Математическое путешествие по Р.Н.С "Гуси-лебеди"в старшей группе

Автор: Чаптыкова Елена Антоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Аскизский детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: с.Аскиз, Республика Хакасия
Наименование материала: НОД
Тема: Математическое путешествие по Р.Н.С "Гуси-лебеди"в старшей группе
Дата публикации: 24.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБДОУ Аскизский детский сад «Светлячок»

НОД:

Математическое путешествие по русской

народной сказке«Гуси — лебеди».
Старшая группа Выполнила: Чаптыкова Е. А. с. Аскиз

Тема:
Математическое путешествие по русской народной сказке «Гуси - лебеди»
Цели и задачи:
В театрализованной форме закреплять знания, полученные по ФЭМП, речевому и социо-коммуникативному развитию. В игровой форме закреплять у детей математические знании и способности; Закреплять умение считать в пределах 7 (прямой и порядковый); Устанавливать равенство предметов по ширине и ориентировке в пространстве по схеме; Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, интонационную выразительность; Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выражать сочувствие, сопереживание, желание помочь попавшему в беду; Продолжать учить детей решать логические задачи, путем сочетания практических и мыслительных проб.
Методы и приемы:

Словесные:
Художественное слово, объяснение, напоминание, вопросы, поощрение, анализ деятельности. Наглядные: использование декорации и атрибутов «Яблоня, «Печка», «Речка», «Домик-избушка Бабы-Яги», костюм Машеньки, кукла - Ванечка, ежик, мультимедиа (показ слайдов).
Игровые:
Игра приветствие «Здравствуй Сказка!», театрализованная деятельность , хороводная игра.
Практические:
Выполнение заданий сказочных героев.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке.
Раздаточный материал:
Карта-схема, набор цифр от 1 до 7, геометрические фигуры, полоски разной ширины.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Дети входят в зал под музыку (звучит фонограмма «В гостях у сказки»).
Приветствие:
- Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся и подарим гостям хорошее настроение (Дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям). Орг. момент.
Воспитатель
- Сегодня будем играть в математику, но в математику не простую, а в сказочную. Для начала позовем к себе в гости сказку. Вставайте, скорей в хоровод. (Дети встают в круг, берутся за руки, идут по кругу проговаривая слова: Сказка в гости к нам пришла, Волшебство всем принесла, Смех, загадки, чудеса. Сказку в гости ждем всегда. Здравствуй, Сказочка, не новая, Всем давным-давно знакомая! К нам почаще приходи, С собою радость приводи!»
Воспитатель
- Ребята, вы наверное знаете очень много сказок . Назовите какие вы знаете сказки? (дети перечисляют). А могли бы вы узнать сказку по иллюстрации? (показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди» (Слайд №1) Кто помнит, как называется эта сказка? (ответы детей). Как начинается сказка? (Воспитатель включает аудиозапись русской народной сказки «Гуси-лебеди») Воспитатель предлагает детям отправиться в сказку. Слышится плач. Сидит девочка и плачет.
Воспитатель:
- Девочка, как тебя зовут? Меня зовут Машенька.
Воспитатель:
- А вот и наша Машенька! Что же ты плачешь?
Маша: -
Как мне теперь братца найти? Как из беды его выручить?

Воспитатель:
- Смотри ,Маша, сколько у тебя друзей! Будь уверена, мы все тебе поможем. Правда? (Ответы детей). Тогда не теряя ни минуты, пойдем искать братца Машеньки.
Маша: -
Подождите, я нашла его клубочек, с которым он играл. Наверное он нам поможет найти дорогу, куда Гуси-лебеди полетели.
Воспитатель:
- дети, посмотрите а в клубочке какое-то есть задание. Давайте прочитаем (Воспитатель вынимает из клубка листок бумаги с заданием. (Загадки о днях недели). Первый день большой недели, Трудовой день, не бездельник, Как зовется.....(понедельник) Прокричал усатый дворник: «День второй в неделе...(вторник)». Третий день не ерунда, как зовется он....(среда). День четвертый лень отверг, Как зовется он...(четверг). Пятый день- опрятница, Как зовется...(пятница). День шестой конец работы, Как зовется он ...(суббота). А седьмой день- всем веселье Как зовется ...(воскресенье).
Воспитатель:
- Молодцы! Отгадали мы все загадки. А теперь, Машенька, бросай клубочек, он покажет нам дорогу. (девочка бросает клубочек, он катится прямо к яблоньке).
Воспитатель: -
Смотрите, Яблонька на пути! Что ты ,Машенька хочешь у нее спросить?
Маша: -
Яблонька, Яблонька, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?
Яблонька: -
Выполните сначала мое задание, тогда скажу. «Мои яблочки сорвите
По тарелкам разложите, Но не просто так берите, А на цифры посмотрите…» (Дети срывают с Яблоньки яблоки и раскладывают по тарелочкам так чтобы цифры на яблоке и тарелочке совпадали).
Воспитатель: -
Правильно ли выполнили дети, твое задание, Яблонька?
Яблонька: -
Правильно! А я вам скажу, что видела как Гуси-Лебеди полетели мимо меня. Но у вас с собой есть клубочек, который покажет вам дорогу.
Воспитатель: -
Что ж, пойдем дальше братца Машеньки искать, из беды выручать. (Девочка бросает клубочек, он катится прямо к Печке.) Смотрите, вот и Печка на пути у нас стоит.
Маша: -
Печка, Печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?
Печка: -
Выполните сначала мое задание, тогда скажу. (На печке лежит лист с пирожками, а пирожки имеют разные геометрические фигуры.) Пирожки мои возьмите, Хорошенько рассмотрите, И увидите они- разной все величины. Разной формы и фигуры. Вы найдете сходство в них. Разделите на три группы, По кругам, по углам и квадратам.
Воспитатель: -
Правильно ли выполнили дети твое задание, Печка?
Печка: -
Правильно! И в благодарность за это я вам скажу, что видела, как Гуси- Лебеди полетели мимо меня.
Воспитатель: -
пойдем дальше братца искать(Девочка бросает клубочек, он катится прямо к речке). Смотрите, речка на пути.
Маша:
- Речка, речка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?
Речка: -
Выполните мое задание, тогда скажу… Начинается река с тоненького ручейка, Затем становится все шире…. Широка и глубока…
Помогите мне речку правильно собрать. - от узкого ручейка до широкой реки. (Дети выполняют задание, раскладывая полоски от самой узкой до самой широкой).
Воспитатель: -
Правильно ли выполнили дети твое задание, Речка?
Речка: -
Правильно, и я вам скажу, что видела, как Гуси – Лебеди полетели мимо меня.
Воспитатель: -
Идем дальше братца искать.(Девочка бросает клубочек, он катится прямо к ежику).
Маша:
- Ежик, ежик, помоги мне и моим друзьям братца из беды выручить, скажи куда Гуси-лебеди полетели?
Ежик: -
Хорошо, я помогу вам, если вы со мной поиграет в подвижную игру «Гуси- лебеди». Но сначала вам нужно выбрать волка с помощью считалочки: (из числа играющих выбираются волк и пастух остальные дети - гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом. Сбоку площадки очерчивается место - логово волка. «Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг. «Гуси» ходят, летают по лугу.
Пастух: -
Гуси, гуси!
Гуси:
(останавливаются и отвечают хором) Га, га, га!
Пастух: -
Есть хотите?
Гуси: - Д
а, да, да!
Пастух: -
Так летите! Как хотите, только крылья берегите.
Гуси: -
Серый волк под горой, Не пускает нас домой. «Гуси», расправив крылья (вытянув руки в стороны), летят через луг домой, а «волк», услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой). Пойманных «гусей» «волк» уводит к себе. (игра повторяется 2-3 раза).
Ежик: -
Молодцы! Поиграли вы со мной и я вам скажу, куда полетели Гуси – Лебеди. Они полетели к избушке, в которой живет Баба-Яга.
Воспитатель:
- Спасибо, Ежик, мы пойдем дальше выручать братца Машеньки. (Девочка бросает клубочек, он катится прямо к избушке Бабы-Яги).
Воспитатель:
- А вот и избушка Бабы-Яги. Давайте позовем ее, а вы не испугаетесь. Ну что, зовем! (дети хором зовут Бабу-Ягу. Выходит Баба-Яга).

Баба-Яга:
- Чую, русским духом пахнет, дошли, со всеми испытаниями справились? Если вы на мои вопросы ответите без ошибок, то отпущу братца- Ванечку домой. Сколько хвостов у пяти коров? (5) Сколько носов у двух псов? (4) Сколько ушей и двух мышей? (4) Сколько пальчиков на руке у мальчика? (5) Сколько ушек у двух хрюшек? (4)
Б.-Яга:
подождите ведь у меня еще есть задачи: На полянке у дубков Крот увидел 5 грибков А подальше у осин Он нашел еще один Кто ответить мне готов Сколько крот нашел грибов? (6) 2) шесть ребят в футбол играли, Одного домой позвали, Он в окно глядит, считает Сколько их теперь играет (5). 3) Пять ворон на крышу сели Отвечайте быстро, смело Сколько всех их прилетело (5)
Баба-Яга: -
Ну и молодцы! С моими испытаниями справились. Придется отдать вам Ванечку(Баба-Яга отдает Машеньке братца)
Воспитатель:
- Спасибо, Баба-Яга, но нам пора домой возвращаться. Баба-Яга: - Подождите, погодите, возьмите карту-схему, по этой карте вы обратно вернетесь домой. (дети прощаются с Бабой-Ягой).
Воспитатель:
- Теперь нам нужно домой возвращаться. Чтобы время не терять, будем возвращаться по схеме.
Дети, смотрят на схему и идут домой в обратном порядке: от избушки Бабы-Яги к ежику, от ежика к Речке, от Речки в Печке, от Печки к Яблоньке, от Яблоньки к своему дому.
Воспитатель:
- Вот и вернулись мы домой. Давайте встанем в хоровод и попращаемся со сказкой. (Дети встают в круг, берутся за руки и идут по кругу, проговаривая слова вместе с воспитателем). Сказка в гости приходила, Волшебство нам приносила. Мы герои нашей сказки, Все мы знаем без подсказки, Все задания сделали, Мы умные и смелые. Братца из беды спасли, Нашей Маше помогли. До свидания, Сказка, не новая, Всем давным – давно знакомая! К нам почаще приходи, С собою радость приводи!»
Итог занятия:

Воспитатель:
- Молодцы! Со всеми заданиями справились и братца из беды выручили, Маше помогли и домой вернулись. Понравилась вам наша сказочная математика? Что больше всего понравилось? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, умеете считать, решать задачи, отгадывать загадки, знаете геометрические фигуры и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие в занятии.