Мастер- класс: "Использование технологии сотрудничества в начальной школе на примере конспекта урока русского языка для 3 классе по теме "Глагол как часть речи . Неопределенная форма глагола."

Автор: Бочка Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 12
Населённый пункт: станица Ленинградская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер- класс: "Использование технологии сотрудничества в начальной школе на примере конспекта урока русского языка для 3 классе по теме "Глагол как часть речи . Неопределенная форма глагола."
Дата публикации: 26.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мастер- класс: «Использование технологии сотрудничества

в начальной школе на примере конспекта урока русского языка для 3 классе

по теме «Глагол как часть речи . Неопределенная форма глагола.»
ФГОС диктует преподавание в начальной школе прежде всего посредствам применения личностно- деятельностного подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Обучение, основанное на технологии сотрудничества при организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, доброкачественное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Работа в сотрудничестве, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации по исковой деятельности, субъект- субъектные отношения участни ков совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебная мотивация, учитель - организатор сотрудничества. Она является непременной составляющей таких инновационных педагогических систем и технологий как про ектное обучение (В.Х.Кильпатрик), блочно - модульное обучение (М.А.Чошанов, П.А.Юцявичене), адаптивная система обучения (А.С. Границкая), коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко) и других.
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте), под руководством учителя формируется учебное сотрудничество. Таким образом, актуальность использования в начальной школе технологии сотрудничества определяется тем, что проблема совместной деятельности учащихся на уроках в практике начального обучения пока недооценивается. Вмес те с тем, современными исследованиями педагогов и психоло гов доказано, что сотрудничество со сверстниками играет не заменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников. Исследования последних лет (М. В. Крулехт, Г. И. Вергелес, О. В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае на уроке русского языка) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Важнейшим средством достижения этой цели обучения на уроках чтения в начальной школе, по нашему мнению, является организация групповых форм учебного сотрудничества на уроке.
Технология сотрудничества учащихся на уроке складывается из следующих элементов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. 3. Работа по выполнению учебного задания. 4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся. 5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе. 6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов. 7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом. Пример использования элементов данной технологии я представляю в конспекте урока русского языка для 3 класса по теме «Глагол. Неопределенная форма глагола.» ( приложение ). Анализ практики работы показал, что при условии адекватного использования технологии сотрудничества при организации учебного процесса на уроках в начальной школе, у младших школьников существенно повысились эффективность формирования компонентов учебной деятельности, успешность решения учебных задач, уровень развития межличностных взаимоотношений.
Приложение
Тема: Глагол как часть речи . Неопределенная форма глагола.

Цель:
– познакомить детей с особенностями глаголов неопределённой формы.
Задачи:

обучающие
– : развивать речь детей, их мышление, орфографическую зоркость.
развивающие
– уметь слушать, оценивать себя и одноклассников.
Воспитательные-
умение работать в группах, воспитывать наблюдательность, внимание, чувства товарищества и взаимопонимания. Урок был также призван способствовать развитию у учащихся любви к родине, русскому языку.
Личностные:
содействовать  развитию умений ориентироваться на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;  пониманию причин успеха в учебе  способствовать формированию умений оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Предметные задачи:
содействовать развитию умений учащихся:  различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»,  находить глаголы в неопределённой форме,  определять грамматические признаки глаголов - форму времени; число, род (в прошедшем времени).
Метапредметные:
 осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выде лением существенных и несущественных при - знаков (познавательные);
 создать условия для учебного взаимодействия учащихся; развития умений формулировать собственные мнение и позицию (коммуникативные);  развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами; принимать роль в учебном сотрудничестве (регулятивные).
Оборудование:
 учебник, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь;  карточки с заданиями для работы в группах и парах;  технологические карты урока;  АРМ.
Этап урока

Образовательная

технология

Цель

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся
I. Оргмомент. II. Мотивация к учебной деятельности. Гуманная педагогика создать положительный настрой на урок
Здравствуйте ребята!
Ребята, говорить (здравствуйте) -это желать здоровья! Давайте еще раз поздороваемся, улыбнемся, посмотрим в глаза друг другу и пожелаем здоровья. Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, проверьте, всё ли на ваших партах готово к уроку русского языка? Здороваются, проверяют готовность к уроку II. Актуализация знаний. Технология критического мышления Проверить уровень ранее полученных знаний о глаголе
У
. У вас на столах карта урока, обозначьте на ней свою фамилию и имя. На доске записаны слова, подскажите, что их объединяет, докажите своё мнение? (Пишет, думал, нести, анализирует, подскажет, будет оценивать, любить, беречь, рисовал).
Д.перед нами глаголы, т.к. все они обозначают

действие предмета
.
У
.Предположите, какое задание вам предстоит выполнить?
Д
.
нам предстоит распределить глаголы в 3 группы. На

какие?


У
.Распределите глаголы по временам. III. Постановка учебной задачи Технология сотрудничества Развивать способность формулировать тему урока, ставить учебные цели и задачи Какие слова не вошли ни в одну из групп? Как вы думаете, почему они остались лишними?
Д
.У этих глаголов нельзя определить время. А можно ли определить число?
Именно глаголы в такой форме

станут объектом нашего внимания на уроке
. Такая форма глагола называется
НАЧАЛЬНАЯ или

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ
? Мы подошли к теме сегодняшнего урока. Вы догадались, как она звучит?
У
.Назовите тему нашего урока.
Д.Неопределенная форма глагола.

У.Запишите тему .
Действительно, сегодня мы получаем знания по этой теме, что же мы должны достичь или усвоить к концу урока?
Д. 1.
Определять глаголы в речи;
2.
Находить глаголы в неопределённой форме;
Учитель записывает на доске фразы детей. Мы

вернемся к ним в конце урока и посмотрим удалось ли

нам их достичь..
-Для того, чтобы достичь этих целей, нам предстоит анализировать, рассуждать и
Работать с понятием
, с этого и начнем:
У
.Как вы думаете, почему неопределенная форма (начальная). Какие есть предположения?
Д
.Неопределенная, потому что нельзя определить число, время. Высказывают своё мнение по теме урока. Рассуждают, делают вывод, ставят перед собой учебные задачи. IV. Закреплени е новых знаний и способов действий. Технология развивающего обучения в комплексе с технологией сотрудничества создать условия для учебного взаимодействия учащихся; развития умений формулировать собственные
У
.На какой вопрос отвечают данные глаголы? (Любить, сберечь, нести) Приступим, запишите в карты данные глаголы, соедините их стрелочками с вопросами, которые к ним можно поставить. Что делать? Любить. Что сделать? Сберечь. Самостоятельная работа, рассуждать, анализировать, доказывать своё мнение.
мнение и позицию; оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу Что делать? Нести. Откройте учебник на стр. 106 и прочитайте правило, что нового вы узнали? Обратите внимание, на что оканчиваются эти глаголы.
Д
.На ти, чь, ти.
У
.Я не случайно сказала,
что оканчиваются
, т.к. это не окончания. Выделим вместе (
суффикс ти, ть
, а
чь
является частью корня) Ребята прочитайте упражнение 183. О чем это стихотворение? Почему книги помогают людям жить? Запишите упражнение на карты, подчеркните глаголы неопределенной формы. Чем они являются в предложении? (Сказуемым). Ребята, обратите внимание на слово ОТЧИЗНА- это словарное слово, что оно обозначает? (место где родился) Придумайте синоним к нему – Родина. Придумайте в парах словосочетание с этим словом и прилагательным (запишите). и с глаголом. Запишите Ф\М
ФИЗМИНУТКА (релаксация, музыка) Дети встают.
V. Корректировка полученных знаний Игровая технология в сочетании с технологией сотрудничества содействовать развитию умений учащихся различать глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени, инфинитивы. Способствовать формированию умений оценки одноклассников, корректировки их ответов.
Поиграем. «Лови ошибку».
Я буду читать вам утверждения, одни из них верны, другие нет. Ваша задача объяснить права я или нет. Начинать фразу будем словами:
Я думаю вы правы, потому что

Я думаю вы не правы, потому что
1.В предложении дети играют в хоккей. Глагол стоит в форме настоящем времени -ДА 2.В предложении .Наступила весна. Глагол стоит в форме буд.б- НЕТ 3.Любить родину-обязанность граждан России. Глагол стоит в неопределенной форме. Да. Учащиеся учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ее.
VI.Включение в систему знаний Технология саморазвития содействовать развитию умений работать с информацией, устанавливать причинно- следственные связи, извлекать необходимую информацию
I.
Давайте попробуем в парах создать алгоритм нахождения глаголов в н.ф. Задания у на столах.
1.Задать вопрос.

2.Посмотреть на что оканчивается.

3.Если вопрос (что делать? что сделать? Оканчивается

на ть, ти,чи -это инфинитив)

Дети зачитывают алгоритм.

II.
Предлагаю выполнить самостоятельную работу. Тест 2 уровня «
Хочу 5»
Работа
на 3 минуты.
1-вопросы повышенной сложности. их 3 2 уровень – менее сложные их 5. У вас на партах лежат листы, где вы будете выполнять тестовое задание.
Сами оцените, ответы проверьте на экране .(2 мин.)
Д\З 2 уровней:
1-
у кого в тестах нет ошибок- вам творческое задание « Работа с деформированным текстом»
2-
2 уровень, у кого были ошибки в тестах задание по учебнику: правило стр.106 и выполнить упр 184. Самостоятельная работа, рассуждать, анализировать, доказывать своё мнение. получают информацию о Д\З VII.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Аналитическая технология содействовать пониманию причин успеха в учебе Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока. Кто достиг? Чему научились? Сформулируйте свои ощущения -что получилось, -что не очень, что было наиболее интересным. анализируют свою деятельность на уроке, делают выводы, оценивают себя, отмечают свою заинтересованност ь деятельностью на уроке.