"Ориентация младших школьников на нравственные ценности"

Автор: Незлученко Светлана Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 1
Населённый пункт: г. Аксай, Ростовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Ориентация младших школьников на нравственные ценности"
Дата публикации: 25.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Воспитание духовно – нравственной, эстетически развитой личности школьника» «Ориентация младших школьников на нравственные ценности»

Цели и задачи воспитательной работы

в 1-А классе на 2015 – 2016 учебный год:

Цель:
 Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов воспитанников в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с универсальными навыками и умениями, конкурентно-способной в будущей жизни.
Задачи:
 Содействовать формированию классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников.  Развивать общественную активность учащихся, ученическое самоуправление как основу для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.  Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность.  Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика.  Воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости;  Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;  Организовать работу родительского комитета, направленную на сплочение коллектива учащихся.

Цели организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах; - реализация интересов каждого учащегося; - привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества; - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела; - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности; - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей); - формировать толерантность, умение общаться.

Функции органов самоуправления по видам деятельности:
Познавательная - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад. Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой, дежурство по классу. Культурно-массовая - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов. Спортивная - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов. Социальная - следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.
Губернатор города –
Друзья Знайки
(учебный сектор)
Друзья Золушки
(санитарный сектор)
Друзья Ильи Муромца
(спортивный сектор)
Друзья Дяди Стёпы-милиционера
(сектор правопорядка)
Друзья Бременских музыкантов
(культурно-информационный сектор)
Задачи каждой группы:
«Друзья Знайки» следят за подготовкой к уроку и помогают учителю в проверке дневников; «Друзья Бременских музыкантов» проводят опросы, анкетирование среди одноклассников, каждое утро готовят новости и отвечают за проведение внеклассных мероприятий, тему и форму которых готовят тоже сами; «Друзья Золушки» следят за внешним видом одноклассников, за порядком и чистотой класса; «Друзья Ильи Муромца» проводят по
утрам зарядку, физкультминутки на уроках и подвижные игры в перемены и на прогулке; «Друзья Дяди Стёпы - милиционера» отвечают за дисциплину и правопорядок в классе.



 Интерес к самому себе.  Самопризнание себя как личности.  Управление самим собой.  Уважение чужого мнения.  Любознательность о вовлеченность в деятельность.  Эмоциональная устойчивость.
 Мотивация действий и поступков.  Воля и труд, дивные всходы дают.  Всякий человек по делу познается.  По мере трудов и награда.  Помогать товарищам по классу.  Веселье делу не помеха.  В хорошей артели всяк при деле.  С кем живешь, с тем и слывешь.  Здоров будешь – все добудешь.





Закон уважения.
Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы
. В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон храбрости
. Будь храбрым, не бойся препятствий.
Закон любви.
Люби своих друзей, родителей Родину и все, что тебя окружает.
Закон доброты
. Доброта - это сила. Не бойся быть сильным, дари людям добро.
Закон милосердия
. Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!
Закон вежливости.
Будь вежлив со взрослыми и со своими товарищами. Не давай им прозвищ и кличек!

Закон трудолюбия
. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!
ЦЕЛЬ:
сделать родителей активными участниками педагогического процесса.
ЗАДАЧИ:
 Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.  Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.  Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.  Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.  Привлечение к организации досуга детей по интересам.

СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ:
1. Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками. 2. Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения.
ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ:

№ п/п

Тема собрания

Сроки

1
Ваш ребенок – первоклассник. Трудности адаптации. Сентябрь
2
Учи показом, а не рассказом. Роль родительского авторитета в воспитании. Декабрь
3
Роль сказок, мультфильмов, детских передач, компьютерных игр в воспитании детей Март
4
Перелистывая страницы учебного года Май
ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ:

Тема консультации

Сроки

1
Ознакомление родителей с режимом работы школы. Сентябрь
2
Занятость во внеурочное время. Октябрь
3
Режим младшего школьника. Ноябрь
4
Помощь родителей в организации досуга детей. Декабрь
5
Культура поведения младших школьников. Январь
6
О внимании и внимательности. Февраль
7
Как привить любовь к чтению. Март
8
Воспитание без насилия. Апрель
9
Летний отдых детей. Май



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей. 2. Дети научаться жить дружно, сплочённо. 3. Сформируется взаимодействие семьи и школы.
1. Духовно – нравственное воспитание.

Задачи:
 Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно - нравственной компетенции — «становиться лучше».  Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.  Способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.  Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
 Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Ожидаемые результаты:
 Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
2. Гражданско–патриотическое воспитание.

Задачи:
 Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.  Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.  Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.  Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.  Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
Ожидаемые результаты:
 Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.  Учащиеся получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

3. Эстетическое воспитание.

Задачи:
 Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное.  Развитие художественных способностей.  Воспитание чувства любви к прекрасному.
Ожидаемые результаты:
 Учащиеся знакомятся основными направлениями эстетической культуры.  Получат возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.
4. Воспитание здорового образа жизни.

Задачи:
 Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.  Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.  Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ожидаемые результаты:
 У учащихся формируются умения и навыки санитарно - гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.

5. Экологическое, экскурсионно – туристическое воспитание.

Задачи:
 Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
 Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного  отношения к природе.  Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства
6. Трудовое воспитание.

Задачи:
 Способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.
Ожидаемые результаты:
 Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.

7. Учебно – познавательная деятельность.

Задачи:
 Способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы.  Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.  Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
Ожидаемые результаты:
 Учащиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами.  Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.


 Выполнение творческих работ.  Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.  Подготовка и участие в классных олимпиадах.  Участие в конкурсах чтецов.  Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.  Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.  Создание и работа шефских пар.  Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся.  Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.  Контроль посещения учащимися кружков в школе, проведения свободного времени.  Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.  Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
 Исследование жилищно – бытовых условий учащихся.  Консультации и беседы с родителями по воспитанию детей.  Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в кружки, секции и другие внешкольные учреждения.  Контроль за выполнением поручений, которые учащиеся выбрали по своему желанию.  Повышение интереса к учению, путём предоставления им посильных дополнительных заданий по предметам.

Учащиеся имеют право:
 Пользоваться учебными кабинетами, библиотекой, спортзалом.  Участвовать в обсуждении вопросов по успеваемости, трудовой и учебной дисциплине, а также других вопросов, связанных с учебным процессом.  Учащиеся имеют право участвовать в общественной жизни коллектива и школы.
Учащиеся обязаны:
 Систематически и глубоко овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками.  Посещать учебные занятия и мероприятия.  Повышать свой культурный и нравственный уровень.  Соблюдать правила внутреннего распорядка школы.  Быть дисциплинированными и организованными.  Беречь школьное имущество.
 Проведение диагностики по уровню воспитанности;  Участие в мероприятиях (классных, внутришкольных и т.д);  Накопительная система оценивания «Портфолио ученика начальной школы»;  Творческие работы детей (рисунки, поделки и т.д.).
 Создание сплоченного классного коллектива.  Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника.  Проявление инициативы и ответственности за порученное дело  Наличие положительной динамики роста духовно - нравственных качеств личности ребенка  Участие в конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях.  Посещение спортивных секций, кружков по интересам.  Удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.


Коррекционная работа направлена на коррекцию отклонений в развитии, поведения, осуществляется, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка. 
Цель психологического сопровождения:
диагностика и коррекция эмоциональной сферы учащихся. 
Цель логопедического сопровождения:
коррекция и развитие речи ребенка. 
Цель педагогического сопровождения:
формирование у детей учебных навыков, развитие психических функций в процессе учебной деятельности 
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения:
формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями. 
Цель социально-правового сопровождения
состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения. 
Цели воспитательного сопровождения
обусловливают формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни, культуры поведения в общественных местах
Направления Сроки 1- 4 СЕНТЯБРЯ 7 – 11 СЕНТЯБРЯ 14 – 18 СЕНТЯБРЯ 21 – 25 СЕНТЯБРЯ КТД Торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний Духовно-нравственное Час общения «Где тепло там и добро» Урок нравственности «Кого мы называем честным» Гражданско- патриотическое Беседа «Я и моё место в жизни» Беседа «Мои права и обязанности» Эстетическое Беседа о поведении в школе «Я – ученик» Урок вежливости «Ежели вы вежливы» Здоровый образ жизни Беседа «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях» Игра – путешествие «Откуда берутся грязнули» Экологическая работа и экскурсионно- туристическая деятельность Экскурсия по школе» Кто работает рядом с нами Викторина «В гостях у природы» Трудовое воспитание и профориентационная деятельность Составление графика дежурства Уход за комнатными растениями Работа на клумбе Воспитание любви к чтению Путешествие в книжное царство Литературная гостиная «В некотором царстве в некотором государстве» Учебно-познавательная деятельность Практикум – игра «Тренировка памяти» Разное Подготовка к празднику, посвящённому Дню учителя Индивидуальная работа с обучающимися Направления Направления Сроки 4 - 8 АПРЕЛЯ 11 – 15 АПРЕЛЯ 18 –22 АПРЕЛЯ 25 – 29 АПРЕЛЯ КТД Устный юмористический журнал «Нам в учебе нет помехи, если в классе много смеха» Духовно-нравственное Час общения «Светлый праздник Пасха» Беседа «Страна, в которой я живу» Урок нравственности «Мир человеческих чувств» Гражданско- патриотическое Диалог «Любить Родину – значит быть ей полезным» Урок мужества «Этих дней не смолкнет слава» Урок мужества «Мы этой памяти верны» Эстетическое Ролевая игра «Особенности поведения мальчиков и девочек» Здоровый образ жизни Профилактическая беседа «Профилактика детского травматизма» Урок-беседа «Где нас подстерегает опасность?» Экологическая работа и экскурсионно- туристическая деятельность Беседа с элементами викторины «Берегите Землю, берегите!» Экскурсия «Весенние изменения в природе» Игровая программа «День Земли» Трудовое воспитание и профориентационная деятельность Работа на пришкольном участке и облагораживание территории школы Акция «Чистая улица» Работа на клумбе Воспитание любви к чтению Конкурс загадок Учебно-познавательная деятельность Игра-путешествие «Путешествие в космос» Работа с родителями Выставка рисунков «Вместе дружная семья» Родительское собрание «Роль родителей в развитии ребенка» Индивидуальная работа с обучающимися Помощь в устранении неудовлетворительных отметок Контроль за дисциплиной