"Комплексы артикуляционной гимнастики для развития рече-двигательного аппарата"

Автор: Песковая Ирина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Филиал МОУ "Средняя школа №5".
Населённый пункт: город Кимры Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Комплексы артикуляционной гимнастики для развития рече-двигательного аппарата"
Дата публикации: 25.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Филиал МОУ «Средняя школа №5» Методическая разработка по теме: «Комплексы артикуляционной гимнастики для развития рече-двигательного аппарата» Учитель-логопед: Песковая И. В. г. Кимры, 2016 г.

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ

РАЗВИТИЯ РЕЧЕ – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель её – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Вначале, не следует предлагать детям более 2 – 3-х упражнений. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даётся для повторения и закрепления. Если ребёнок какое- то упражнение выполняет недостаточно хорошо, не надо вводить новых упражнений, а лучше отработать старые. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Итак, целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому они объединяются в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого правильного произношения всех звуков. Первый комплекс и включает эти основные движения.

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС
1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. 2. Вытягивание губ вперёд трубочкой. 3. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. 4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки. 5. Язык широкий на нижней губе. 6. Язык узкий. 7. Чередование положений языка: широкий – узкий. 8. Подъем языка за верхние зубы. 9. Чередование движений языка вверх – вниз. 10. Чередование движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам. После отработки движений первого комплекса можно переходить к следующим, в зависимости от того, какие звуки нарушены у ребёнка.

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС

(для свистящих звуков – «С», «З», «Ц»)
1. «Улыбка» - губы вытянуты, верхние и нижние зубки видны. 2. «Загнать мяч в ворота» (губы вытянуть трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе). 3. «Наказать непослушный язык» (широкий спокойный язык пошлёпать губами, произнося «пя-пя»). 4. «Сделать язык лопаткой» (улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать так под счет от 1 до 5-10). 5. «Кто дальше загонит мяч?» (улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу. Затем сдуть ватку со стола, как бы длительно произнося звук «Ф»). 6. «Киска сердится» (улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы, и не отрывая его от зубов, выдвинуть спинку языка вперёд, как кошка выгибает спину). «Кошка добрая» - широкий спокойный язычок ложится за нижние зубки, серединка язычка теперь опущена, а кончик языка упирается в нижние зубки. Во время выполнения упражнения, кончик языка не отрывается от нижних зубов (3-5 раз). 7. «Прятки» - рот приоткрыт в улыбке, широкий спокойный язычок, как «лопатка» лежит на нижней губке. На счёт 3 язычок прячется за нижние зубки, упираясь в них кончиком.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС

(для шипящих звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»).
1. «Улыбка» - губы вытянуты, верхние и нижние зубки видны. 2. «Наказать непослушный язык» (широкий, спокойный язык пошлёпать губами, произнося «пя-пя»). 3. «Сделать язык лопаткой» (улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий, спокойный язык на нижнюю губу, удерживать так под счёт от 1 до 5-10). 4. «Кто дальше загонит мяч?» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и сдуть ватку со стола, как бы длительно произнося звук «Ф»). 5. «Чашечка» - рот приоткрыт в улыбке, язычок – «лопаточка» лежит на нижней губке, поднять широкий кончик языка к верхним зубам, не касаясь их и снова опустить – «чашечка разбилась». 6. «Вкусное варенье» (слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать). 7. «Фокус» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти по середине языка, а ватка лететь прямо вверх. Нижней челюстью не помогать). 8. «Маляр» (улыбнуться, приоткрыть рот, погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд, назад, как маляр красит потолок. Нижняя челюсть неподвижна).

ЧЕТВЁРТЫЙ КОМПЛЕКС

(для звука «Л»)
1. «Улыбка» - губы вытянуты, верхние и нижние зубки видны. 2. «Наказать непослушный язык» (чтобы язык был широким и спокойным, пошлёпать его губами 5-6 раз, произнося «пя-пя»). 3. «Сделать язык лопаткой» (улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Удержать под счет от 1 до 5-10). 4. «Чашечка» (рот приоткрыт в улыбке, спокойный широкий язычок, как «лопаточка», лежит на нижней губке. Поднять широкий кончик языка к верхним зубам, не касаясь их. И снова опустить – «чашечка» разбилась.) 5. «Вкусное варенье» (слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.) 6. «Качели» (при открытом рте, губы в улыбке, положить кончик языка на нижние зубы и удерживать под счёт от 1 до 5, затем поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-6 раз. Рот остаётся открытым.) 7. «Болтушка» (при открытом рте производить движение широким кончиком языка по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губ, как бы поглаживая её). 8. «Пароход гудит» (при открытом рте длительно произносить звук «Ы». Следить, чтобы кончик языка был внизу в узкой щелочке между зубами). 9. «Лошадка» (при открытом рте пощёлкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Хорошее упражнение при укороченной уздечке). 10. «Беззвучно пощёлкать кончиком языка» (то же, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Следить, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.)

ПЯТЫЙ КОМПЛЕКС

(для звука «Р»)
1. «Улыбка» - губы вытянуты, верхние и нижние зубки видны. 2. «Поехали на лошадках» (при открытом рте пощёлкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык). 3. «Маляр» (улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движение вперёд-назад, как маляр красит потолок. Нижняя челюсть неподвижна.) 4. «Вкусное варенье» (слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.) 5. «Индюки» (при открытом рте производить движение широким кончиком языка по верхней губе вперёд – назад со звуком «бл-бл» - как индюк болобочет – стараясь не отрывать язык от губ, как бы поглаживая верхнюю губу. Начинать медленно, постепенно убыстряя темп.) 6. «Чьи зубы чище?» (улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть не подвижна, работает только язык. Движения медленные.) 7. «Грибок» (приоткрыть рот в улыбке, присосать поверхность языка к нёбу, при этом оттянуть вниз нижнюю челюсть. Под языком видна связка – «ножка грибка»). 8. «Гармошка» (сделать «грибок» и, не отрывая язык от нёба, смыкать и размыкать зубы, губы улыбаются). 9. «Барабанщик» (улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д». Сначала медленно, затем – быстрее. Рот приоткрыть, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.) 10. «Слепень» (рот приоткрыт в улыбке, широкий кончик языка поднести к альвеолам верхних зубов и сильно подуть, слышится звук, похожий на «З»). 11. «Моторчик» (Делаем упражнение «Слепень» и быстро водим язычком, соской или чистым пальцем).