"Использование компьютерных технологий для развития, обучения и коррекции нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Автор: Михеева Светлана Анатольевна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МДБОУ № 32
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Использование компьютерных технологий для развития, обучения и коррекции нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации: 26.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование компьютерных технологий для развития, обучения и коррекции

нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Михеева Светлана Анатольевна
Учитель-логопед МБДОУ №32 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово На сегодняшний день информационные технологии увеличивают возможности родителей, специалистов и педагогов в сфере раннего развития и обучения детей с ограниченными возможностями. Возможность использования компьютера позволяют более полно и успешно организовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных средств обучения, информационно- коммуникационные технологии дают возможность ребёнку не только получить соответствующе организованные знания, но и развить его творческие, интеллектуальные способности, при этом ребёнку предоставляется возможность самостоятельно приобретать новые знания. Возможности компьютера задействовать зрительные, слуховые и тактильные анализаторы ребёнка, дают наиболее быстрые и устойчивые результаты. Для педагога предоставляется возможность с огромной скоростью обрабатывать полученные данные, а так же имеется возможность создания для детей новых средств деятельности, которые будут принципиально отличаться от уже существующих пособий и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию- первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого- заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Таким образом, в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показывает, что занятия, проводимые с использованием компьютера, значительно повышают интерес ребёнка к занятиям при этом, повышается уровень познавательных возможностей. Использование электронных пособий и игр не являются привычными для детей приёмами объяснения, и закрепления, при этом дополнительно занятие проходит в игровой форме, что позволяет сконцентрировать внимание детей и развивать произвольное внимание. Электронные пособия позволяют осуществить личностно-ориентированный подход для каждого ребёнка. Дошкольники во время обучения неоднократно встречаются с одним и также материалом, в связи с этим огромное значение имеет разнообразие форм подачи информации. Таким образом, возможность ИКТ технологий позволяют значительно увеличить объём и разнообразить обучающий материал. Компьютерные пособия можно использовать на всем периоде реализации развивающей, обучающей или коррекционной программы. С их помощью можно проводить диагностику уровней развития ребёнка, использовать их непосредственно для обучения. Не мало, важным является то, что такого рода игры дают возможность обучения в домашних условиях, как для закрепления материала, так и обучения в отсутствии возможности посещать учреждение по определённым обстоятельствам и причинам. Пособия позволяют подобрать для каждого ребёнка свой уровень сложности игры на определённом этапе усвоения развивающей, обучающей или коррекционной программы. Компьютер развивает восприятие, память, внимание, тонкую моторику рук, что необходимо для благополучного развития интеллектуальной деятельности. Компьютерные программы вырабатывают у ребёнка навыки самостоятельности и самоконтроля. На первоначальных этапах использования программ ребёнку требуется помощь педагога, но на этапе автоматизации приобретённых навыков дети самостоятельно выполняют задания и осуществляют контроль, что освобождает время педагога и предоставляет возможность работать параллельно с несколькими обучающимися.
При обогащении деятельности дошкольника компьютерными средствами происходит возникновение психических новообразований: ребёнок способен мыслить теоретически, развивается воображение и способность прогнозирования результата собственной деятельности, проектные качества мышления и т.д., что развивает их творческие способности. Необходимо помнить о важности сохранения у ребёнка здоровья и зрения. Деятельность ребёнка при использовании компьютера следует организовывать в соответствии с требованиями санитарных эпидемиологических норм. В отличие от традиционных форм обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ: -предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; -качественный наглядный материал; -анимация, движения, звуковое сопровождение надолго привлекает и концентрирует внимание ребёнка; -проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей; -предоставляет возможность индивидуализации обучения; -возможность использования в домашних условиях; -ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; -компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, т. е. формирует навыки самостоятельности.
Список литературы:
1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г. 2. Зубрилин А.А. "Игровой компонент в обучении информатики". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 3, с. 3 - 16. 3. Макасер И.Л. "Игра как элемент обучения". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 - 73. 4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57. 5. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997г. 6. Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.