Рабочая учебная программа по ПДД "Светофорик"

Автор: Бабина Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №9 общеразвивающего вида" г. Емва
Населённый пункт: Республика Коми, город Емва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая учебная программа по ПДД "Светофорик"
Дата публикации: 25.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 общеразвивающего вида» город Емва Рабочая учебная программа по ПДД в первой младшей группе «Светофорик» Воспитатель: Бабина Е.И. 2016 год

Пояснительная записка
С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости... Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя морщиться от выхлопных газов. В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас работают и учёные, и строители, и техники, и работники Государственной автомобильной инспекции. Созданы специальные научно-исследовательские центры по борьбе с загрязнённостью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок» – большого скопления автомобилей, создать максимум удобств, транспорту и безопасность пешеходам. Работники Государственной автомобильной инспекции постоянно наблюдают за движением и за выполнением правил дорожного движения. Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов. Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости. Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.





Актуальность
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, в 30 раз больше, чем в Италии. Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения. Перед обществом встает вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителям. Сегодня мы в детских садах стремимся обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных. Поэтому главная наша задача доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Эта проблема очень важна и актуальна, особенно в наше время, поэтому я решила углубленно работать по ней, поставила цели и задачи.

Цели:
 Создание в группе, максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге;  Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.
Задачи для воспитателя:
 С помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.  Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.  Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.  Выработать систему воспитательно-образовательной работы.
Задачи для детей:
Обучающие:  Познакомить детей с транспортом (грузовой автомобиль, легковой автомобиль, автобус);  Познакомить детей со светофором, с его назначением;  Познакомить с некоторыми дорожными знаками;  Познакомить с пешеходным переходом.  Сформировать понятия о том, что машины ездят по дороге (проезжей части), а люди ходят по тротуару;  Формировать умение узнавать и называть различные виды транспорта. Развивающие:  Развивать мыслительную деятельность детей;  Закрепить основные цвета (красный, зеленый, желтый);  Закрепить понятия далеко – близко; высоко - низко;  Различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля (кабина, колеса, окна, двери) Воспитательные:  Воспитывать через игру культуру поведения на дороге и в общественном транспорте.
Принципы организации образовательного процесса:

- Последовательности - любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем. - Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. - Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции. - Интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе. - Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников. - Преемственности - взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Срок реализации программы:
1 год. Занятия по обучению ПДД проводятся 2 раз в месяц в форме непосредственной образовательной деятельности, всего 18 занятий в год. Диагностика проводится 1 раз в год в мае.
Ожидаемые результаты:
- Знают и узнают легковой, грузовой и общественный транспорт; - Определяют, из каких частей состоит машина; - Различают красный и зеленый цвет; -Знают пешеходный переход и его назначение; - Знают светофор и его назначение; -Знают где ездят машины, где ходят пешеходы; - Знают дорожный знак - «пешеходный переход» Перспективное планирование
Непосредственная образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Кол- во меро прия тий
Сентябрь
1«Высоко - низко, далеко - близко» Цель: Формирование понятий «высоко – низко, далеко - близко». 2«Большой маленький» Цель. Познакомить детей с понятием большой – маленький. Конструирование «Строим дорожку для машины» Цель: Учить располагать кирпичики в ряд на широкую грань друг к другу; активизировать словарь; различать цвет. Развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику. Рисование «Дорожки» Цель: Познакомить детей с изобразительными материалами. Учить рисовать пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумаге. Обогащение предметно- развивающей среды по ПДД Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации. 2
Октябрь
1«Легковой транспорт» Цель: Познакомить детей с легковым транспортом. Прогулка «Знакомство с улицей» Цель: Уточнять и расширять представление детей об улице, дороге, Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Машины» 2
2«Легковой транспорт» Цель: Познакомить детей с грузовой машиной. тротуаре. О грузовых и легковых автомобилях. Дать элементарные знания о правилах поведения на улице. Развивать наблюдательность.
Ноябрь
1Художественное творчество (аппликация) «По дороге едут легковые и грузовые машины» Цель: Закрепить знания детей о том, что есть грузовые и легковые машины. У них есть колеса, кабина, кузов, грузовые - большие, легковые - маленькие. 2 «На чем люди ездят» (транспорт)) Цель: Продолжать формировать обобщение предметов по существенному признаку (автобус, автомобиль, машина, поезд) Д/и «Лото» «Транспорт» Цель: Закрепление названия машин. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе» Цель: Обучение обыгрыванию постройки из стройматериалов. Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры « Автобус» 2

Декабрь
1Художественное творчество (аппликация) «Пешеходный переход-зебра» Цель: Познакомить детей с пешеходным переходом, с его назначением. Продолжать обучать детей пользоваться клеем. 2Художественное творчество (аппликация) «Автобус» Цель: Закрепить части автобуса (колеса, окна, двери) Рассматривание иллюстраций, беседы. С/р игра «Пешеходы и машины» Цель: Обыграть полученные знания, закрепить название «зебра» - пешеходный переход. Д/и «Автобус» (картинки-половинки) Цель: Учить собирать из четырех частей целую картинку. Игровое оборудование для сюжетной игры «Пешеходы и машины» 2
Январь
1«В гостях у светофора» Цель: Познакомить детей со светофором, с его предназначением. Д/и «Собери светофор» (разрезные картинки) Цель: Закрепить представление о назначение светофора, его сигналах. Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Светофор» 2
2Художественное творчество (лепка) «Светофор» Цель: Закрепить знания о светофоре, цвет-красный, желтый, зеленый. Развлечение на прогулке «Красный, желтый, зеленый» Цель: Закреплять знания детей о работе и назначении светофора, знания правил перехода улицы; Развивать умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу; Развивать умение отвечать на вопросы простым предложением, учить внятно и громко произносить слова; Совершенствовать коммуникационные навыки.
Февраль
1Конструирование «Гараж для машин» Цель: Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, узнавать и называть детали – кирпичик кубик. Д/И «Поставь автомобиль в свой гараж» Цель: Формировать представление о назначении транспорта: грузовая машина, автомобиль; развивать коммуникативные навыки и воспитывать уважение к труду взрослых. Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации 2
2Художественное творчество (Изо) «Колёса для машин» Цель: Вызвать чувство радости от заштриховки по кругу. С/и «Гаражи» Цель: Закрепить полученные навыки. Построить гараж из модулей. Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Гаражи»
Март
1«Люди идут по дорожке» Цель: Дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения, пешеходы идут по тротуару. 2 «В гости к Колобку» Цель: Закрепить знания детей о транспорте и его назначении. Расширять знания детей об улице: дорога делится на две части – проезжую и тротуар. Уточнить и закрепить знания о правилах поведения на улице и Продолжать наблюдать за пешеходами Цель: Развивать умение детей правильно переходить улицу, обратить внимание на одежду по сезону «Домино» (транспорт) Цель: Закрепить знания детей о видах транспорта, его назначении. Д/и «Кукла едет на машине» Цель: Сформировать представление детей о том, что машины ездят по дороге (проезжей части) Материал для продуктивной деятельности Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Машины» 2
о правилах дорожного движения.
Апрель
1«Котенок попал в беду» (транспорт) Цель: Закрепить знания правил перехода улицы. 2 «Зайчик в гостях у малышей» Цель: Закрепить у детей элементарные представления о машинах, о дороге и правилах поведения на улице и в транспорте. Закрепить у детей представление, что такое проезжая часть, тротуар. Закрепить знания о различных видах наземного транспорта Закрепить знания о поведении ребенка на С/р игра «Шофёры» Цель: Сформировать у детей представление о том, что по дороге ездят различные автомобили. Ведет автомобиль водитель. Д/и «Разноцветные автомобили» Цель: Сформировать у детей представление о том, что по дороге ездят различные автомобили. Ведет автомобиль водитель Материал для продуктивной деятельности Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей 2
улице.
Май
1«Специальные машины» картинки из серии «Транспорт»: «Скорая помощь», «Пожарная машина». Цель. Закрепить представления о специальных машинах. Учить отвечать на вопрос: «Как ты узнаешь, что на машине едет доктор к больному?» (на машине «Скорая помощь» имеется красный крест). Учить замечать характерные детали. 2 Развлечение «Как Мурзик познакомился с ПДД» Цель: Довести до сознания детей, к чему может привести нарушения правил дорожного движения. Развивающая игра «Лото» «Летим, плывем, едем» Цель: Закрепить знания о разных видах транспорта, его назначении. Развивать мышление, память, речь. Рассматривание иллюстраций, беседы, разучивание стихов. Самостоятельная деятельность в уголке по ПДД: настольно -печатные игры книги, иллюстрации. Игровое оборудование для развлечения. 2
ИТОГ:
18 Работа с родителями
мероприятия месяц Родительское групповое собрание с целью ознакомления родителей с планом работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. (ДДТТ) Викторина для родителей «Школа внимательного пешехода» сентябрь Анкетирование родителей по ПДД «Я и мой ребенок» октябрь Консультация для родителей «Безопасность детей- забота взрослых» ноябрь Совместное творчество родителей и детей «Правила дорожного движения – наши лучшие друзья!» декабрь Консультация для родителей «Советы по безопасности на дороге» январь Творческая мастерская «Машинка своими руками» ( для игр с макетами) февраль Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог» март День безопасности. Совместное развлечение для детей и родителей «Как кот Мурзик познакомился с правилами дорожного движения» апрель Консультация для родителей «Дети и улица!» май СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1."Занятия по правилам дорожного движения" под.ред. Е.А.Романовой ,А.Б.Малюшкина , 2009 2. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001 3.Е.И.Шаланова "Правила безопасности - Дорожного движения" 4. Коган М.С." Правила дорожные знать каждому положено". 5. Лиходед В. "Уроки светофора". 6.Т.Ф.Саулина "Три сигнала светофора" 7. Пикулева Н. "Дорожная азбука". 8. Е.Я.Хабибуллина "Дорожная азбука в детском саду",2013 9. Н.В. Ежова "ПДД в детском саду", 2013 10."Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников" автор сост. Т.Г.Кобзева , И.А.Холодова, Г.С.Александрова. 11. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003. 12. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 2001. 13. Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 2003. 14. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 2001. 15. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 2002. 16. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. - М. : Просвещение, 2007. 17. Правила дорожного движения: обучение дошкольников / авт. -сост Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: учитель, 2011.- 219с. 18. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с. : цв. вкл.
19. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. – 3-е изд., допол. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64с. 20. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.