"Антитеррористическая угроза посредством игр для детей 1 младшей группы"
Автор: Жумакбаева Жанслу Жозясаровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №15 Родничок
Населённый пункт: г. Новотроицк
Наименование материала: конспект
Тема: "Антитеррористическая угроза посредством игр для детей 1 младшей группы"
Безопасность детей дошкольного возраста может стать одной из тем
игровых занятий в детском саду из 6-8 человек. В процессе игры детям
прививаются навыки
уверенного
поведения в антитеррористических
ситуациях. Перед игрой детям необходимо рассказать об опасных ситуациях,
в которые попадали другие дети, а также проанализировать возможные
варианты правильного поведения этих детей, которые помогли бы не
привести к трагическому результату. Таким образом, детям прививаются
навыки соответствующего поведения в случае опасности сегодня, а также
предлагаются «рецепты» противостояния опасности на будущее.
Аспекты игры
Игры, обучающие безопасности детей дошкольного возраста, преследуя
одну цель, позволяют охватить несколько основных аспектов
.
Первый из них познавательный
, то есть, играя, ребенок получает новые
знания и навыки, которые помогут ему адекватно реагировать на опасную
ситуацию.
Второй — воспитательный
. В процессе игры демонстрируются
разнообразные модели общения людей. Ребенок получает и усваивает такую
форму поведения, при которой, оставаясь добрым, можно быть осторожным
и бдительным. Важный навык также заключается в том, что окружающему
миру следует доверять, не забывая о безопасности.
Суть третьего, поведенческого аспекта состоит в формировании
соответствующих опасным ситуациям моделей поведения
. Безусловно,
благородная цель — безопасность детей дошкольного возраста в различных
жизненных ситуациях, может быть достигнута только совместными
стараниями педагогов и родителей. То есть навыки, полученные во время
занятий в детском саду, должны быть закреплены родителями в семье.
Нередко взрослые, желая научить ребенка безопасности, прибегают к
запугиванию. Но этот способ неэффективен, потому что страх парализует
память, и в опасной ситуации ребенок может просто забыть полезные
«рецепты» выхода из положения, которым его пытались научить. Поэтому, во
время игр необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок понял, как можно
спокойно и уверенно выйти победителем из опасности.
Итак, чтобы чувствовать себя в безопасности, дети дошкольного
возраста должны научиться следующему
:
- уметь уверенно, громко и четко говорить «нет»;
- не гулять без взрослых, не выходить за границы территории, обозначенной
родителями;
- не подбирать посторонние предметы на улице.
- не брать ничего у посторонних людей.
Несколько игр, закрепляющих навыки безопасности.
Прививать необходимые навыки безопасности очень удобно, играя с детьми в
игру «Что, если…» . Находя, как в викторине, верный ответ на заданный
вопрос, ребенок учится быстро принимать решение.
Вопросы могут, например, быть следующими: «Что ты сделаешь, если
найдешь в магазине незнакомую сумку?», «Что если кто-то подойдет к тебе и
попросит что-либо передать?» и любые другие.
Если в детском саду проходят занятия по безопасности детей дошкольного
возраста, дома следует попросить ребенка рассказать обо всех опасных
случаях, которые он узнал, и снова обсудить их вместе. Ребенок должен
различать понятия «незнакомец», просто незнакомый человек, и «опасный
незнакомец», незнакомый человек, пытающийся заговорить с тобой, а
«безопасный незнакомец» — это милиционер, военный, продавец в магазине,
у которых можно попросить помощь. По такому же принципу можно помочь
дошкольнику усвоить понятия «безопасное место» и «опасное место».
Во время прогулок можно развивать у ребенка наблюдательность, соревнуясь,
кто больше деталей внешности встречных людей запомнит: цвет глаз, волос,
кожи, рост, шрамы, телосложение, родинки и т.д. Ответив в присутствии
ребенка на вопрос незнакомого человека о времени, месте нахождения чего-
либо, можно обсудить ситуацию, предположить, для чего человеку это было
надо, как мы ему помогли. Также надо научить ребенка запоминать
отличительные черты автомобилей: цвет, номера, наклейки.
Закрепить полученные элементарные навыки безопасности у детей
дошкольного возраста помогают ролевые игры. Перед
игрой «Большое и
маленькое «Нет» группе детей нужно рассказать сказку Гизеллы Браун,
обсудить ее с ними, а затем предложить каждому произнести слово «нет».
При этом педагог тоже предлагает варианты произношения слова: тихо,
опустив голову, и громко и четко, прямо глядя в глаза. Дети обыгрывают
слово в разных, предложенных педагогом ситуациях и приходят к выводу, что
слово «нет», произнесенное четко, уверенно и громко, более результативно.
Игра «Незнакомец» учит детей отвечать отказом на любые обращения
незнакомых взрослых. Педагог предлагает различные сюжеты ситуаций:
незнакомец просит показать, где находится какой-либо дом, или просит найти
упавший предмет, или просит помочь что-то донести до остановки и т.д.
Дети обыгрывают ситуации и учатся четко отвечать взрослому «Я вас не
знаю». В процессе игры также необходимо закрепить в сознании детей
важнейшее правило: прежде, чем куда-то идти, необходимо получить
разрешение родителей, а незнакомцы не имеют права это правило нарушать.
Игра «Подкуп»
помогает дошкольнику понять, что предлагаемые
незнакомцами подарки или угощения могут преследовать неблаговидную
цель и совершаются ими для того, чтобы взамен получить какую-либо услугу.
Ребенок должен усвоить правило, что у незнакомца нельзя ничего брать, а
тем более, принимать его приглашение подойти за интересным подарком к
машине, или зайти в соседний двор.
Также ребенок должен запомнить, что если он, забыв о бдительности,
отозвался на приглашение незнакомца, нужно немедленно громко кричать,
звать на помощь прохожих и рассказывать о происшествии. Сюжеты для
игры можно взять из сказок о Белоснежке или о спящей царевне и семи
богатырях.
По подобной методике с дошкольниками следует провести ролевые игры
на другие темы
:
«Защита» (кричать, привлекать внимание);
«Опасность» (действия в случае пожара и других ЧП, знание телефонов
служб 01, 02, 03, 04) и т.д.
Ролевые игры с детьми по безопасности, с одной стороны, являются
эффективной профилактикой противодействия жесткому отношению к ним
взрослых. С другой стороны, они учат тому, что при соответствующем
правильном поведении, из любой опасной ситуации, которую могут создать
«опасные незнакомцы», всегда можно выйти победителем, обратившись к
готовым прийти на помощь «добрым незнакомым людям».