"СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

Автор: Рець Марина Сергеевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ СПЭТ
Населённый пункт: город Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Дата публикации: 24.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Рець Марина Сергеевна преподаватель английского языка ГБПОУ СПЭТ «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи - американский философ и педагог,
Аннотация:
тема данной статьи очень актуальна на сегодняшний день, так как переход на новый ФГОС внедрил некоторые инновации в структуру современного урока, где главной задачей является активизировать познавательные возможности обучающегося целенаправленные на изучение его личностных проявлений.
Ключевые слова:
ФГОС, деятельностный подход, личностно-ориентированный подход структура современного урока, виды нестандартные уроки. Современный мир очень изменчив и динамичен. Эти изменения отражаются, в научных знаниях, технологиях, а также в сфере досуга человека. Поэтому возникла необходимость разработать новый государственный образовательный стандарт в условиях изменяющихся запросов образования, который обеспечит развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Концепция модернизации российского образования определяет современный урок как многофункциональную единицу образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия. Общение преподавателя и учащихся направлено не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого обучающегося. Современное образование должно отвечать запросам современного общества. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения
иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решая с его помощью свои жизненные и профессиональные задачи. ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой учащиеся с помощью педагога обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется взаимодействие педагога и студента. С точки зрения деятельностного подхода педагог и учащийся становятся партнёрами. В центре внимания находится обучающийся, его личность. Цель современного учителя - это выбрать методы и формы организации учебной деятельности, которые соответствуют поставленной цели развития личности. В связи с этим выделяют следующие требования к современному уроку иностранного языка: — четкое формулирование цели; — определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; — прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; — выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока; — выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность обучающихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность, — урок должен быть проблемным и развивающим: преподаватель сам нацеливается на сотрудничество со студентами и умеет направить их на сотрудничество, как с ним так и с одногрупниками; — учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; — создание условий успешного учения учащихся. Специфика предмета «иностранный язык» такова, что обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции может происходить только в условиях личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Деятельностный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы - слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить, где все эти виды деятельности рассматриваются не в качестве самоцели, а как
способ решения учащихся конкретных личностно важных проблем и задач. Личностно- ориентированный (личностно-деятельностный) подход (Learner-centred approach) основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению иностранным языком. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает: - самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными; - опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт; - учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой»; - учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей; - целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям; - перераспределение педагога и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли педагога, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника. При планировании современного урока иностранного языка следует выделить и учесть ряд особенностей, а именно 1. Практическая направленность урока. На уроке иностранного языка преподаватель формирует у учащихся навыки и умения использовать иностранный язык как средство коммуникации. Знания сообщаются, чтобы более эффективно сформировать навыки и умения. 2. Атмосфера общения . Создание благоприятной атмосферы- это требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Успешная коммуникация может осуществляться только в условиях, когда преподаватель и обучающийся являются речевыми партнерами. 3. Единство целей. Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей одновременно. В рамках урока отрабатываются разные аспекты языка (фонетика, грамматика, лексика). Происходит работа над развитием умений в разных видах речевой деятельности: в аудировании, чтении, говорении, письменной речи. Однако, следует помнить, при планировании урока, это выделение одной главной практической цели. Остальные цели могут быть определены как задачи, с помощью которых обеспечивается достижение основной практической цели.
Например, цели урока могут быть следующими  Формирование лексических навыков  Развитие техники чтения  Развитие монологических умений Соотношение целей и задач – это соотношение частного и общего. Реализация цели возможна благодаря решению ряда задач. Таким образом, ставя определенные задачи, педагог определяет путь к достижению цели, а также конкретизирует качество формируемого навыка и умения. Приведем пример: На уроке преподавтель планирует научить учащихся рассказать о том, куда они поедут на летние каникулы Цель: развитие монологической речи Задачи: 1) Активизировать лексику по теме «Путешествие» 2) Тренировать учащихся в чтении текста 3) Научить учащихся монологическому высказыванию типа повествование с опоро й на текст Таким образом, мы видим, что наряду с практической целью, формулируются развивающая, воспитательная и образовательная цели урока.
Образовательная цель
предполагает использование языка для повышения общей культуры, расширения кругозора и знаний о стране изучаемого языка. Достижение образовательной цели предусматривает приобретение обучающимися страноведческих и лингвострановедческих знаний.
Воспитательная цель
обусловлена тем материалом, который используется на уроке. Данная цель реализуется через отношение учащегося к языку и культуре его носителей . Примерами формулировок воспитательных целей могут быть:  Воспитывать умение общаться с однокурсниками  Развивать умение отстаивать свою точку зрения  Прививать любовь к животным, природе и т.д. Реализация развивающей цели связана с развитием психических функций учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков и умений межличностного общения. Воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются через практическую цель. 4. Адекватность упражнений цели урока. Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке. Кроме того, адекватность есть соответствие упражнений характеру формируемого навыка. Например, если целью урока является формирование лексического навыка в устных видах речевой деятельности
(говорении и аудировании), то упражнение на перевод с русского на английский язык нельзя назвать адекватным, т.к. оно способствует формированию языкового, а не речевого навыка. Адекватным в данном случае будет упражнение условно-речевого характера (например, ответы на вопросы в устной форме, упражнения типа «Согласись/не согласись и другие). 5. Последовательность упражнений . Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего. 6. Комплексность урока. Урок иностранного языка носит комплексный характер. Это означает, что речевой материал «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, а именно через аудирование, говорение, чтение и письмо. Таким образом, комплексность – это взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них. 7. Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке . Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение. Однако при обучении, например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению. Также следует отметить, что урок иностранного языка должен проходить на иностранном языке, где речь преподавателя в общей сложности не должна превышать 10% времени урока. 8. Логика урока иностранного языка. Урок должен быть логично спланирован, что подразумевает:  Соотнесенность всех этапов урока с основной целью;  Соразмеренность всех этапов урока и подчиненность их главной цели по времени выполнения;  Последовательность в овладении речевым материалом, когда каждое упражнение подготавливает обучающегося к выполнению следующего;  Связность урока, которая может обеспечиваться речевым материалом (лексические единицы содержаться во всех упражнениях), предметным содержанием (все компоненты урока объединены общей темой), общим замыслом (урок-дискуссия). Исходя из выше сказанного,
Структура современного урока в рамках ФГОС выглядит

следующим образом
1.Организационный момент  тема,  цель,  образовательные, развивающие, воспитательные задачи  мотивация их принятия  планируемые результаты: знания, умения, навыки  личностно-формирующая направленность урока
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось) 3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого обучающегося на основном этапе урока  постановка учебной задачи  актуализация знаний 4. Сообщение нового материала  Решение учебной задачи  Усвоение новых знаний  Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом) 5. Закрепление изученного материала  Обобщение и систематизация знаний  Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом) 6. Подведение итогов  диагностика результатов урока  рефлексия достижения цели 7. Домашнее задание  инструктаж по его выполнении В процессе обучения, преподаватели иностранного языка часто сталкиваются с проблемой отсутствия у обучающихся потребности пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся необходимо применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся. Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин, которые пробуждают интерес к уроку и мотивируют учащихся к активной коммуникативной деятельности. Эти уроки включают в себя всё разнообразие форм и методов, в частности таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи и др. Приведем несколько видов нестандартных уроков: 1.
Уроки-игры
. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу обучающихся. Особенностями этих уроков
является то, что учебная цель ставится как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обеспечивая увлеченность и интерес к содержанию со стороны студентов. 2.
Уроки-состязания
, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические умения и теоретические знания большинства обучающихся по выбранной теме. Игры-соревнования могут быть придуманы самим мпедагогм или являться аналогом популярных телевизионных конкурсов и состязаний. 3.
Деловая игра
. Урок-суд, урок-аукцион, урок-биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно-поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, здесь проявляются инициатива и артистизм студентов, неординарность мышления. 4.
Интернет-уроки
проводятся в компьютерных классах. Учащиеся выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. 5. Эффективной и продуктивной формой обучения является
урок-спектакль
. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке коммуникативных навыков на иностранном языке и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка. 6.
Урок-интервью
. Это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: «Свободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т. д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор. 7.
Урок-эссе
. Современный подход к изучению иностранного языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной
позиции, собственного отношения к прочитанному, к обсуждаемой проблеме: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «я». Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие «эссе» как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. На уроках иностранного языка студенты анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Они должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли по поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение. Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке. 8.
Интегрированный урок
иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся. 9.
Видеоурок.
Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. В этих случаях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у обучающихся личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. 10. В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает
проектная деятельность

учащихся
. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление обучающегося и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а
уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Но, какая бы форма урока не была бы применена, важным заключительным этапом является рефлексивная деятельность. Именно, рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что переход на новый образовательный стандарт помогает преподавателю стимулировать у обучающихся «...освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности на основе развития своих способностей», а также «оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки». Литература 1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / Под ред. Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения), — М.: Просвещение, 2010 2. Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. – Ижевск: Удмуртский университет. 2000 3. Зимняя И.А.Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999. 4. Ольшевская М.В.Деятельностный подход в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку, Минск, 2010 5. Полат Е.С.Метод проектов на уроках иностранного языка. М.: Иностранные языки в школе, 2000, № 2. 6. Полат Е.С.Разноуровневое обучение. М.: Иностранные языки в школе, 2001, № 1. 7. Штарина А.Г. Английский язык. Компетентностный подход в преподавании. Издательство «Учитель», Волгоград, 2011. 8.
standart.edu
9.
fgos.isiorao