"Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста"

Автор: Золотарёва Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 451
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 25.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
«Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет». А.С.Макаренко Для того, чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры. Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. Исследователи отмечают ценность игры, её условность, а также указывают на её значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. В дошкольном возрасте ребёнок в личностном плане становится самостоятельным и независимым. Это связано с тем, что увеличивается число социальных функций, которые становятся посильными для него. Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми и игровые отношения со сверстниками. В этом возрасте наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка – это его взаимоотношения с другими людьми, как взрослыми, так и детьми. Если окружающие относятся к ребёнку по-доброму, не отрицают его личностных прав, проявляют к нему большое внимание, то этот ребёнок испытывает эмоциональное благополучие, следствием чего становится устойчивое переживание уверенности и защищённости.
Эмоциональное благополучие влияет на развитие личности ребёнка, выработку у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Достичь этого помогут разнообразные психологические игры, которые не просто нужны ребёнку, а даже необходимы, потому что каждый ребёнок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые через игру. Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. Ребёнок не может развиваться вне игрового пространства, созданного его воображением. Поэтому нельзя лишать ребёнка возможности самостоятельно играть или принимать участие в играх с другими детьми. Игра помогает ребёнку не превращаться в пассивного потребителя информации, а, наоборот, позволяет быть активной и творческой личностью. Играя, ребёнок ничего не производит, а результат его творчества поистине бесценен: это становление его «я». Начиная играть с детьми, каждый взрослый должен помнить, что психика ребёнка – это тонкая и чувственная материя и при правильно подобранных играх, которые будут, не только интересны ребёнку, но и полезны для него, его психика постепенно будет становиться устойчивой и будет развиваться в правильном направлении. Выбор игры, которая была бы на пользу ребёнку, - это первый шаг для получения положительного результата. Второй шаг заключается в правилах проведения игр. И эти правила обязательно должен учитывать взрослый, принимая во внимание возрастные, умственные и физические способности детей. Среди этих правил можно выделить самые главные. 1. В любую игру с ребёнком взрослый должен играть с интересом и увлечённо, по возможности, активно принимая в ней участие. При этом нужно всегда помнить, что игры с ребёнком – это не вынужденная необходимость, а прекрасные минуты, проведённые с ним вместе. 2. Занимаясь с ребёнком, взрослый должен соблюдать последовательность этапов. Ему не стоит ждать от ребёнка слишком быстрых результатов. Нужно учитывать особенности развития и характера ребёнка. Например,
некоторым детям для усвоения материала необходимо несколько раз поиграть с одной и той же буквой, звуком, а другим потребуется для решения этой же задачи не более двух попыток. 3. В играх, особенно с дошкольниками, взрослый должен использовать как можно больше наглядного материала (цветных картинок, кубиков, игрушек, различных предметов). 4. Взрослый должен избегать в играх монотонности и однообразия, не рекомендуется играть с ребёнком в однотипную игру 2 раза подряд. Желательно прерываться на физкультурные разминки, рисование, совместный поиск чего-то нужного для занятий. 5. В ходе проведения игры взрослый должен проявлять терпение, избегать критики и отрицательных оценок в адрес ребёнка. Важно помнить, что любые игры должны доставлять ребёнку только удовольствие. 6. Взрослый должен хвалить ребёнка даже за минимальные успехи и даже за то, что он старается выполнить поставленные перед ним задания. Особое место в деятельность дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Выдающийся русский психолог Л.С.Выготский отмечал, что, хотя ребёнок создаёт в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И.М.Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для
формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребёнка. Классифицировать сюжетно-ролевые игры можно по видам: 1. 1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. 2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолёт, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, завод, фабрика, строительство, армия). 3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полёты и т.д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «лётчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов) и т.д. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение. 5. «Режиссёрские» игры, в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарии, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного или пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками. Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьёт творческие способности ребёнка лучше, чем он сам. Поэтому прежде всего ребёнку нужно создать условия для спонтанной творческой игры. Чем организованнее игра, тем выше её воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть
сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры детей.