"Использование знаков в различных видах деятельности"

Автор: Искандарова Ризида Ильбиковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад №22
Населённый пункт: город Можга Удмуртская республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование знаков в различных видах деятельности"
Дата публикации: 23.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование знаков в различных видах деятельности.


Город Можга детский сад № 22 Воспитатель Искандарова Ризида Ильбиковна (8912 013 6112). Как было бы хорошо, если бы наши дети могли наблюдать за окружающим миром «глубоко и широко». Тогда бы у них появилось желание делать выводы о причинно-следственных связях. Такие люди способны самостоятельно объяснить события, явления, поступки… Такие люди уверенно, понятно могут выражать свои мысли… Но вернёмся к «глубокому и широкому» наблюдению по минимуму за одним объектом. На протяжении некоторого времени я не могла построить своё общение с детьми так, чтобы дети поняли меня, как «глубоко» хочет завести их воспитатель. И тем более не могла побудить их к действию самостоятельно исследовать мир и его объекты. Пример из жизни воспитателя: описываем хорошо знакомую игрушку, на вопрос «Какая она?» дети называют цвет, размер и ещё пару личностных характеристик. И начинаются бесконечные «дополнительные вопросы: «А ещё?», «А ещё?». И на педсоветах взрослые образованные люди (я в том числе) мучаются, пытаясь ответить на экзаменационные вопросы лектора, от того, что не всегда бывает понятно «куда ведёт он беседу». Так в моей работе появился мой любимый инструмент
ЗНАК
. Знак указывает на определенные стороны вещи, извлекая их из целого. На сегодняшний день в моем арсенале комплект «Знаков»: - по ознакомлению с объектами живой природы; - по ознакомлению с объектами неживой природы; - по ознакомлению с предметами рукотворного мира; - ознакомлению с художественной литературой; - для занятий по конструированию; -для занятий по изо. Пробую знаки для рассматривания картин.
Дидактическая игра «Помоги найти своё место»

Цель: Подвести к понятию «животные». Создать условия для самостоятельного определения признаков представителей животного мира. Познакомить детей с познанием мира с помощью знаков. Возраст: 2 младшая группа (это удаётся и в ясельной группе, но там мало речевого сопровождения, делают методом «тыка», но в точку) Материал: картинки с изображением животных нашей природной зоны и рыб (или одежда и головные уборы или по теме занятия) Большой лист или ограждение веревкой. Картинки вокруг. Внутри зоны предположим картинка волк. Игровая ситуация: Непорядок. Разбежались. Потерялись. Не произношу понятий «животные», «рыбы». Затруднение: Нужно навести порядок. Кто хочет помочь? Действие: Каждый ребенок (начать лучше с тех, до кого доходит быстрее, что остальным предоставить время для осмысления) по одной картинке кладет на место. После первой правильно положенной картинки, воспитатель проговаривает: « Да это его место» и размещает на доске
Знак -дом.
И после каждого правильного ответа обращается к
Знаку
. Новое знание: Когда все животные размещены (допустимо с ошибкой, внимания не обращать), воспитатель: Вы помогли найти им своё место. Где они должны жить? Почему?
Знак-дом.
Если не произносят «лес», то помочь « а почему их (рыб) не поместили сюда?». Устраняем ошибку (когда произнесено лес).
Знак-огорчение.
В лесу кто-то себя плохо чувствует? Почему? Воспитатель делает обобщающий вывод таким образом, что создаёт предпосылки к обобщению у детей: «Спасибо, дети, вы помогли потерявшимся найти своё место обитания. Им в родном лесу хорощо. У каждого здесь свой дом
Знак -дом
, каждый может здесь в лесу найти себе питание
Знак -чашка ,
здесь в лесу у каждого воя игрушка
Знак-лошадка и
так далее.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Мой любимый кот»
(или другое животное) Цель: Учить задавать вопросы, познавая объекты живой природы. Развивать любознательность.
Возраст: средняя группа. Материалы: маска кота, карточки со знаками для ознакомления с объектами живой природы, знак-познание. Введение в ситуацию: Кто стучится у дверей? Открывайте поскорей. Очень холодно зимой. Кто же просится домой? У многих из вас дома живёт кот. Вы его каждый день видите? А много ли вы о нём знаете? Актуализация: - Что вы знаете о коте? -А что хотели бы узнать? - Как можно узнать?
Знак-познание (
догадаться самому, спросить у взрослого, прочитать в книге). Воспитатель соглашается и добавляет, что лучше всех о коте знает сам кот и предлагает отправиться к нему, чтобы задать интересующие вопросы. Для того, чтобы дети спросили обо всем и не запутались, воспитатель предлагает детям карточки со знаками. Новые знания. Примеры вопросов (для каждого вопроса свой знак): Котик, какой у тебя дом; как ты передвигаешься; как спасаешься от дождя; как спасаешься от холода; какую работу можешь выполнять; что ты любишь кушать; во что ты одеваешься; как ухаживаешь за собой; как справляешь туалет; какие игры любишь; какая у тебя кровать; чему радуешься (удивляешься, огорчаешься, боишься); любишь ли человека; какой оставляешь след (как рисуешь), как носишь своих котят; как растёшь, как тебе живется зимой (летом, утром…); какой издаешь звук … Итог: Задание на дом: создать проект « Мой любимый кот»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МЫ В ГОСТЯХ У ЛИСИЧКИ»
Цель: Создать условия для использования собственных знаний в области живой природы и самостоятельных умозаключений о зависимости, связи внешнего вида и повадок объектов живой природы от климатических и природных условий.
Возраст: старшая группа. Материал: маска лисички; карточки со знаками для ознакомления с объектами живой природы; карточка знак-познание. Введение в ситуацию: Письмо. В нём воспитатель определил след лисьей лапы и текст «Дети, вы знаете много сказок с участием лисы. В сказках лиса всегда хитрит, обманывает, вредит. В жизни лиса совсем не такая». Актуализация: - Что вы знаете о лисе? -А что хотели бы узнать? - Как можно узнать?
Знак-познание (
догадаться самому, спросить у взрослого, прочитать в книге). Воспитатель соглашается и добавляет, что лучше всех о лисе знает сама лиса и предлагает отправиться к нему, чтобы задать интересующие вопросы. Для того, чтобы дети спросили обо всем и не запутались, воспитатель предлагает детям карточки со знаками. Воспитатель предлагает
детям взять на себя роль
лисы. Ребенок перевоплощается в лису и отвечает на вопросы гостей. Ведущий ребенок может периодически меняться. Новые знания. Примеры вопросов: Лисонька, какой у тебя дом; как ты передвигаешься; как спасаешься от дождя; как спасаешься от холода; какую работу можешь выполнять; что ты любишь кушать; во что ты одеваешься; как ухаживаешь за собой; как справляешь туалет; какие игры любишь; какая у тебя кровать; чему радуешься (удивляешься, огорчаешься, боишься); любишь ли человека; какой оставляешь след (как рисуешь), как носишь своих котят; как растёшь, как тебе живется зимой (летом, утром…); какой издаешь звук. Возвращение к письму. Мы по сказкам знали, что лиса хитрая, вредная. Лиса нам рассказала о себе много и интересно. Ей приятно будет, если вы дома расскажете, что она совсем другая. Что вы расскажете о лисе дома в первую очередь? Итог. Рисование: Лиса. 2 вариант игры. Всё то же самое, но карточка одна.
Например, знак-дом. Задача для детей, узнать о жилье лисы как можно больше. Где расположен дом? Кто его «строит»? Как его строят? Сколько комнат? Светло ли там? Тепло ли там? Как делаете уборку? Что угрожает жилью? Глубоко ли строится нора? … Или знак-время. Какое любимое (нелюбимое время года)? Что предпочитаете делать утром (вечером…)? Что едите на завтрак? Как проводите выходной? Есть ли у вас календарь?...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « К НАМ ПОЖАЛОВАЛ ПИНГВИН»
Цель: Создать условия для использования собственных знаний в области живой природы и самостоятельных умозаключений о зависимости внешнего вида и повадок объектов живой природы от климатических и природных условий. Создать условия для использования дополнительных источников знаний. Учить выделять из информации новое, эвристическое.
В
озраст: подготовительная к школе группа. Работаем в парах. Материал: маски-символы пингвина на половину детей, на другую половину детей символы хорошо знакомых птиц (ворона, воробей, снегирь и так далее), энциклопедии с закладкой на нужной странице; карточки со знаками для ознакомления с объектами живой природы; карточка знак-познание только книга; карточка знак-идея. Предварительная работа: просмотр мультфильма «Приключения Лоло» и познавательных фильмов о пингвинах. Введение в ситуацию: На «птичьем базаре» на берегу океана появились пингвины. Все птицы загалдели, стали возмущаться по поводу вторжения
не

птиц
на птичий базар. Пингвины в ответ загалдели, утверждая, что они тоже птицы. Тогда хозяева-птицы проявили желание пообщаться с незнакомцами и всё у них подробно расспросить. Воспитатель предлагает каждой паре по одной карточке с просьбой подробно рассказать друг другу, сравниться друг с другом. Обращает внимание детей на знак-книгу (дети понимают, что за дополнительной информацией можно обратиться к книге). Воспитатель обращает внимание детей на знак-идея и поясняет, что самую интересную информацию нужно рассказать на «птичьем базаре»
Дети-птицы общаются, ищут информацию, подают заявку для участия в «птичьем базаре». «Информацию» дети в парах на одном листе зарисовывают и помещают на стенгазете «Пингвин – тоже птица».
ЗНАКИ
– любимый инструмент в моей работе. Перед занятием, перед игрой располагаю на магнитной доске необходимые знаки и дети «считывают» информацию, опережая события предполагают, чем и как будем заниматься. Сейчас я пробую знаки в работе по картине. Этот вид работы проходит сухо, скучно. И после занятия дети не зависают у картины. Хочу поделиться маленькой удачей, как смогла добиться того, что картина интересна детям в течение нескольких дней. Описываем картину, как обычно. В конце сообщаю, что всё было замечательно, но кое-что мы не заметили. Раздаю каждому ребенку объект для наблюдения с картины. Можно в письменном варианте, можно в устном или зарисовать. И обращаю внимание на
знак-нос.
Знаки познания: нос, ухо, рука, язык, глаз. Например: картина «Зима» (на переднем плане лес, дальше каток, дальше поле, совсем далеко деревня). Предлагаю объекты для наблюдения: берёза, дом в деревне, пень, собака, трактор, солнце, снегирь и так далее. Каких только запахов не обнаружили дети! И запах мороза, и березового сока, и шаньги пекут в доме, и бензин, и керосин, и запах подушки после солнечной ванны, и рябина от снегиря…
ЗНАКИ
– любимый инструмент в моей работе.