"Особенности визуализации как способа формирования активного восприятия у студентов на уроке истории"

Автор: Волков Андрей Анатольевич
Должность: преподаватель общественно-гуманистарных дисциплин
Учебное заведение: КГПБОУ "Камчатский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности визуализации как способа формирования активного восприятия у студентов на уроке истории"
Дата публикации: 24.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Глава 2. Визуализация как способ формирования активного восприятия § 1. Особенности визуализации как способа формирования активного восприятия у подростков на уроке истории России в 8 классе Психологи считают, что 80% современных школьников визуалы и только 20% аудиалы и кинестетики. Наверное, это закономерно, учитывая приоритетность клиповой культуры в век глобальной компьютеризации, поэтому школе важно своевременно корректировать преподавание сообразно запросам общества. 1 В виду данного факта возрастает особая роль визуализации в формировании активного восприятия учебной информации. Современной методической науки можно найти массу определений понятия визуальный метод или визуализация. В ходе анализа методической и философской литературы было выбрано определение Вербицкого А. А. 2 Процесс визуализации – это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий. Данное определение позволяет развести понятия «визуальный», «визуальные средства» от понятий «наглядный», «наглядные средства». В педагогическом значении понятия «наглядный» всегда основано на демонстрации конкретных предметов, процессов, явлений, представление готового образа, заданного извне, а не рождаемого и выносимого из внутреннего плана деятельности человека. Процесс разворачивания мыслеобраза и «вынесение» его из внутреннего плана во внешний план представляет собой проекцию психического образа. Проекция встроена в 1 Заиченко А. И. Визуализация информации как средство формирования компетенций учащихся. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс] URL: festival.1septemberarticles/622463/ 2 Вербицкий Андрей Алексеевич - российский психолог, специалист в области психолого-педагогических проблем высшего и непрерывного образования, автор теории контекстного обучения. С 1991 года доктор психологических наук, профессор с 1993года, член-корреспондент РАО с 1992 году.
процессы взаимодействия субъекта и объектов материального мира, она опирается на механизмы мышления, охватывает различные уровни отражения и отображения, проявляется в различных формах учебной деятельности. Если целенаправленно рассматривать продуктивную познавательную деятельность как процесс взаимодействия внешнего и внутреннего планов, как вынесение будущих продуктов деятельности из внутреннего плана во внешний, как корректировку и реализацию во внешнем плане замыслов, то визуализация выступает в качестве главного механизма, обеспечивающего диалог внешнего и внутреннего планов деятельности. Следовательно, в зависимости от свойств дидактических визуальных средств зависит уровень активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся. На практике используются более сотни методов визуального структурирования – от традиционных диаграмм и графов до «стратегических» карт, лучевых схем-пауков и каузальных цепей. Такое многообразие обусловлено существенными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний различных предметных областей. Наибольшей информационной емкостью, универсальностью и интегративностью обладают структурно-логические схемы. Такой способ систематизации и визуального отображения учебной информации основывается на выявлении существенных связей между элементами знания и аналитико-синтетической деятельности при переводе вербальной информации в невербальную, синтезирование целостной системы элементов знаний. Освоение перечисленных видов по конкретизации смыслов, разворачиванию логической цепочки размышлений, описанию образов и их признаков мыслительной деятельности, а также операций с помощью вербальных средств обмена информацией формирует продуктивные способы мышления, столь необходимый для полноценного
восприятия информации. Согласно достижениям нейропсихологии «обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей». 3 Исходя из всего выше сказанного, очевидно, что визуализация оказывает влияние на формирование не только активного восприятия, но и на развитие познавательных процессов в целом. Зрительное восприятие можно воспринимать не как простое отображение зрительного образа на сетчатку глаза, а как различные комбинации паттернов. 4 Мозг способен реагировать на эти паттерны в соответствии с каким- то порядком. Он как бы берет готовые зрительные прототипы и сравнивает увиденное с ними. Получение синергетического визуального образа есть результат «дорисовывания» образа до возможного для восприятия состояния. 5 Именно поэтому в практической работе с 8 Д классом в план- конспекте одного из проведенных уроков содержится паттерн в виде готовой, но не заполненной схемы. Это гарантирует некую визуальную модель, но при этом оставляет место для внутреннего шаблона учащегося. Данный урок был разработан для формирования активного восприятия у подростков на уроке истории России в 8 классе. 3 Кычкин А. В. Технология визуализации информации. Учебное пособие. Пермь: ПНИПУ, 2014 [Электронный ресурс] URL: konspekta/lek-2443.html 4 Паттерн – ( модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка) — устойчивое, контекстно- обусловленное повторение человеком собственного поведения или мышления для достижения определенных результатов. [Электронный ресурс]: URL: psychologosarticles/view/pattern 5 Шаров Ф. И. Визуализация медиапространства средствами коммуникации. [Электронный ресурс]: URL: sharkov_felix@mail
Особый интерес вызвал урок по теме «Крымская войны 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя». 6 Данный урок, как и любое занятие по теме войны насыщено фактическим материалом, который нуждается в систематизации и как следствие в оптиматизации. Текст § 14, изучаемого материала чрезмерно перегружен фактическим материалом, что создает определенные сложности, связанные с его восприятием у учеников. В рамках проведения данного урока ученикам был предложен раздаточный материал, в котором имеется структурно-логическая схема. 7 Структурно-логические схемы создают особую наглядность, располагая элементы содержания в нелинейном виде и выделяя логические и преемственные связи между ними. Такая наглядность опирается на структуру и ассоциативные связи, характерные для долговременной памяти человека. В некотором роде структурно-логические схемы выступают в роли промежуточного звена между внешним линейным содержанием (текст учебника) и внутренним нелинейным содержанием (в сознании). В качестве одного из достоинств структурно-логических схем А.В. Петров выделяет то, что «она выполняет функцию объединения понятий в определенные системы». 8 Сами по себе понятия ничего не могут сказать о содержании предмета обучения, но будучи связанными определенной системой, они раскрывают структуру предмета, его задачи и пути развития. Понимание и осмысление новой ситуации возникает тогда, когда мозг находит опору в прежних знаниях и представлениях. Отсюда вытекает важность постоянной актуализации прежнего опыта для овладения новыми знаниями. Процесс изучения нового материала можно представить как восприятие и обработку новой информации путем ее 6 См. приложение 4 7 См. приложение 5. 8 Петров, А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике: монография / А.В. Петров. - Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1997.
соотнесения с понятиями и способами действий, известными обучающемуся, посредством использования освоенных им интеллектуальных операций. Поступающая в мозг по различным каналам информация концептуализируется и структурируется, образуя в сознании концептуальные сети. Новая информация встраивается в существующие когнитивные схемы, преобразует их и формирует новые когнитивные схемы и интеллектуальные операции. При этом устанавливаются связи между известными понятиями и способами действий и новыми знаниями, возникает структура нового знания. 9 Работая над созданием структурно-логической схемы, ученики не просто заполняют предложенный им в раздаточном материале схему, а создают новую, опираясь на предложенную схему как возможный вариант. Это связано с тем, что форма визуальной проекции определяется самостоятельно, так как является индивидуальным внутренним планом. 10 Предполагается, что в ходе реализации данного урока у учеников будет создана когнитивная схема по изучению войн, что активизирует процесс восприятия не только на данном уроке, но и в будущем при изучении войн. § 2. Диагностика активного восприятия у подростков В ходе анализа психологической литературы была выбрана методика «Компасы» для диагностирования восприятия пространственных признаков. 11 Инструкция: 9 Лозинская А. М. Фреймовый способ структурирования содержания модульной программы обучения физике / А. М. Лозинская // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 3(67). - С. 176- 184. 10 Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - № 2. - 2009. - С. 22- 28. 11 Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса». URL: do.gendocsdocs/index- 95698.html?page=6
«Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север – сверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева. (Показать на демонстрационном плакате.) На ваших картах схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты или наклонены. (Показать несколько вариантов отыскания направления стрелки на плакате.) Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть. Время на работу 10 мин». Обработка результатов: Результаты обследования обрабатываются по ключу. Определяются следующие показатели: общее число просмотренных компасов — производительность (Р); время выполнения задания (Т); число ошибок (число неправильно отмеченных компасов) (п); относительная частота неправильных ответов (п/Р); скорость работы (комп./мин)

После проведения данной диагностики были получены следующие результаты. 12 12 См. приложение 2.
Р

Т

П

П/Р

Комп/мин

1
23 10 0 0 2,3
2
3 10 0 0 0,3
3
9 10 0 0 0,9
4
11 10 0 0 1,1
5
9 10 1 0,1 0,9
6
9 10 0 0 0,9
7
11 10 0 0 1,1
8
5 10 0 0 0,5
9
3 10 0 0 0,3
10
3 10 0 0 0,3
11
5 10 0 0 0,5
12
4 10 0 0 0,4
13
6 10 2 0,3 0,6
14
11 10 0 0 1,1
15
12 10 0 0 1,2
16
5 10 0 0 0,5
17
4 10 4 1 0,4
18
11 10 0 0 1,1
19
5 10 0 0 0,5
20
7 10 0 0 0,7
После реализации технологии по активизации восприятия, показатели, которые были получены, в ходе реализации данной технологии улучшились. 13
Р

Т

П

П/Р

Комп/мин

1
26 10 1 0,03 2,6
2
5 10 0 0 0,5
3
8 10 0 0 0,8
4
9 10 0 0 0,9
5
9 10 0 0 0,9
6
10 10 0 0 1
7
17 10 0 0 1,7
8
6 10 1 0,16 0,6
9
6 10 1 0,16 0,6
10
2 10 0 0 0,2
11
10 10 0 0 1
12
6 10 0 0 0,6
13
6 10 0 0 0,6
14
9 10 1 0,1 0,9
15
9 10 0 0 0,9
16
7 10 0 0 0,7
17
4 10 0 0 0,4
18
13 10 0 0 1,3
19
10 10 0 0 1
20
- - - - - Анализируя полученные результаты исследования, проведенные по методики «Компас», очевидно, что особенности восприятия у подростков изменились в качественно лучшую сторону. Так, во вторичной диагностики ученики дали больше ответов, допустили меньше ошибок за тот же период времени 10 минут, как и в первичной диагностики. Результаты вторичной диагностики подтверждают гипотезу исследования, что если на уроках истории использовать метод визуализации, то будет развиваться активное восприятие. 13 См. приложение 3.