель:
Сегодня на уроке мы обратимся к музыке Г.Свиридова, написанной к кинофильму по повести А. С. Пушкина «Метель» Очень не просто во второй половине 20 века создать кинофильм по повести А. С. Пушкина «Метель» об интересной, загадочной судьбе героев, об их высоких чувствах, которые трудно выразить словами. Эту задачу не решить без музыки. Она звучит в фильме с первых кадров, словно волшебной силой перенося нас в
пушкинское время и без слов выражает то, что переполняет человеческую душу. Вслушайтесь, с какой музыкальной интонацией начинает свою повесть А. С. Пушкин. Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий… Вот, в сторонке божий храм Виден одинокий …………………………. Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Чёрный ворон, свистя крылом Вьётся над санями Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в тёмну даль, Воздымая гривы.
Учитель:
В 1974 г. Композитор Георгий Васильевич Свиридов вновь возвращается к Пушкину. Образный мир пушкинской поэзии вдохновляет композитора на создание прекрасной музыки к к/ф «Метель».
Слушание:
Г. Свиридов «Тройка»
Вопросы ученикам:
1.Что вы представили, при прослушивании этой музыки? Какие музыкальные краски и характер музыки помогли вам представить эти картины? 2.Удалось ли композитору почувствовать поэтическую интонацию повести А. С. Пушкина и передать её в музыке? 3.Если бы вы были кинооператорами, какие кадры сняли бы к этой музыке? 4.Что преобладает в музыкальном образе: душевное состояние человека или показ тройки, которая торопливо мчится?

6. Знакомство с музыкой из кинофильма «Приключения Электроника».
Слайд №13
Учитель:
И ещё один фильм, который трудно представить без песен. Это фильм, который вы, несомненно, смотрели это «Приключения Электроника».
Вопросы ученикам:

Учитель:
Какие песни из этого кинофильма вам известны?
Ученик
: «Это знает всякий», «Ты – человек», «Колокола», «Крылатые качели». . .
Учитель:
Кто их автор?
Ученик
: музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Слушание
песни «Колокола» муз. Е. Крылатова сл. Ю. Энтина.
Учитель:
Поделитесь своими впечатлениями.
Учитель:
Какое настроение создаёт песня у зрителей, слушателей?
Ученик
: Весёлое, бодрое. . .
Учитель:
Отличается ли настроение в запеве и припеве?
Ученик
: Да, в запеве музыка спокойная, а припев исполняется в боле быстром темпе.
Учитель:
В каком эпизоде звучит песня «Колокола»?
Ученик
: В конце фильма.
Учитель:
На примере этого фильма мы убедились, что песня в кинофильме может не только сопровождать героев, но и являться завершающей его точкой.
Учитель:
А сейчас я предлагаю вам вспомнить и исполнить песню из известного музыкального мультфильма «Бременские музыканты»; Г. Гладков «Песня Друзей».

5.Итог урока.

Учитель:
Какова роль музыки в кинофильмах, мультфильмах, спектаклях? Слайд№14
Ученик:
Музыка, песня дополняет, обогащает и усиливает наши переживания. Она не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создает настроение картины, насыщает ее красотой, звуковой многозвучностью. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым. Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении её со зрительным восприятием. Арам Хачатурян.
Учитель:
Завершить наш урок я хочу прекрасной музыкой из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Е.Дога «Вальс». Учитель отмечает работу класса, отдельных учеников, высказывает свои пожелания.