"Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников"

Автор: Григорьева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №125 "Дубок"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников"
Дата публикации: 25.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 125 «Дубок» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект мероприятия

по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию

на тему «Город, в котором я живу»

для детей младшей группы

Составила воспитатель

Григорьева Т.А.

Город Чебоксары

2016


Цель:
Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине – городе Чебоксары и своей семье.
Задачи:
Обучающие задачи: - Уточнить и расширить знания детей о родном городе; - Знакомить с достопримечательностями города; Развивающие задачи: - Развивать зрительное восприятие, внимание, память, способность самостоятельно и целенаправленно размышлять; - Развивать навыки речевого общения, умения воспринимать на слух читаемый текст; Воспитывающие задачи: - Воспитывать любовь к Родине, родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им; - Формировать патриотические чувства.
Словарная работа:
активизация слов Чебоксары, Волга, церковь, монумент матери, театр, Красная площадь, набережная, карта.
Индивидуальная работа:
Индивидуальное заучивание детьми домашних адресов, умение отвечать полным предложением на поставленные вопросы.
Приемы и методы
: игровая ситуация, рассказ, демонстрация иллюстраций, рассматривание, разговор, беседа, загадывание загадок, показ, вопросы, выполнение игровых действий.
Предварительная работа;
беседы о городе и рассматривание фотографий с видами города; чтение стихотворений о родном городе; дидактические игры: узнай по описанию, где находится памятник, знакомство с картой России.
Оборудование:
Звукозапись «Гимн Чувашской Республики», фотографии с достопримечательностями города, клубок ниток, мультимедийное оборудование (сенсорная доска, ноутбук, проектор).
Материалы и пособия:
фотографии родного города; изображение герба и флага Чебоксар; карта России для детей.
Раздаточный материал
:
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Методы и приёмы по структуре:

1.

Вводная часть:
- музыкальное сопровождение; - организационный сюрпризный момент. Воспитатель обращает внимание детей на «волшебный клубочек», лежащий на полу. Воспитатель: - Посмотрите, какой необычный гость. Это клубочек непростой, а волшебный. Я предлагаю взять этот клубочек в руки и передавать
друг другу, называя свое имя и фамилию. С помощью клубочка мы сможем передать друг другу хорошее настроение.
2. Основная часть:

-
Игра «Давайте познакомимся». - Рассказ воспитателя о родной стране, о родном городе. - Показ презентации – Чебоксары. - Физкультминутка; - Загадывание загадок;
3. Заключительная часть
- вопросы к детям для анализа занятия и оценки работы детей; - поощрение и награждение детей.
Ход образовательной деятельности:
1. Игра «Давайте познакомимся». Воспитатель: - Ребята, каждый из нас называет своё имя и фамилию (дети, передавая волшебный клубочек, называют свои фамилии и имя). - Молодцы! 2. Рассказ воспитателя о родной стране, о родном городе. - У каждого человека есть Родина – страна, где он живёт. Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! - Как называется наша страна? (Ответы: Россия). А как называют жителей нашей страны? (Россияне). Наша страна самая большая в мире. Много в ней городов, рек, озёр, морей, гор и равнин. Но для каждого человека ближе и роднее то место, где он родился, ходит в детский сад, школу, работает и живёт. Это его малая родина. Дети, а вы знаете какое имя у нашей малой родины? (Да). Послушайте песню о нашей малой родине (звучит песня «Гимн Чувашской Республики») (обратить внимание детей на то, что когда звучит гимн, надо слушать стоя). 3.Презентация «Чебоксары». У нашего города красивое название Чебоксары. Мы с вами, его жители, называемся чебоксарцы. Предлагаю вам посмотреть красивые места города Чебоксары (презентация Чебоксары). - Красиво в нашем городе? Вам понравилось? (ответы детей). - Главная площадь Чебоксар называется Красная площадь. Красная — значит красивая. Посмотрите, какая она большая! Здесь проходят праздничные парады, салюты, выступления знаменитых артистов. Мы с вами много раз видели по телевизору Красную площадь, а кто-то бывал на ней с родителями.
(Рассказы детей.).
Гуляли по набережной Чебоксарского залива? - А хотите узнать, что еще есть у нас в городе? (Да) Тогда вставайте в круг и повторяйте за мной. 4. Физкультминутка «Мы по улицам шагаем». - Вот мы с вами и прошли по улицам нашего города.
5. Загадывание загадок - У нас в городе много разных зданий, я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать. Воспитатель: - Молодцы. Все загадки отгадали. Воспитатель: - Скажите мне, пожалуйста, а кто знает свой домашний адрес в городе Чебоксары? (ответы детей). Молодцы1
3.Заключительная часть
Воспитатель: - Молодцы! Напомните, пожалуйста, что интересного есть в нашем городе? (Дети комментируют фотографии). А что за песню мы с вами слушали сегодня? (ответы детей). Молодцы! Давайте попробуем вспомнить слова из этой песни, которые чаще всего встречались в этом тексте (ответы детей). Молодцы. Так как же называется наш город? (Чебоксары). Молодчины! Воспитатель: - Ребята, город Чебоксары – это наша малая родина, самое родное место на Земле. Мы с вами – жители нашего родного города. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем. От того, как сильно вы будете любить свой город, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. - Пока вы еще дошкольники, вам еще предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит знать его.
Список использованной литературы
1. Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М. - Просвещение, 1989г. 2. Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий. Лопатина А., Скребцова М. Изд-во: Книголюб, 2008г. 3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт. -сост. Т. В. Ковриги на, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 247 с. 4. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. – «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014. 5. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2006. 6. Программа воспитания ребенка-дошкольника. /под рук. О.В. Драгуновой. –Чебоксары, 1995. 7. Программа художественно-творческого развития ребёнка- дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства/сост. Л.Г. Васильева, Чебоксары, ЧРИО, 1994.
8. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа / Е. И.Николаева. – Чебокары: Чуваш.кн.изд- во,2015 с. 71. 9. Интернет-ресурсы.
Аннотация
Мною был разработан конспект мероприятия по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию для детей младшей группы. Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование духовно-нравственной основы личности, культурно-ценностных ориентаций ребёнка, развитие его эмоций, мышления, чувств, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Для младшего дошкольника характерен естественный интерес ко всему, что им неизвестно, т. е. ко всему. Мы должны поддерживать этот интерес, помогая детям освоить первые представления о городе, воспитывая любовь не только к своей семье, детскому саду, но и к своему родному городу. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается именно с местом, где он родился и живет. Мероприятие интегрированное, связанное со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие. Конспект соответствует ФГОС ДО. Задачи реализуются через игровые ситуации, используются интересные приемы и рассматривание иллюстраций, фотографий на мультимедийном экране.
Приложение


Физкультминутка «Мы по улицам шагаем».
Мы по городу шагаем. То, что видим, называем. (Идут по кругу.) Светофоры и машины, (Поворачивают голову вправо.) Школы и магазины, (Поворачивают голову влево.) Скверы, улицы, мосты. (Взмахивают сначала правой рукой, затем левой.) И деревья, и кусты! (Поднимают руки вверх, опускают.)
Загадки
Это что за чудный дом? Сто детишек в доме том, Дом детишкам очень рад. Что же это?…
(Детский сад)
В этом домике врачи. Ждут людей, чтоб их лечить. Всем они помочь, готовы - Отпускают лишь здоровых.
(Больница)
Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём. Там пишут и считают, Рисуют и читают.
(Школа)
Ты можешь здесь купить конверт. Послать посылку срочно. Всем передать большой привет. Ведь это здание - …
(почта)
Если холодильник пуст, Закончились продукты. Ты сюда входи скорее. И бери корзину, Покупай, что повкуснее. В нашем…
(магазине).