"Зимушка - зима"

Автор: Сапрыкина Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №85 комбинированного вида
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: конспект
Тема: "Зимушка - зима"
Дата публикации: 24.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в

старшей группе «Зимушка-зима»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимушка-зима» Тема занятия: «Зимушка-зима» Возрастная группа: старшая группа Программные задачи: 1.Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы 2. Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года; 3.Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц,растений. 4.Учить анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать речь, внимание, мышление. 5.Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе. Оборудование: демонстрационный материал (иллюстрации птиц, лесных животных, д/и «Времена года (Зима) », письмо от Зимушки-Зимы, части снежинки с заданиями, грамматическая запись. Раздаточный материал: карточки, снежинки. Предварительная работа: чтение художественной литературы (рассказы о животных, стихи о зиме, беседы, наблюдение на прогулке, опыт (в тепле снег и лед превращается в воду) . Ход НОД: Воспитатель: – Дети, сегодня нам пришло письмо. Интересно кто его написал? Давайте прочитаем (открываю концерт, вынимаю письмо и пронумерованные части от большой снежинки, на которых написаны задания). «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Зимушка-Зима, вот и закончился последний зимний месяц, мне пора не север. Я приготовила вам сюрприз, но вы должны помочь мне собрать снежинку, но составить ее можно только выполнив несколько заданий, они на частях от снежинки». Воспитатель: - Поможем Зимушке? (Ответы детей) - Давайте мы с вами найдём первую часть снежинки. Дети находят часть снежинки №1, воспитатель читает здание: Задание 1. « Что мы знаем о зиме?» Воспитатель: Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме? Воспитатель
:
Кто знает, сколько месяцев длится зима? Дети: Три Воспитатель
:
Какие это месяцы?
Дети: Декабрь, январь, февраль. Воспитатель
:
Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода ? Дети: На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег, начинаются заморозки. Воспитатель
:
Каким стало солнце, небо? (Ответы детей) Дети: Дни стали короче, солнышко светит мало. С приходом зимы становится все холодней, начинаются морозы. На небе мы видим облака, они приносят уже не дождь, как осенью, а снег. Пушистый белый снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов. Замерзают водоемы: озера, реки, ручьи. Воспитатель
:
Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Не в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых! Задание 2.Игра «Зимний ветер и снежинки» (у детей в руках бумажные снежинки, под музыку дети, словно снежинки на ветру, разбегаются в разные стороны, танцуют, кружатся, покачиваются, как только музыка заканчивается, дети должны вновь стать в круг) Задание 3. « Загадки:» 1.«Белые мухи прилетели, На землю сели» (снег) 2.«Он все время занят делом, Он не может зря идти Он идет и красит белым Все, что видит на пути» (снег) - Правильно зимой часто идет снег, он укрывает землю пушистым покрывалом. Давайте вспомним свойства снега. - Какой снег в морозный день? (снег мелкий пушистый, он искрится и переливается на солнце, скрипит под ногами.) - А какой снег в теплый день? (снег тяжелый, мокрый, липкий, из него можно лепить) Задание 4 «Жизнь животных и птиц зим Воспитатель показывает картинки «жизнь животных и птиц зимой») Воспитатель: Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц? (Ответы детей) Воспитатель: Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.
Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть. Воспитатель: Ребята как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам? (ответы детей) Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах Физкультминутка Выпал беленький снежок (дети показывают – постепенно поднимают, опускают руки). Собираемся в кружок (встают в круг, берутся за руки). Мы потопаем, мы потопаем (топают). Будем весело плясать (делают пружинку). Будем ручки согревать. Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают) Будем прыгать веселей, Чтобы было потеплей. Мы попрыгаем, мы попрыгаем. (прыгают) Задание 5. «Жизнь растений зимой» (Воспитатель показывает картинки «жизнь растений зимой») Воспитатель: Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это? (Дети высказывают свое мнение) Воспитатель: Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки. Задание 6. «Жизнь людей зимой» (Воспитатель показывает картинки «жизнь людей зимой») Воспитатель: Ребята, а как изменилась жизнь людей с приходом зимы? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята скажите, одежда нам нужна в зимнее время года? Какая?(Ответы детей) - Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть? Дети: Лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках. Педагог: Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? (ответы детей)
Педагог: Все мы с нетерпением ждем волшебства, подарков, веселья, праздничного настроения. Задание 7. Игра «Доскажи словечко» Педагог: Давайте с вами поиграем . Я буду начинать предложение, а вы будете добавлять нужное слово Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю... (снег) Все его зимой боятся – Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице ... (мороз) Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал, а проснувшись, стал реветь этот зверь лесной … (медведь) Он из снега одного, Из морковки нос его. Чуть тепло, заплачет вмиг. И растает ... (снеговик) Он когда-то был водой, Но сменил вдруг облик свой. И теперь под Новый год На реке мы видим ... (лед) Елочка с игрушками, Клоуны с хлопушками. Веселится весь народ! Что за праздник? (Новый год) С неба звездочки летят И на солнышке блестят. Точно в танце балеринки, Кружатся зимой... (снежинки) Задание8. Д/и «Времена года» (Детям раздаются карточки с изображением времен года, они выбирают те картинки, которые относятся к зиме, обосновывают свой выбор) - Вот мы и собрали все части от снежинки, давайте сложим ее (под музыку дети собирают снежинку) Воспитатель: Молодцы ребята, вы дружно работали на занятии и с легкостью справились со всеми заданиями Зимушки – Зимы.
Воспитатель: Ребята, Зимушка–зима дарит вам снежинки, которыми вы можете украсить свою комнату или приготовить панно, для украшения нашей группы к Новому году.