"Школа безопасности"

Автор: Халикова Зиля Раузиловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Школа безопасности"
Дата публикации: 24.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ Целью деятельности ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья городского округа город Уфа Республики Башкортостан является проведение мероприятий по медико-социальной, психолого- социальной, психолого-педагогической, социальной реабилитации, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, восстановление социального статуса ребенка-инвалида, достижение им материальной независимости и его социальной адаптации. Одним из направлений работы по формированию социальных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья является обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Многие считают, что, предусматривая неприятные неожиданности, мы неизбежно омрачаем себе радостное настроение. Однако тревога для того и живет в человеке, чтобы он реже переживал страх. Научиться быть осторожным и осмотрительным, научить этому другого человека вполне возможно. Необходимые знания и привычка соблюдать правила, уменьшающие опасность, являются незаменимыми сторожами уверенности в себе. Особо остро проблема ознакомления с правилами безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности встает по отношению к детям с нарушениями в развитии, в том числе в интеллектуальном, потому как знакомство с окружающим их социальным миром, с предметами и явлениями, находящимися вокруг, у таких детей достаточно поверхностно, фрагментарно, иногда полностью искажено. Разумные предосторожности не усложняют жизнь, а облегчают ее. Разумеется, вопросы безопасности могут и должны решаться на государственном уровне, должны быть заботой всего общества. Но многое каждый может сделать для личной безопасности. В этом все больше и больше убеждаются родители и дети, которые регулярно проходят реабилитацию в ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Среди наших воспитанников встречаются и непоседливые, и любопытные. Они познают мир и проверяют все на собственном опыте. Поэтому так важно объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо. Дети оказываются в самых разных ситуациях и зачастую не знают, как поступить, даже если нам, взрослым, решения кажутся очевидными. Используя разнообразные методики, педагоги центра учат детей распознавать опасные ситуации и правильно на них реагировать. Просматривая забавные анимационные ролики, ребята выбирают ответы из предложенных вариантов. При этом дети не только весело проводят время, но и учатся делать правильный выбор в нестандартных обстоятельствах. Незабываемые впечатления у детей оставили посещение Музея пожарной службы, социально-средовые мероприятия, проводимые совместно с Управлением по пожарной безопасности, специалисты которого увлекательно рассказывают о том, что огонь может быть как другом, так и врагом человека,
знакомят детей с правилами поведения во время пожара, днмонстрируют красочные опознавательные знаки, помогающие в экстремальной ситуации сориентироваться и спасти свою жизнь. Детям очень нравится разыгрывать опасные ситуации, где они должны самостоятельно принять решение благополучного выхода из нее. Так они набирают номер экстренной службы, правильно называют адрес, принимают меры безопасного поведения до приезда специальных служб. Систематическая работа с детьми посредством занятий, проводимых в игровой форме, в виде инсценировок позволяет детям с ОВЗ приобретать нужные навыки и представления о мерах безопасности дома, на улице, в общественных местах. Основными задачами мероприятий по формированию знаний умений и навыков безопасной жизнедеятельности у детей в реабилитационном центре являются: 1. Обеспечить здоровый и безопасный образ жизни ребенка. 2. Расширить знания детей об общепринятых нормах безопасного поведения. 3. Учить детей адекватно и осознанно действовать в той или иной нестандартной обстановке. 4. Развивать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение и поступки. 5. Формировать у родителей воспитанников личную и социальную ответственность за безопасность своего ребенка. Б
азовый уровень формирования навыков безопасного поведения, которого

достигают дети с ограниченными возможностями здоровья, проходящие

реабилитацию в центре:
-Понимать основные понятия «опасность», «безопасность», «чрезвычайная ситуация». -Знать правила дорожного движения и уметь применять их в повседневной жизни. -Узнавать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети» и др. -Знать сигналы светофора для пешеходов . -Знать правила безопасного перехода улицы, перекрестка по светофору. -Знать и различать виды транспорта, элементарные правила поведения в транспорте, на остановке. -Понимать элементарные меры предосторожности в весенний, зимний, летний и осенний периоды. -Знать и соблюдать правила безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми. -Знать основы безопасного поведения на пляже, при ледоходе, на зимней реке. -Знать и практически применять правила безопасности в помещении. -Знать правила эвакуации при чрезвычайных ситуациях и уметь применять их на практике. В центре действует специализированная развивающая площадка, создающая возможность максимально приблизить к действительности объекты окружающей среды (улицы), которая облегчает моделирование и анализ заданных ситуаций ; Основная цель функционирования специализированной развивающей площадки и автогородка – развитие внимания и ориентирования по городу у детей с
ограниченными возможностями здоровья как участников дорожного движения, усвоение правил дорожного движения детьми.
Большое внимание уделяли работе с родителями. В ходе рекомендательной беседы подчеркивается та моральная ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям безопасного поведения родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дети учатся, прежде всего, у взрослых. Поэтому перед педагогами реабилитационного центра стоит задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила безопасного поведения и научить поступать так же своих детей. Только в тесном содружестве с семьей у детей можно выработать твердые навыки безопасного поведения, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.
Список использованной литературы
1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - N 5. - С. 34- 37. 2. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста.. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. - 2006. 3. Борисова Л.В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л.В Борисова..- Наб.Челны,2006. 4. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ А.А.Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова - М.: «Балас», 2003.-304с. 5. Кириллов Г.Н., Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // "Право и безопасность", N 1 (10) Март 2004 г. 6.Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой..- М.: Баласс, 2007. – 80с. (образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100»). Халикова З.Р., социальный педагог ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья городского округа город Уфа Республики Башкортостан