"Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе"

Автор: Киселева Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе"
Дата публикации: 25.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




«Профессиональные компетенции педагога, отражающие

специфику работы в начальной школе»


Меняется время, меняются люди, меняются и требования к школе. Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Этого требуют и современные задачи образования. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения перешли на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). Следует сказать, что новые стандарты предъявляют несколько
иные

требования
к образованию, чем были раньше. А это значит, что решение современных задач в воспитании и обучении учащихся требует серьезной
подготовки самого учителя и пересмотра его

деятельности.
Сегодня педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли - инструктора (человека, который систематически ведет со школьниками индивидуально-групповую работу); - наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть); - консультанта (специалиста, способного обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам); - куратора, главной целью которого является создание условий для приобретения детьми жизненного опыта; - управленца (человека, владеющего такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты); - и, конечно, помощника. В соответствии с ФГОС НОО, учитель является мудрым воспитателем, союзником психолога и социального педагога; в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и групповой формой работы. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свое мнение. Таким образом, с введением ФГОС ответственность учителя, которая во все времена была исключительной, возрастет вдвойне. По новым образовательным стандартам, выпускники начальной школы должны быть деятельными и активными, любознательными, инициативными, открытыми внешнему миру, доброжелательными и отзывчивыми. У них должно быть положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес,
уважительное отношение к окружающей среде, навыки самоорганизации и здорового образа жизни. Возникает вопрос: «Как обучать?» Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во
-
первых, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.
Для этого учитель начальной школы должен:
1.Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом его ведущей деятельности от игровой к учебной. Целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика. 2. Обеспечивать развитие умения учиться (т.е.
универсальных учебных

действий
) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД
обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Познавательные УУД
включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия: моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия:
анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение
метапредметных
образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста. 4. Быть готовым к общению в условиях повышенной степени доверия детей к учителю, так как учитель является одним из значимых людей в социальном развитии младшего школьника. 5. Уметь реагировать и распознавать серьезные личные проблемы детей. 6. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников. 7. Учитывать, при оценке успехов и возможностей учеников, неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а так же своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек. В школу возвращаются принципы государственного воспитания, они включают в себя программу воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеурочную, внешкольную деятельность образовательного учреждения. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения знаний и умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Для решения этой задачи необходимы партнерские отношения с семьями наших учеников, общественными организациями и традиционными религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ (средствами массовой информации). В этих условиях самостоятельность, а вместе с тем и ответственность педагога заключается: - в разработке для своего класса программы развития и воспитания, - во внедрении новой формы накопительной оценки (портфолио),
- в умении выбирать подходящие, конкретно к данному классу, УМК (учебно-методические комплекты), - в разработке и корректировке рабочих программ по каждому учебному предмету, - в отборе способов и средств формирования УУД (универсальных учебных действий) у обучающихся, - в разработке и отборе контрольных материалов, обработке результатов диагностических и комплексных работ. Известно, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого - может только счастливый, а современного – только современный. Литература: Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования: содержание и механизмы реализации : Программа дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) / Минобрнауки России. – М., 2011. – 42с.