"Восклицательное предложение в бурятском языке"

Автор: Хабаева Маргарита Александровна
Должность: учитель бурятского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Хадаханская СОШ
Населённый пункт: село Хадахан, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка урока по бурятскому языку в 5 классе
Тема: "Восклицательное предложение в бурятском языке"
Дата публикации: 25.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок бурятского языка, 5 класс. УМК: 1.Учебно-методический комплект по бурятскому языку “Алтаргана” для 5-го класса. Имеет гриф “Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Бурятия”. - Алтаргана: учебник по бурятскому языку для 5-го кл. общеобразов. школ с русским языком обучения [Текст] /С.Ц. Содномов, Б.Д. Содномова. – Улан- Удэ: Бэлиг, 2011.–160с. - Алтаргана: книга для учителя к учебнику 5-го кл. [Текст] / С.Ц. Содномов, Б.Д. Содномова. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2011. – 68 с.
2.
Б.Б. Будаин, Б.Б. Гомбоев, С.Г. Будаин. Буряадхэлэн, 5 класс. – Улан-Үдэ, 2008.
3.
Программы для бурятских школ. Бурятский язык V-XI классы. – Улан-Удэ, 2008. Отв. редактор Д.Б. Базарова. 4. С.Ц. Содномов. Планируемые результаты и оценка достижений по бурятскому языку. Электронный учебник. – Иркутск, 2015.
Тема: Минии бүлэ. Аялганууд
ай илгаа.
Деятельностная цель:
создать условия для формирования способности обучающихся к решению частных учебных задач.
Образовательная цель:
расширение понятийной базы за счет включения в языковых (фонетических) понятий.
Задачи:
1. Шэнэ ойлгосонуудтай танилсуулха (“аялган абяан” ‘гласный звук’, “түргэн аялган” ‘краткое гласное’, “удаан аялган”‘долгое гласное', “дифтонг”. 2. Аялган абяануудые зүбөөр үгүүлжэ hургаха. 3. “Минии бүлэ” гэ hэн темэдэ хабаатай үгэнүүдые hурагшадай хэлэлгэдэнь хэрэглүүлжэ hургаха.
Планируемые результаты:

Личностные
:формирование мотивации изучения бурятского языка и стремление к самосовершенствованию путем развития у обучающихся умения творчески использовать усвоенный материал в новых ситуациях общения;
Метапредметные
:
Регулятивные
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего мнения в совместной деятельности.
Предметные


Речевая компетенция
:
говорении:
начинать, поддерживать диалог, соблюдая нормы речевого этикета;
аудировании
: воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников;
чтении:
читать текст стихотворения “Минии аба” с пониманием основного содержания;
Языковая компетенция
: - адекватное произношение и различение на слух звука {ү},{үү},{h},{ай}; - распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц; -распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций бурятского языка; знание признаков изученных фонетических явлений;
Социокультурная компетенция:
знакомство с образцами художественной литературы на бурятском языке;
Компенсаторная компетенция
- умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки.
Оборудование
: (проектор,ноутбук……………..)
Ход урока:
I.
Мотивация к учебной деятельности.
- Речевая подготовка. Сайн байна үхибүүд, мүнөө буряад хэлэнэй хэшээл. Минии нэрэ Маргарита Александровна, би Хадаханай дунда һургуулиин буряад хэлэнэй багшаб. Мүнө өдэр бидэ хамтадаа энэ хэшээлдээ һайнаар хүдэлжэ, бэе бэтэеэ танилсахабди. Урогой темые ойлгохынь түлөө,бидэ түрүүшын фонетическэ зарядка хэхэбди. (слайд1).2 хүн уншаха.( Энэ мэдүүлэлнүүдые уншаад юун гэжэ ойлгобобта? Ямар таниһан үгэнүүд бии юум? (перевод).Тиибэл хамта бултадаа уншая. Энэ “эжы, аба” гэжэ үгэнүүднай ямар ехэ темэдэ орохоб?“(Бүлэ “ гэжэ темэдэ ороно). Бүлэ гэжэ үгэ юун бэ? (перевод). Танай бүлэ соо хэн үшөө ородог бэ? (работа с картиной).
Нэгэдэхи мэдүүлэлдээ тэхэрьелдаа
. Энэ мэдүүлэл соо ямар аялганууд бииб? Хоердохи мэдүүлэл соо? Эдэ аялганууд юугээрээ илгарнаб? (слайд2)?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
. Багша: Юун гэжэ һананат, мүнөө урогтоо темэмнай ямар байхаб?
III. Выявление место и причины затруднения.
Багша: Ямар зорилго табихамнайб? (слайд4). Һурагша: Аялган абяануудай илгаануудые мэдэхэ болохобди. Багша: Энэмнай нэгэдэхи зорилго. {аа, ай, ой, эй, үү, үй} абяануудые зүбөөр үгүүлэгты. Үшөө ямар зорилго табихамнайб? Һурагша:Аялган абяануудые зүбөөр үгүүлжэ hураха ёhотойбди. үгэнүүдые хэлэлгэдээ хэрэглэжэ, зүбөөр үгүүлжэ hураха ёhотойбди. Мүнөө дэбтэрнүүдээ нээгээд число, темэеэ бэшэгты.(сама пишу).
Тиибэл номуудаа нээгээд 33 хууд. Хэн түргөөр,олон танил үгэнүүдые бэшэжэ абахаб? Аялганууд доогуурнь зураад абагты.(2мин) 3 үгэтэй мэдүүлэлнүүдые зохеогты.(доскада 1 хүн бэшэнэ).
3. Реализация построенного проекта.
Багша: Мүнөө параар хүдэлэе. номоо 34 нюурта нээгээд, 2 упражнени дүүргэгты, 1ряд – хэн юун гэһэн асуудалда харюусаһан үгэнүүдые, 2 ряд-энэ асуудалнуудта харюусадаггүй үгэнүүдые бэшэгты.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Багша: Бүлэгөөр хүдэлэе, “Алтаргана”номоороо 35 нюурта, 1 ряд—4 даабари, 2-хи ряд- 5 даабари.
(под диктовку
).(баабай, эгэшэ, аба, эжы, дүү хүбүүн, төөдэй,нагаса, аша,басаган)-аялган доогуурнь зураад ,ямар аялганбэ гэжэ хэлэгты.
4. Включение в систему знаний и повторения.
Багша: “Алтаргана” номоороо 36 нюурта, долоодохи упражнени дүүргэе. Дүүргэхын урда уран гоеор уншалга шагнагты. Аялган абяануудые зүбөөр үгүүлжэ Д.Доржиевагай шүлэг уншагты. Һурагша: ……………………………..
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Багша:Урогой зорилгонуудаа дүүргээбди?Урогнай дүүрэжэ болхонь.Таанарта энэ урогнай һонирхолтой байгаагүй?(интересно или нет). . Гэрэй даабари упражнени 48. Сэгнэлтэнүүд. Би угаа баяртай байнам. Таанадаараа нэгэ дуу бария. Сэгнэлтэнүүд. Баяртай!