"Технология формирующего оценивания на уроках в начальной школе"

Автор: Мышкина Наталья Львовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ЧОУ - Гимназия №212 "Екатеринбург - Париж"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология формирующего оценивания на уроках в начальной школе"
Дата публикации: 25.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Наталья Львовна Мышкина, г. Екатеринбург, ЧОУ – Гимназия №212 «Екатеринбург – Париж», учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
«Технология формирующего оценивания

на уроках в начальной школе в рамках ФГОС»
Актуальность темы исследования обусловлена разными подходами оценивания, практической потребностью общества в личности, обладающей инструментом, который заключается в процессе поиска и интерпретации данных, которые ученики и учитель используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Введение ФГОС показывает, что познание окружающего мира, приобретение знаний и умений - всё это происходит в активной творческой деятельности обучающегося. Такой творческой деятельностью может стать и процесс оценивания деятельности ученика. Имеется насущная потребность организации развернутого научного поиска, направленного на определение путей, условий развития технологии формирующего оценивания на уроках в начальной школе. В настоящее время существует потребность в системе оценки творческой деятельности ученика с первого класса. Часто видим, что ребёнок стремится реализовать себя, проявить свои возможности, но как это оценить? Нельзя проверить способности по готовым алгоритмам. Технология оценки качества должна постоянно меняться в соответствии с контингентом учащихся и программой изучения. Проблема оценивания состоит в том, что главная наша цель – это улучшать результаты учащегося, а не только измерять их.

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о том, что оценивание должно содержать несколько компонентов: оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования, оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения. Мы видим, что выбор формы оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами. Целью получения информации может быть интегральная оценка, в том числе, портфолио, выставки, презентации; и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения; самоанализ и самооценка обучающихся. Источником информации для оценивания могут быть: работы учащихся (домашние задания, мини – проекты и презентации, разнообразные тексты,
отчёты о наблюдениях и экспериментах, разнообразные инициативные творческие работы; индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ; статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини – исследований; результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ). Систему формирующего оценивания на уроках выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся включались в деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Помогают в этом такие методики, как «Карта понятий», «Карта причин», «Недельные отчёты». В первом классе использовалась карта самоотчёта «В ходе работы я …», опросники для самодиагностики в первом классе подошли не всем ребятам, так как не все могут чётко и кратко сформулировать свои мысли и адекватно их оценить. Систему оценивания ввела с самооценки, когда с первых дней ученик заполняет экран настроения. В нём он отмечает уровень удовлетворённости от прошедшего дня, своей востребованности и возможности реализовать себя на уроке и во внеурочной деятельности. На уроке ученик может оценить свою работу сам по критериям, данным учителем или составленным вместе в групповой работе. С первых дней идёт оценка индивидуальных образовательных достижений каждого ученика: входная диагностика в комплексных работах, тестирование, оценка формирования ключевых компетенций на уроках, динамика образовательных достижений, сформированность общеучебных умений, коммуникативных умений, познавательных интересов. Оценить работу ребёнка можно в разных видах деятельности, например, в групповой работе. Разумеется, работу по диагностике следует разбить на несколько этапов. На одном уроке отследить работу в группе 4 – 5 учеников. Группу больше делать не стоит, непродуктивно. В такой группе можно определить лидера, учеников, которые демонстрируют содействие, противодействие, бездействие. Для оценки качества творческой деятельности в начальной школе подойдут интерактивные игры на взаимодействие. В результате использования технологии формирующего оценивания, сделала выводы, что получила обратную связь, информацию о том, чему обучились ученики и в какой степени реализованы поставленные учебные цели. Понятно, что в полную силу возможности оценивания реализуются только, если оно используется для того, чтобы дать обратную связь ученикам. Оценивание – это навигатор. Ученики узнают, какого уровня они достигли и какой род знаний является наиболее ценным. Таким образом, оценивание служит для них ориентиром. Это очень ценно и для учителя и для ученика, благодаря этому мы, совместно можем определить ближайшие шаги в направлении улучшении своих знаний.