"Игры на сплочение коллектива"

Автор: Павловская Валентина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №86"Брусничка"
Населённый пункт: город Норильск Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры на сплочение коллектива"
Дата публикации: 26.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №86 «Брусничка» г.Норильска Красноярского края Игры на сплочение коллектива. подготовили воспитатель Павловская Валентина Андреевна

«Детектив»
Инструкция: Сейчас я вам раздам по несколько полосок бумаги. Это части одного детектива. Вы должны разгадать его, пользуясь следующими правилами: полоски бумаги с текстом нельзя показывать друг другу и складывать вместе. Детектив считается разгаданным, если определен убийца и объяснено, из чего это следует. Начинайте! Вариант 1: Лифтер видел мистера Келли идущим в квартиру мистера Скотта в 12:25 вечера Лифтер заканчивал работу в 12:30 вечера Было установлено, что тело мистера Келли было оттранспортировано на длительное расстояние Мисс Смит видела мистера Келли , идущим к дому мистера Джонса в 11:55 вечера Жена мистера Келли исчезла после убийства После убийства полиция не смогла найти мистера Скотта Когда полиция постаралась найти мистера Джонса, то выяснилось, что он исчез Лифтер сказал, что мисс Смит была в вестибюле дома, когда он уходил с работы Мисс Смит часто сопровождала мистера Келли Мистер Джонс говорил мистеру Келли, что собирается убить его Мисс Смит сказала, что никто не покидал дом между 12:25 и 12:45 вечера Кровь мистера Келли была обнаружена в машине мистера Скотта Кровь мистера Келли была найдена на ковре в холле за квартирой мистера Джонса При осмотре тела мистера Келли у него обнаружена пуля в бедре и ножевое ранение на спине В 12:00 вечера мистер Скотт выстрелил в человека, пытавшегося ворваться в его квартиру Лифтер сообщил полиции, что он видел мистера Келли в 12:15 вечера Пуля, обнаруженная в теле мистера Келли, была выпущена из пистолета мистера Джонса Когда лифтер видел мистера Келли, его рана немного кровоточила, но он выглядел довольно неплохо Нож с отпечатками крови мистера Келли был найден в саду мисс Смит На ноже, найденном в саду мисс Смит, были обнаружены отпечатки пальцев мистера Скотта Мистер Келли расстроил бизнес мистера Джонса, переманив его покупателей Лифтер видел, что жена мистера Келли часто уходила из дома вместе с мистером Скоттом Тело мистера Келли было обнаружено в парке Тело мистера Келли было обнаружено в 1:30 ночи Как заявил медэксперт, мистер Келли был убит за 1 час до того, как его нашли в парке Решение детектива: После получения поверхностного пулевого ранения от мистера Джонса, мистер Келли пришел в квартиру, где был убит мистером Скоттом с помощью ножа в 12:30 вечера, потому что мистер Скотт был в любовной связи с женой мистера Келли. Вариант 2: После 13:00 полиция не смогла отыскать садовника В саду был найден молоток садовника со стертыми отпечатками пальцев и кровью Хадсона Полиция заявила, что звонок был произведен со станции Луисвиль в 50км от Питсберга По показаниям Миссис Хадсон в 11:15 в дом заходил садовник Все свои коллекции Хадсон завещал Шеперсону Садовника нашли у матери на следующий день после убийства На подоконнике окна мистера Хадсона были обнаружены отпечатки пальцев садовника
В саду был найден платок миссис Хадсон Экономка доктора Шеперсона показала, что, уехав после звонка, доктор забыл положить в сумку инструменты и лекарства Доктор Шеперсон вернулся домой в 11:30 Окна в комнате Хадсона были закрыты изнутри Доктор Шеперсон, осмотревший мистера Хадсона в 10:55 заявил, что он абсолютно здоров Соседи уверяли, что доктор Шеперсон был влюблен в сестру садовника, живущую с матерью, и часто тайно ее навещал Согласно завещанию, миссис Хадсон получила все деньги мужа Женщина, позвонившая миссис Хадсон в 11:55, заявила, что мистер Хадсон мертв По показаниям миссис Хадсон, за день до убийства Шеперсон приглашал Хадсона на дружескую вечеринку Доктор Шеперсон долгое время был врачом Хадсона Экономка уверяла, что когда доктор вернулся от Хадсонов, у него в сумке что-то было Соседи уверяли, что мистер Хадсон собирался уволить садовника После похорон миссис Хадсон уехала из города Замок на двери мистера Хадсона защелкивался автоматически По сообщению полиции, смерть наступила между 11 и 12 часами В 12:30 Шеперсон прибежал к Хадсону и, выломав дверь, обнаружил, что Хадсон мертв В 11:25 в дом заходила молочница и оставила в прихожей молоко Уходя из дома, садовник заявил, что мистер Хадсон заперся в кабинете, не отвечает на стук и что-то напевает Садовник видел, как в 11:05 доктор Шеперсон вышел из дома Хадсона В свободное время Хадсон любил посещать Луисвильский клуб любителей пива Прибывшая в 13:00 полиция заявила, что Хадсон скончался от удара по голове тупым предметом Садовник приходил к мистеру Хадсону, чтобы отпроситься с работы для поездки в Луисвиль, где у него живет мать Мистер Хадсон неплохо пел в школьном ансамбле Молочница слышала голос мистера Хадсона и странный свист и поскрипывание В 11:25 проходя мимо комнаты мистера Хадсона, миссис Хадсон слышала, как он что-то напевал Хадсон и Шеперсон дружили со школы и оба коллекционировали древние рукописи, марки, магнитофонные записи и монеты По показаниям матери, садовник приехал в Луисвиль около 14 часов В 12:00 миссис Хадсон позвонила доктору Шеперсону потому, что была обеспокоена телефонным звонком На шпингалетах были обнаружены отпечатки пальцев миссис Хадсон Решение детектива: Убийца - доктор Шеперсон (из дома он ушел с пустым саквояжем, вернулся - не с пустым).
«Название, девиз, песня»
После «Детектива», в процессе которого формируется структура группы, эффективная для решения интеллектуальных задач, можно приступить к придумыванию и элементов корпоративной культуры отряда.
«Выбрасывание пальцев»
Вся группа одновременно выбрасывает несколько пальцев на руке. Задача - за минимальное количество ходов добиться того, чтобы по сигналу ведущего все члены
группы выбросили одинаковое число пальцев. Разговаривать и договариваться во время упражнения нельзя.
«Необитаемый остров»
Инструкция: «Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача – создать для себя условия, которые смогли бы вас удовлетворить. Вы можете: А) освоить остров, организовать на нем хозяйство; Б) наладить на нем социальную жизнь (создать организацию, распределить функции, роли, обязанности и т.п.); В) установить правила и нормы совместной жизни на острове (в форме 10 основных предписаний). На это вам дается полчаса и полная свобода действий в рамках пунктов а – в». По истечении назначенного времени все садятся вокруг освоенного «острова». Ведущий предлагает обсудить и проанализировать впечатления участников группы о том, что происходило. Каждый может рассказать, что он чувствовал, участвуя в организации жизни на острове, как воспринимал поведение других, чем был доволен и не был доволен. Этому разговору можно посвятить 20 – 30 минут.
«Портрет лидера»
Для выполнения упражнения группа делится на две группы.  образный. Вам необходимо нарисовать портрет лидера, используя бумагу и фломастеры. Попробуйте в рисунке отразить качества, которыми, по-вашему, должен обладать лидер. Вам дается 10 минут на обсуждение того, как вы будете рисовать и еще 10 минут, чтобы нарисовать портрет. Во время самой работы необходимо соблюдать полную тишину. Общаться можно только невербально.  качества. Вы нарисовали портреты. Теперь по одному человеку от группы нам попытаются пояснить, что нарисовано. Вторая группа может задавать уточняющие вопросы. Рядом с портретом выписываем качества, которыми обладает нарисованный лидер. Теперь давайте из двух таблиц качеств сделаем одну. (Выписываются качества лидера без повторений). Перепишите эти качества себе на листок и галочками отметьте те качества, которыми, по-вашему, вы обладаете.  обмен качествами. Посмотрите друг на друга. Многие из вас обладают качествами, которые мы написали. По моему сигналу вы все встаете со своих мест и начинаете двигаться по комнате с целью обмена качествами. Если вы видите, что какое-то качество ярко выражено у другого, вы просите немножко этого качества, при этом совсем необязательно, что этого качества не должно быть у вас самих. Те качества, которые просите вы, отмечаете в левой колонке вашего списка качеств, качества, которые просят у вас вы отмечаете в правой колонке. Одно и то же качество вы можете попросить у нескольких человек. На эту работу вам дается 10 минут. (После этого листки подписываются и собираются ведущим).
«Ужасно-прекрасный рисунок»
(15 мин.) Группа делится на 2 подгруппы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходит весь круг. Рисунок возвращается хозяину.
Обсуждение.
«Летающие яйца»
Цели: 1. Увеличить сплоченность в группе. 2. Продемонстрировать группе условия, способствующие творческому решению задачи. 3. Исследовать влияние успеха на атмосферу в группе. Процесс: 1. Инструкция: «У вас есть 30 минут для того, чтобы выполнить это упражнение. Ваша задача – запустить яйцо в свободный полет, так, чтобы оно приземлилось, не разбившись. Вы не можете передавать яйцо сверху вниз от человека к человеку, опускать его на веревке и т.п. Во время упражнения обращайте внимание на процесс взаимодействия в группе и стратегию принятия реше-ний. Удачного полета!» 2. Группе дается 10 минут на обсуждение задания. При этом не разрешается дотрагиваться до материалов, данных группе. 3. Затем в течение 20 минут молча группа выполняет задание. 4. После сбрасывания яйца на общем сборе группа уходит делать закрытие, не проверяя при всех, разбилось ли яйцо.
«Незаконченные предложения»
Инструкция: Я хочу предложить вам прояснить явные и неявные правила, действующие в нашей группе. Запишите все правила, которые мы с вами обговаривали (3 минуты). Теперь напишите, пожалуйста, по два варианта окончания для каждого из следующих незаконченных предложений. — В этой группе нежелательно… — В этой группе опасно… — Из этой группы будет исключен тот, кто… — В этой группе можно… Вопросы для обсуждения: — В какой степени действующие в группе правила ясны участникам? — Насколько широк спектр негласных норм? — Какие из них полезны, а какие обременительны? — Стоит ли совместно принимать в нашей группе дополнительные правила?
«Приглашение к совместной деятельности»
Инструкция: Я хочу вместе с вами исследовать наши отношения. Предлагаю сделать это следующим образом: пусть сейчас каждый из вас представит себе, что он имеет возможность пообщаться со мной не в группе, а в любой другой ситуации. Подумайте, что бы вы хотели делать вместе со мной. Запишите на карточках одной-двумя фразами то, что пришло вам в голову. Потом поставьте свою подпись и передайте карточки мне. Я зачитаю их вслух, а затем мы проведем совместное обсуждение. В ходе этого обсуждения я расскажу о своих внутренних ощущениях. Вопросы для обсуждения: — Насколько широк оказался спектр желаний участников? — Какие желания вызваны особенностями личности ведущего, а ка¬кие — скорее его ролью? — Какова была реакция ведущего на различные желания участни¬ков?
— Какие формы поведения ведущего неприятны участникам, а ка¬кие, наоборот, нравятся'?
«Групповая мозаика»
Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст возможность сравнить наши индивидуальные впечатления от групповой работы и понять, в чем они похожи, а в чем — отличны. Мы сможем увидеть, чего мы уже достигли, и над чем нам еще предстоит работать. Я ознакомлюсь с вашими представлениями и расскажу вам о своем понимании происходящего. Я хотел бы, чтобы вы объединились по трое. Выберите себе партнеров, мнение которых вам интересно узнать... Пусть каждая микрогруппа возьмет себе большой лист бумаги и коробку с восковыми мелками или карандашами... Пожалуйста, нарисуйте картину, которая отражала бы ваш взгляд на происходящее в группе. Постарайтесь выразить в рисунке, чего мы уже достигли, что нам еще предстоит сделать, в какой атмосфере мы работаем, как общаемся друг с другом, к каким целям стремимся, какие чувства у нас преобладают, как мы оказываем взаимное влияние друг на друга. Представьте в своей картине наиболее интересные для вашей подгруппы аспекты групповой работы, отметьте то, что вам нравится и чем вы недовольны. Вы можете ис- пользовать три цвета: один цвет для изображения того, что вам нравится в группе, второй — для того, чем вы недовольны, и третий — для нейтральных событий. У вас есть на это 1 час... После этого участники всех троек собираются для общегруппового обсуждения, предварительно свернув и отложив свои картины в сторону. Предложите им коротко обменяться впечатлениями. Затем каждая подгруппа по очереди выкладывает свои рисунки в центре круга. Авторы сначала молча выслушивают мнения и догадки остальных членов группы о содержании картины и лишь затем дают свои собственные комментарии. Потом наступает очередь следующей тройки. В завершающем обсуждении можно осторожно подвести итог и проанализировать, с какими трудностями группе уже удалось справиться, какие проблемы стоят перед ней в данный момент, и какие сложности могут возникнуть в будущем.
«Межгрупповая встреча»
Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, в ходе которого каждая подгруппа сможет сосредоточиться на характерных для нее особенностях, которые отличают ее от другой подгруппы или объединяют с ней. Я хотел бы, чтобы те, кто стоит на точке зрения А, объединились друг с другом так же, как и те, кто отстаивает точку зрения Б. Все, кто занимает нейтральную позицию, пусть также объединятся и будут наблюдателями. Группы А и Б будут сейчас работать отдельно друг от друга, лучше всего — в двух разных комнатах. Каждая из групп должна будет выполнить три задачи: 1. Описать свою группу, отметив, что для нее характерно, и что объединяет ее членов; 2. Описать представление о вашей группе, которое, по вашему мнению, сложилось у другой группы; 3. Описать представление, которое, по вашему мнению, сложи¬лось у членов другой группы о самих себе, как они видят свою группу, что думают о ней. Составьте три различных списка и постарайтесь написать их таким языком, чтобы с вашими записями смогли работать другие. Ровно через час я передам каждой группе три составленных другой группой списка, и у вас будет возможность познакомиться с точкой зре-ния ее участников (1 час).
Наблюдатели могут присоединиться к любой группе, но при этом имеют права говорить. Пусть обе группы работают отдельно, а через час передайте им списки друг друга. А теперь познакомьтесь с точкой зрения другой группы и постарайтесь понять, в чем ваше представление о другой группе оказалось не вполне верным. Какая информация о другой группе оказалась для вас совершенно новой? Как вы можете объяснить обнаруженные несовпадения? В чем ошибались вы сами, а в чем — члены другой группы? У вас снова есть один час. В заключение соберите всех для общего обсуждения и предложите обеим группам обменяться впечатлениями. Спросите участников, поможет ли им полученная информация достигнуть компромисса в исходном спорном вопросе.
«Конфликты и сплоченность»
Инструкция: Я хотел бы предложить вам эксперимент, который поможет вам всем проверить прочность нашего единства как группы. Значимость наших отношений можно определить, помимо всего прочего, по тому, в какой мере они провоцируют между нами конфликты. Все вы знаете поговорку "Кого люблю, того дразню". К тем, кто нам безразличен, мы не испытываем ни особо теплых чувств, ни особо враждебных. Правда, мы часто считаем, что именно в значимых и ценных для нас отношениях конфликтов быть не должно. Наличие в группе определенного количества небольших конфликтов является знаком того, что она полна жизни и сил, и ее участники ценят друг друга. Мне хотелось бы, чтобы вы проанализировали, достаточно ли у нас небольших конфликтов для того, чтобы внешний наблюдатель мог о нас сказать: "Да, это сплоченная группа". Разделитесь на тройки. Сейчас вам надо будет сделать следующее: нарисуйте картину, в центре которой символически изобразите то, в чем, по вашему мнению, состоит базовое единство нашей группы, тот общий для всех исходный пункт, который всех нас объединяет. Затем составьте перечень всех имеющихся у нас конфликтов и нарисуйте их вокруг центрального образа картины. При этом постарайтесь, чтобы зрителям было понятно, кто участвует в том или ином конфликте. Я надеюсь, что вы сможете найти достаточное количество небольших конфликтов. Не забудьте проверить и изобразить, в какой мере вовлечен в те или иные конфликты и я. Для этой работы у вас есть один час… Во время обсуждения дайте всем группам по очереди представить свои картины и пояснить их. Помогите членам группы определить, какие конфликты они хотели бы оставить, какие должны быть решены самими участниками конфликта, а в каких им хотелось бы получить помощь со стороны остальных.
Интервью
Это игра поможет легче ребенку общаться с детьми. Описание игры Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал. Они получают по листу бумаги, по фломастеру и должны за короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый. Побеждает тот, кто соберет больше интервью. Правила игры Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал.
Они получают по листу бумаги, по фломастеру и должны за короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый. Побеждает тот, кто соберет больше интервью. Примечание В расчет принимается и качество работ. Лучшие работы зачитываются.
Часть - целое
Эта игра займёт ребёнка и взрослого. Она очень хорошо развивает лексикон ребёнка и его навыки общения. Описание игры Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете: винт - вертолет, самолет, колесо - автомобиль, а еще … руль - велосипед, …. парус - … вагон - …. крыша - … стрелка - … кнопка - …. страница - … подлокотник - … каблук - … козырек - … карман - … клавиатура - … дверь - … стержень - … ветка - … лепесток - … шишка - … семена - … хвост - … плавник - … перо - … клюв - … панцирь - … грива - … А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей: дом - крыша, дверь, … корабль - … велосипед - … троллейбус - … стол - … кресло - …
книга - … компьютер - … часы - … авторучка - … чемодан - … пальто - … плита - … чайник -… удочка - … гитара - … дверь - … забор - … качели - … колос - … цветок - дерево - … гриб - … жук - … бабочка - … собака - … яблоко - … кочан капусты - Правила игры Сначала ребёнок узнаёт целое по его частям. Затем поменяйте местами. Пусть он узнает части от целого. Можете ввести приз, например, за каждые 2 правильных ответа давайте ему конфетку. Примечание Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос. Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана. В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда. Ромашка Ромашка – хорошее развлечение как для детей, так и для взрослых. Описание игры Для игры понадобится ромашка, сделанная из бумаги, на обратной стороне лепестков которой написаны разные смешные задания. Игроки по очереди отрывают лепесток и выполняют эти задания (например: поют песню, рассказывают стишок и т.д.) Правила игры Из бумаги делается ромашка, на лепестках которой с обратной стороны написаны смешные задания. Участник отрывает лепесток и выполняет, написанное задание.
Игроку, исполнившему свое задание лучше всех, вручается приз. Что мы делали сегодня? Что мы делали сегодня - подвижная и очень веселая, озорная игра, помогающая развивать воображение детей, актерские и другие способности. Описание игры Выбирается водящий. Он на время выходит из комнаты. Остальные участники договариваются о том, какие действия будут изображать. Водящий возвращается и обращается к ним с вопросом: - Что вы делали сегодня? Дети отвечают: - Что мы делали, не скажем, но сейчас тебе покажем! И начинают изображать любые действия (плавают, подметают, копают, играют на скрипке и т.д.). По этим движениям водящий угадывает, чем они занимались. Если угадает, то выбирают другого водящего. Если нет, то водящий снова уходит, а играющие задумают другое действие. Правила игры Выбирается водящий, который выходит из комнаты Участники договариваются какие действия будут изображать По возвращении, водящий спрашивает «Что вы делали сегодня?» Дети, после слов «Что мы делали, не скажем, но сейчас тебе покажем!», изображают задуманные действия Если водящий угадает, выбирают другого водящего Примечание Можно играть и так: водящий изображает действия, а остальные угадывают. Выигрывает угадавший первым. Он и становится новым водящим. Несмеяна Несмеяна - веселая детская игра для развития фантазии, смекалки участников, и навыков общения. Игра также учит сдерживать эмоции, что часто бывает полезным в жизни. Описание игры Выбирается один участник - принцесса Несмеяна. Цель других участников - насмешить "принцессу", не прикасаясь к ней при этом. Рассмешивший ее участник сам становится Несмеяной. Игра может продолжаться до тех пор, пока каждый участник не побывает на месте "принцессы". Правила игры Из участников выбирается "Несмеяна". Другие участники по очереди подходят и стараются рассмешить её, не прикасаясь. Рассмешивший "Несмеяну", становится "Несмеяной" и игра повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает на месте "Несмеяны" или просто пока не надоест Сиамские близнецы Сиамские близнецы - игра для замкнутых детей, желающих исправить это.
Цель игры: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Описание игры Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева - только левая. Вместе они и есть “сиамский близнец”. И этому "сиамскому близнецу" надо сделать что-нибудь (например, завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, расчесаться). Правила игры Участники делятся на пары. Участники в паре становятся плечом к плечу и обнимают друг-друга ближайшей рукой за плечо соседа. Ведущий дает задание, которые пара (сиамские близнецы) должна выполнить. Игра может длится сколько угодно по желанию участников.