"Интегрированные уроки в начальных классах в рамках программы ФГОС"

Автор: Имаева Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 26 (С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ) ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированные уроки в начальных классах в рамках программы ФГОС"
Дата публикации: 23.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интегрированные уроки в начальных классах в рамках программы

ФГОС
Учитель начальных классов МОБУ СОШ № 26 (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «г. Якутск» Имаева Светлана Анатольевна. В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, внедрения стандартов второго поколения, соответствия учебных программ уровню ФГОС, а так же изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного посредствам применения новых технологий, методов и типов уроков. Одним из таких новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы. Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения эффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности в частности. Проблема реализации интегрированных уроков достаточно актуальна. Поэтому именно в начальных классах используются различные инновационные технологии. ФГОС предполагающие не только формирование у детей универсальных учебных действий (УУД), но и требующие от учителя компетентности, педагогического мастерства, рефлексивной составляющей своего самообразования. Что такое интегрированный урок? Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью. Так же интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая главной, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Эти уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы.

Цель интегрированного урока
– это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы.
Задачи:
1.
образовательные
: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами; 2.
воспитательные:
показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения; 3.
развивающие
: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы; 4.
информационная
: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями; 5.
коммуникативная
: различных способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе; 6.
учебно-познавательная
: включать элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка.
Структура
интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: - предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; - логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке. Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей. Внутрипредметные связи позволяют связывать между собой разные темы внутри самого предмета. С помощью внутрипредметных связей производится укрупнение дидактических единиц (УДЕ).
Продолжительность
интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют один или два урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза. Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.  Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.
 Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал. Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Можно интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.
Формы
интегрированного урока: - обучения умениям и навыкам: урок - деловая или ролевая игра; урок- практикум; урок-диалог; путешествие; комбинированный урок; экспедиция, деловая или ролевая игра - урок применения знаний на практике: ролевые и деловые игры; уроки защиты проектов; практикумы; путешествие; экспедиция - урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений: игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок; заключительная экскурсия; урок-консультация; урок- анализ контрольных работ защита творческих работ, проектов; смотр знаний; творческий отчет; собеседование; урок-зачет; контрольная работа. Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного полотна. В ходе этой подготовительной деятельности
учитель определяет
: - свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель; - состав интегрирования, т.е. совокупность объединяемых компонентов; - ведущий системообразующих и вспомогательных компоненты; - форму интегрирования; - характер связей между соединяемым материалом; - структуру (последовательность) расположения материала; - методы и приёмы его предъявления; - методы и приёмы переработки учащимися нового материала; - способы увеличения наглядности учебного материала; - критерии оценивания эффективности урока; - форму записи подготовленного урока; - формы и виды контроля облученности учащихся на данном уроке.. Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка».
Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Такой урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортная. Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслом.
Литература
1. Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» /Начальная школа, 1989, №9, с. 8. 2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002. 3. Мытницкая С.Н. «Мне помогают элементы интегрирования»», «Начальная школа», 2002, №1, стр. 75. 4. Кошмина, И. В. «Межпредметные связи в начальной школе», И. В. Кошмина. М. Владос, 2001г. — 142 с. 5. Кулагин, П. Г. «Межпредметные связи в процессе обучения», П. Г. Кулагин. — М. Просвещение, 1981. — 95 с. 6. Уман А. И. «Дидактические основы конструирования учителем сценария урока», А. И. Уман «Педагогические системы», сборник, ВГПУ. — Волгоград «Перемена», 1993. 7. Подласый И. П. «Педагогика начальной школы»,— М. Владос, 2000г. — 400 с. 8. Кадашникова Н. Ю. «Интегрированные уроки в 1-4 классах», выпуск 2, ТУ «Учитель», 2008г. Серия «Нестандартные уроки в начальной школе». 9. Рудченко Л.И. «Литературное чтение. 1-4 классы», ТУ «Учитель», 2008г. Серия «Нестандартные уроки в начальной школе». 10. Руднянская Е. И. «Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах», ТУ «Учитель», 2006г. Серия «Интегрированные урок.