"Внутренняя политика России 1725-1762 гг."

Автор: Ладыгина Светлана Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ школа № 7
Населённый пункт: г. Кулебаки
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Внутренняя политика России 1725-1762 гг."
Дата публикации: 25.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока

Тема урока: «Внутренняя политика России в 1725-1762 гг. ».

Тип урока:
изучение нового материала
Форма урока:
устный журнал.
Цель урока
: Охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. Сравнить характер правления Петра I и его преемников.
Задачи урока
: Образовательная: Охарактеризовать основные перемены в государственном управлении, в положении дворянства, рассказать об основных направлениях внутренней политики государства в период правления пяти монархов. Развивающая: Создать условия для познавательной деятельности учащихся на основе решения проблемы, научить школьников делать выводы. Воспитательная: Создать условия для воспитания в школьниках чувства гордости за культуру русского народа.
Основные понятия:
Верховный тайный совет. Кабинет министров. Тайная розыскных дел канцелярия. Расширение дворянских привилегий. Учреждение Государственного заёмного банка. Купеческий банк. Таможенный устав. Манифест «О даровании вольности и свободы российскому дворянству». Конференция при высочайшем дворе. Использованные литература и материалы (в том числе мультимедиа): презентация, , учебник.
Оборудование:
мультимедиа, карточки с датами, карта «Российская империя в XVIII веке», выставка книг, учебник, рабочие листы, презентация.
Методы и формы обучения:
 по источникам знаний: словесный, наглядный;  по типу познавательной деятельности: частично-поисковый;  по логике передачи: индуктивный (от частного к общему – итоговая таблица);  бинарное сочетание со стороны учителя: объяснительно-побуждающий, со стороны учащихся: частично-поисковый (учитель – ученик – учитель).
В диалоге принимают участие:
Президент Исторического общества, корреспонденты журналов: а также обозреватели по, экономическим, политическим, социальным вопросам.
Проблемный вопрос:
Как повлияла эпоха дворцовых переворотов на внутреннюю политику страны?
Эпиграфы:
«Знать и познавать историю своей страны нужно каждому самому простому человеку». Н. М. Карамзин.
Здесь коротко и строго

Царило много лиц;

Царей не слишком много,

А более цариц.
А. К.Толстой
Ход урока:

I.

Организационный момент
.
II.
Работа с эпиграфом.
- Ребята, какой исторический период идет речь в стихотворении?

- Раскройте понятие «дворцовый переворот».

(Дворцовый переворот – это смена власти в результате борьбы группировок внутри господствующего класса при опоре на гвардию. За 1725 – 1762 гг. в России сменилось шесть правителей).
Задание:
Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов: Почему в XVIII веке увеличилось число претендентов на российский престол? (Потому что Петр I издал указ о престолонаследии, который давал императору право назначать себе преемника по своему усмотрению, но сам Петр I этого сделать не успел, так как скоропостижно умер. Теперь все его родственники могли претендовать на высшую власть в России. Сегодня мы продолжаем изучать данный период в истории нашего государства. Форма проведения нашего сегодняшнего урока - устный журнал. У нас присутствуют обозреватели журналов «Политика и мы», «Проблемы экономики», «Сельская жизнь», «Казачья вольница», «Вопросы истории». А вот тему вы определить должны сами, решив кроссворд, в который я включила термины, знание которых необходимо для сегодняшнего урока. Время на
кроссворд
всего 5 минут. Проверка кроссворда. - Какие слова получились под цифрами 9. Поставить оценки. - Итак, тему конференции определили: Внутренняя политика России в период дворцовых переворотов. Запишем тему урока. - А что значит «внутренняя политика»? (на доске записываю предложения учащихся). Вывод: значит, сегодня мы будем обсуждать следующие проблемы: Политика – управление государством, Социальная сфера – положение людей разных сословий, Экономика- состояние сельского хозяйства и промышленности. Духовная сфера – вопрос об образовании. И все эти вопросы мы будем рассматривать в сравнении с итогами правления Петра I.
Основополагающий вопрос:
Как повлияла эпоха дворцовых переворотов на внутреннюю политику страны? В.О.Ключевский писал: «Россия отдыхает после Петра» - Так ли это в действительности? На сегодняшнем уроке вы, ребята, должны не просто слушать, но и заполнить таблицу Поможет нам ответить на этот вопрос таблица, которую вы должны заполнять в течение всего урока. - Какие органы власти помогали Петру I управлять страной? В эпоху дворцовых переворотов главной проблемой России в области внутренней политики была неспособность или нежелание монархов править самостоятельно. Поэтому в России создавались органы власти, которые их заменяли.
Выступление группы «политики».

1-я группа – перемены в системе центрального управления.

2-я группа – изменение в системе городского управления.
Давайте еще раз назовем органы управления государством. Верховный тайный совет (Екатерина 1) – Кабинет министров - Канцелярия тайных розыскных дел (Анна Иоанновна) – Правительствующий Сенат – коллегии – Конференция при высочайшем дворе (Елизавета Петровна) Как вы думаете, почему появлялись одни органы власти и распускались другие, а третьи однажды распущенные, возникали вновь? (Это связано с тем, что монархи сменяли друг друга в результате дворцовых переворотов и старались освободиться от влияния лиц, игравших большую роль при предыдущем монархе.) - В истории есть такие понятия: реформы и контрреформы.
Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. Что и делал ПетрI для процветания государства Российского Контрреформы - резко противоположные предшествовавшему или современному общественному строю мероприятия. Можно ли утверждать, что изменения в области центральных и местных органов власти это и есть контрреформы?
Ребята назовите самое привилегированное сословие?
Каково было положение дворян во времена ПетраI? Давайте посмотрим, что изменилось в отношении дворян.
Выступление группы социологов.

- Почему дворянство становится самым привилегированным сословием?
(их отблагодарили за поддержку своей кандидатуры на престол - кроме денежных пожалований, было роздано немало земель и крепостных крестьян) - Какое сословие оказалось самым незащищенным?
Словарик урока
:
Откуп
– передача государством частным лицам за определенную плату права сбора налогов или продажи каких-либо товаров.
Подряд
– договор, по которому одна сторона (подрядчик) берется на определенных условиях выполнить работу другой стороны (заказчика).
Недоимки
– налоговые задолженности. - Докажите, что политика властей в отношении
крестьянства
ещё более ужесточилась.
Выступление группы социологов.
К чему приводили жесткие меры в отношении крестьян? (Разорение, недоимки, бегство на Дон, даже бунт). - Зачем крестьяне бежали на юг – на Волгу и Дон? - Так чем же было недовольно казачество? Слушаем внимательно и делаете вывод сами.
Выступление группы
- Итак, чем же было недовольно казачество? (ущемление прав и приравнивание положение к положению крепостных). Если вспомнить итоги экономического развития правления Петра I, то мы отметим, что….экономика сделала скачок в своем развитии, выросло число мануфактур, Россия вышла на 3 место в Европе по выплавке металла и стала продавать его за границу. Что же ожидало экономику в эпоху дворцовых переворотов? Об этом расскажет обозреватель экономических проблем … - Мы наблюдаем картину: мануфактуры могли бы строиться, если бы были свободные рабочие руки. - Обратимся к таблице. Дайте оценку всем записанным в таблицу реформам, мероприятиям, проводимых правителями дворцовых переворотов. Поставьте напротив каждого тезиса «+» или «-».
Подведем итог. Как повлияла эпоха дворцовых переворотов на внутреннюю политику страны?
Согласны ли вы с мнением В.О.Ключевского «Россия отдыхает после Петра» Так ли это в действительности? Почему дворцовые перевороты не происходили до 1725 и после 1801 года?