"Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой и спортом".

Автор: Николаев Олег Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Илькинская СОШ Заиграевского района Республики Бурятия
Населённый пункт: село Илька Заиграевского района Республики Бурятия
Наименование материала: Публичный доклад
Тема: "Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой и спортом".
Дата публикации: 27.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой
В данном докладе я попытался на фоне обобщения своего педагогического опыта выразить главную идею своей методической системы – идею развития у ребёнка школьного возраста внутренней мотивации к сознательному и самостоятельному укреплению своего здоровья. В разделе «Система работы педагога» дана краткая теоретическая подоплёка методической системы, в последующих разделах – как эта система работает на практике и как она себя оправдывает, т.е. какие результаты приносит. В заключительной части доклада даны выводы и перспективы профессионального развития.
Введение
Самое важное для большинства людей – это здоровье, здоровье его собственное и его близких. Человек, живя в обществе, является его неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни – это не просто красивые слова, а одно из важнейших требований, диктуемых современностью. Физическая культура как часть общей культуры человека призвана помочь в решении этого вопроса. И всё-таки, почему в настоящее время так важно хорошее, качественное преподавание физической культуры? Во–первых потому, что процветает безразличие учащихся., которое является производной индифферентности и массовой безработицы, особенно в сельских районах, существенно влияющее на снижение учебной мотивации учащихся. Во–вторых, в какой-то период в стране резко упал престиж образования и знаний, в том числе и уроков физической культуры. В-третьих, недостаточная материальная база. В-четвёртых, непригодность ряда традиционно применяемых приёмов обучения для нынешнего контингента учащихся. В–пятых, ныне много детей, слабо подготовленных, из неблагополучных и неполных семей, не мотивированных на самосознательные занятия физической культурой. В–шестых, государство настоятельно нуждается в здоровом, крепком поколении. Этот ряд можно продолжать довольно долго. В связи с этим чрезвычайно велика роль школьного учителя физической культуры как проводника в мир здоровья. А самому учителю в современном, часто меняющем свои приоритеты мире необходимо регулярно проводить анализ и самоанализ своей деятельности, чтобы не оказаться в положении водителя тихоходной техники на скоростном автобане, который от всех отстаёт и всем мешает. Таким образом, основной целью проведения самоанализа своей деятельности я считаю необходимость сохранения высокого уровня физической культуры в нашей школе и, как следствие, привитие и поддержание интереса к регулярным, в том числе и самостоятельным, занятиям физической культурой и спортом. Важна для меня как стимул и направление для дальнейшего развития и внешняя оценка со стороны учеников, родителей, коллег, представителей общественности и просто небезразличных людей.
Система работы
Каждый человек в ходе своей трудовой и общественной деятельности выбирает какое-то основное направление, которого и старается постоянно придерживаться. Для себя в качестве ключевой концептуальной идеи я определил идею создания условий для того, чтобы ребёнок сам осознавал необходимость и важность занятий физической культурой. Другими словами, нужно развивать и поддерживать мотивацию ученика в процессе овладения им ценностями, накопленными в сфере физической культуры.
Система работы педагога по развитию мотивации учащихся состоит из следующих компонентов: 1. Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к занятиям физической культурой; определение сущности того, что побуждает ученика учиться. 2. Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учётом следующих факторов: опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации ( что знает ученик (знания), как он умеет учиться(учебная деятельность), как умеет ставить и реализовывать цели); у каждого ученика есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы её развития. 3. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для развития учебной мотивации учащихся при занятиях физической культурой: средствами постановок задач (факторы, связанные с содержанием задачи, с организацией деятельности по её решению, определяющиеся отношениями между участниками, включёнными в деятельность по решению задачи); средствами форм организации учебно-познавательной деятельности (разнообразные формы уроков и внеклассной работы); 4. Планирование учебного процесса с учётом развития мотивации учащихся через систему уроков, каждый урок, отдельные этапы урока, порции материала 5. Оценка и анализ эффективности работы учителя по развитию мотивации, планирование дальнейшей работы на основе данных выводов о результативности. Известно, что существуют мотивы внешние и мотивы внутренние. К первым относят такие как стремление получить хорошую отметку, боязнь наказания за плохую учёбу и поведение, нежелание «огорчить» учителя и т.п. Внутренние мотивы являются мотивами более высокого уровня и подразумевают такое состояние самосознания человека, когда его не нужно убеждать в необходимости выполняемых действий. Применительно к занятиям физической культурой это означает, что ученик осознаёт важность и необходимость этих занятий и настроен на максимально качественную работу на уроке, тренировке, соревнованиях, мероприятиях и т.д. Именно такие мотивы я и имею в виду, когда говорю о главной идее своей методической системы. О содержании своей методической системы и её главном направлении, указанном в названии настоящего доклада, я выступал на районном семинаре учителей физической культуры, который проводился на базе нашей школы в апреле 2009 года.
Как это происходит на практике
Диагностика уровня учебной мотивации ученика проводится с помощью следующих методов:
1) наблюдение 2) беседа 3) анкетирование. При обработке результатов наблюдения используется специальная таблица (по А.К.Марковой). При анкетировании используется «Тест мотивации при занятиях на уроках физической культуры». Рамки доклада и обширность таблицы и теста не позволяют воспроизвести их здесь. Обработка результатов диагностики даёт возможность применять личностно-ориентированный подход на уроке. Стараюсь на уроке чётко определять цели и задачи и, при необходимости, объяснять выбор задач, чтобы ученик не механически выполнял двигательные действия, а понимал логику структуры урока. Большую помощь для развития мотивации работы на уроке оказывает применение 20-балльной системы оценки, заимствованной из программы И.И.Должикова. Эта система позволяет шире дифференцировать оценки, полученные на уроке, и дополнительно стимулирует хорошо подготовленных учеников. Происходит это из-за того, что последним при пятибалльной системе оценки порой не нужно «напрягаться» при выполнении тестов и контрольных нормативов, что, конечно же, не сказывается положительно на их дальнейшем развитии. При градации отметки «отлично» от 15 до 20 баллов есть резерв для роста, так как для получения 19 или 20 баллов нужно показывать достаточно высокие результаты. Ещё одним преимуществом данной системы оценки является то, что ученик, имеющий средний уровень развития большинства физических качеств, но обладающий одним или двумя качествами на высоком уровне, может сделать своеобразный «запас» в оценках и иметь хорошие оценки за четверть или год. Но наибольшее значение для развития мотивации ученика к занятиям физической культурой имеет внеурочная деятельность. В нашей школе в течение учебного года проводится порядка 12-15 физкультурно-массовых мероприятий, многие из которых традиционны уже несколько лет и проводятся в определённый день ( 19 сентября- шведская эстафета памяти заслуженного работника физической культуры Республики Бурятия, выпускника и учителя нашей школы Зайцева Алексея Ивановича; 7 апреля - День Здоровья; 9 мая - эстафета по улицам посёлка). При школе функционирует Совет по физической культуре, составленный из представителей 5-11 классов, в обязанности которого входит не только помощь в проведении разного рода мероприятий, но и оказание шефской помощи старшеклассниками младшим, ребятами- спортсменами – слабоподготовленным и нерадивым. Начиная с 2006 года, в нашей школе учреждён Кубок « Лучший спортсмен школы» памяти Зайцева А.И. и денежное вознаграждение в размере 3 тысячи рублей. Кубок вручается учащимся 5-10 классов, поэтому обладатели Кубка ещё, как минимум, год учатся в школе и являются первыми и главными помощниками учителя физической культуры. В своей деятельности мы не замыкаемся в своём тесном школьном кругу, а активно сотрудничаем с родителями и общественностью посёлка. Многие учащиеся школы являются членами сборных команд посёлка по футболу, волейболу, хоккею, лёгкой атлетике. Честь выступать за родной посёлок придаёт им дополнительный стимул в занятиях физкультурой и спортом. Видя такие результаты своих детей, родители постоянно интересуются спортивной жизнью школы, помогают и морально, и
материально. Так, например, местный предприниматель Хамаганов Д.А. снабжает экипировкой и инвентарём младшую школьную команду по футболу и, в течение уже трёх лет, полностью берёт на себя расходы по организации и проведению районных соревнований в этой группе. Всё вышеизложенное, возможно, было бы не так эффективно по отдельности, но в комплексе, работая, как единая система, даёт мощный толчок к занятиям физической культурой и спортом. Немного ниже приведены показатели, аргументирующие выбор целей и методов педагогической системы, а в качестве субъективного показателя хотелось бы привести отношение бывших учеников к здоровому образу жизни. Многие из них, и будучи студентами, и уже закончив учебные заведения, на каникулах, после работы, приходят на стадион или в спортивный зал и занимаются, показывая тем самым пример подрастающему поколению. Бывали случаи, когда студенты, приехав на электричке из Улан-Удэ, сначала шли в спортзал на тренировку, а только потом – домой. Поэтому неслучаен, наверное, тот факт, что за последние три года спортивные факультеты разных учебных заведений окончило шесть человек при среднем ежегодном количестве выпускников в нашей школе – 14-16 человек.
Что имеем в результате
Объективную оценку результативности физкультурно-массовой работы с применением данной методической системы можно дать по нескольким направлениям. Основным я считаю направление оздоровительно-массовое, поскольку сохранение и улучшение здоровья детей считаю основной задачей учителя физической культуры. Учебный год 2007-08 2008-09 2009-10 Доля учащихся, освобождённых от уроков физической культуры, в процентах от общего числа учащихся 4 3.3 3.5 Доля учащихся, посещающих спортивные секции, в процентах от общего числа учащихся 26 27 25 Примечание к таблице: некоторые учащиеся из числа освобождённых по личной инициативе или по просьбе родителей занимаются на уроке по особой программе. Следующее направление - спортивное. В нашем районе ежегодно проводится спартакиада, которая включает в себя от семи до десяти видов спорта. Несмотря на то, что школа наша небольшая(около 290 человек) и на данный момент в школе не работает ни одного тренера ДЮСШ, мы каждый год находимся в числе призёров. Учебный год 2007-08 2008-09 2009-10
Место, занятое в районной спартакиаде учащихся 3 1 3 Доля учащихся, завоевавших призовые места на районных соревнованиях, в процентах от числа посещающих секции 55 41 45 Примечание к таблице: некоторые учащиеся в течение года занимают несколько призовых мест. Анализ данных таблиц даёт представление о том, что, несмотря на небольшой контингент учащихся, наша школа имеет стабильно хорошие результаты районного и республиканского уровня, учащиеся с удовольствием занимаются и на уроках, и внеурочной деятельностью. Всё это является доказательством действенности и полезности работы методической системы. Вместе с тем есть ещё много ресурсов для дальнейшего развития. Оставляет желать лучшего подготовка учащихся начального звена, необходимо заострить на этом внимание. В плане развития самоуправления хотелось бы видеть больше инициативы от самих учащихся. Одним из направлений дальнейшего развития методической системы запланирована предшкольная подготовка, связь с детским садом.
Заключение
Имея неплохие результаты на сегодняшний день, не стоит расслабляться и останавливаться на достигнутом. «Плоды» работы учителя созревают долго, но дерево, эти плоды приносящее, без должного ухода может засохнуть. Поэтому залог успеха в работе учителя - в постоянном движении вперёд, самосовершенствовании и непрерывной учёбе: на курсах, у коллег и у своих учеников.