"Синтаксический разбор простого предложения"

Автор: Масьянова Лидия Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево, Самарской области
Населённый пункт: г.Похвистнево
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: "Синтаксический разбор простого предложения"
Дата публикации: 25.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ТЕМА: « Синтаксический разбор простого предложения» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Урок включает в себя целеполагание, рефлексию, творческую работу. Большое внимание отводится развитию речи. Используемые технологии и методики: технология проблемного обучения, критического мышления, информационные технологии (ЭОР в виде мультимедийной презентации), научно-поисковый и наглядный методы. Задания предусматривают различные формы работы на уроке, что позволяет эффективно отработать пунктуационные, речевые навыки, навык работы с тестовыми заданиями, сохранить внимание учащихся, избежать утомляемости на уроке. Задания различны по степени сложности, что позволяет учащимся оценить свои силы и сделать выводы о необходимости корректировки собственных знаний.
Цель:

Воспитательные:
-воспитывать у ребят чуткое отношение к родному языку, к красоте и выразительности речи, интерес к его изучению; -формировать гражданскую идентичность;
Обучающие:
-систематизировать знания учащихся, полученные в начальной школе и на предыдущих уроках ; -проверить орфографические навыки учащихся; -научить учащихся проводить синтаксический разбор; -расширять словарный запас учащихся.
Развивающие:
-развивать умение определять члены предложения в тексте; -формировать навыки графического обозначения; -формировать умения контролировать свою учебную деятельность;
Ход урока

1. Орг. момент
. Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Я надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески и не подведёте меня. У вас на партах лежат смайлики, они вам тоже будут улыбаться и помогать поддерживать хорошее настроение на уроке.

Возьмите смайлик в руку и поднимите вверх.

Пусть на уроке вам сопутствует успех!
Запишите число, классная работа. А для темы оставьте пока пустую строчку.
2. Актуализация знаний
. -А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете. Я буду задавать
тонкие вопросы
, на которые вы мне будете отвечать только «
да» или «нет»,

и толстые вопросы
, на которые надо ответить подробно.( Слайд 1) (Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы») - Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да) - Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные) - Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да) - Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) - А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое - Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему? -Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение) Закончите предложения ( Слайд 2)
-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

Определение «синтаксис- это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и

предложение, правила их построения.( Слайд 3)
-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам? ( Синтаксический Разбор) -Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого предложения.) -Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь. Кроме того мы должны
повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис»
. А помогут нам в этом загадки, пословицы, поговорки и тексты о здоровом образе жизни.
Проходить наш урок будет под девизом: ( Слайд 4)
« Здоровым будешь - всё добудешь».
Как вы понимаете эту пословицу, ребята? (если будешь здоровым, не будешь болеть, то сможешь учиться, работать, и всё у тебя будет)
3. Словарно- орфографическая работа
1)-
А сейчас мы с вами поиграем в «Орфографический футбол».
Я вам буду загадывать загадки, а вы запишете ответы через запятую. Будьте внимательны, не пропускайте гол в свои ворота, т.е. не допускайте ошибок. - Загадки. 2)
Взаимопроверка.

Поменяйтесь тетрадями
и проверьте правильность написания этих слов. Я надеюсь, вы не пропустили ни одного гола в свои ворота. 3) К доске – фонетический разбор слова
здоровье.
( Проверяет сосед по парте) - Ребята! На какую орфограмму мы написали слова? (непроверяемые гласные и согласные в корне слова) - А какие слова лишние? Почему? - К каким словам можно подобрать проверочное слово?
(боксёр, коньки)

А какой общей темой объединены эти слова
?
(спорт)
-
Какую роль СПОРТ играет для здоровья человека?
Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет? (правильно, заниматься спортом) Запишите предложение ( Слайд 5)
Ребята по утрам обтираются, спортом занимаются.

4.Объяснение нового материала
. А теперь откройте учебники на стр. ___. Познакомимся с порядком синтаксического разбора простого предложения. Работа с учебником. Составление
кластера.


Синтаксический разбор записанного предложения
. Характеристика предложения.
Ребята по утрам обтираются, спортом занимаются. ( повест., невосклиц..

простое, распраст., есть однород члены.)
(Побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми) Построение схемы.
5.Части речи
А теперь проверим, как вы знаете части речи, ведь предложения и словосочетания состоят из слов, выраженных разными частями речи. - У какого слова неправильно определена часть речи?
Хороший (прил) смех( сущ) оздоравливает( прил) душу.( сущ)

6. Отправляемся на поиск предложений. Работа в парах.
У вас на партах лежат листочки со схемами. А на слайде вы видите предложения. Найдите предложение к своей схеме. 1. Мы растём смелыми, на солнце загорелыми. 2. От простуды и ангины помогут витамины. 3. Будем закаляться, спортом заниматься! 4. Ты любишь играть в футбол? Запишите найденные предложения и произведите синтаксический разбор. У доски 1 человек ( напарник делает в тетради, а потом проверяет у доски)
7. Работа в парах
. У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так, чтобы получились пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Работаем в парах ( 1 предложение на стол) 1. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
2. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.- (разбор синтак.)
-Повест., невоскл., грамм. Основа, распраст., с однор.
3. Хороший смех оздоравливает душу. -Запишите получившиеся предложения и разберите синтаксически. У доски 1 человек работает по карточке – разбор слов по составу:
Хороший, оздоравливает

8. Физкультминутка
10. На наше здоровье влияет и наш рацион. Исключите из ежедневного меню макароны, плюшки, конфеты, а оставьте как можно больше овощей и фруктов. -
Прочитайте стихотворение. Выразительное чтение стихотворения
. Работа в парах:
Чудо-огород.
Удивляется народ: Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста

Растут на грядках густо-густо
. И все дружно говорят: «Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд

Урожай весь соберут».
- Почему нужно есть как можно больше фруктов и овощей, ребята?
Задания:
1) найдите предложения, с однородными членами предложения; 2) Составьте простое предложение с однородными членами.
На огороде растут редис, салат, капуста, помидоры.
2) начертите схему
11 «Рефлексия»

- Работа с текстом по уровням:
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор одного предложения. (Звучит спокойная музыка, звуки живой природы).

1уровень.
Музыка лечит. Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение. А пл… хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека. От х…рошей музыки даже р… стения быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть п…гибнуть.
2 уровень
. Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка шум моря г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение.
Учитель:

Помните, что словом можно всё выразить.

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово
«высоко»
произнеси – И представишь сразу неба синь. Ты скажи:
«Кругом белым-бело» -
И увидишь зимнее село, С белых крыш свисает белый снег, Не видать под белым снегом рек. Вспоминается наречие
«светло»
- И увидишь: солнышко взошло. Если скажешь слово ты
«темно»,
Сразу вечер поглядит в окно. Если скажешь «ароматно» ты, Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты
«красиво»,

Пред тобою – сразу вся Россия!
(Э.Куклина)
-

Наш урок подошел к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали.

Молодцы! На память о нашем уроке у вас останутся смайлики, на

обратной стороне которых вы найдёте мои пожелания вам.

Урок окончен, всем спасибо!


1уровень.
Музыка лечит. Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение. А пл… хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека. От х…рошей музыки даже р… стения быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть п…гибнуть.
2 уровень
. Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка шум моря г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение.
…………………………………………………………………………………………………………………

1уровень.
Музыка лечит. Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение. А пл… хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека. От х…рошей музыки даже р… стения быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть п…гибнуть.
2 уровень
. Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка шум моря г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
1уровень.
Музыка лечит. Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение. А пл… хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека. От х…рошей музыки даже р… стения быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть п…гибнуть.
2 уровень
. Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка шум моря г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
1уровень.
Музыка лечит. Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение. А пл… хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека. От х…рошей музыки даже р… стения быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть п…гибнуть.
2 уровень
. Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка шум моря г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение.


Чудо-огород.

Удивляется народ:

Что за чудо-огород?

Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы

Зреют дружно - молодцы!

И картофель, и капуста

Растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят:

«Мы растём здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут».

…………………………………………………………………………..

Чудо-огород.

Удивляется народ:

Что за чудо-огород?

Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы

Зреют дружно - молодцы!

И картофель, и капуста

Растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят:

«Мы растём здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут».