Автор: Балдина Елена Юрьевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Беляницкая СОШ"
Населённый пункт: село Беляницы, Сонковский район, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Понятие о глаголе как части речи"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Беляницкая средняя общеобразовательная школа
Сонковского района Тверской области»
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Понятие о глаголе как части речи»
подготовила
учитель начальных классов
Балдина Елена Юрьевна
с.Беляницы
2015
Цель: совершенствование навыка распознавания глагола среди других
изученных частей речи.
Задачи:
Образовательные:
обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о
существительном и прилагательном;
формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
Развивающие:
развитие устной и объяснительной речи учащихся;
умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
Воспитательные: создание условий для коммуникативных умений.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход урока
I.
Организационный момент
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
II.
Актуализация знаний
(Работа в парах)
-Подберите к каждому имени существительному пять подходящих по смыслу
имён прилагательных. Запишите по образцу.
Образец: мяч (какой?) резиновый, большой, футбольный, круглый, красный.
Осень, праздник, небо, сказка, урок.
III.
Самоопределение к деятельности
-Расположите слова в каждой строке в порядке усиления действия и
запишите.
1) Бежать, мчаться, нестись.
2) Гореть, тлеть, полыхать.
3) Лететь, парить, взмывать.
- К какой части речи относятся данные слова?
-На какие вопросы отвечают глаголы?
-Приведите свои примеры?
-Сформулируйте тему урока.
IV.
Усвоение новых знаний.
1) Работа по учебнику.
Упр. 101 стр.58
-Прочитайте текст.
-Как вы понимаете письменное задание к упражнению.
- Выполните письменное задание к упражнению.
( Проверка. Учащиеся по цепочке читают глаголы с вопросами.)
2)Упражнение в определении числа глагола.
(Самостоятельная работа)
- Разделите данные глаголы на две группы и запишите в два столбика.
Пляшут, сидит, думает, прыгает, смотрят, плывут, растут, открывает, идёт.
- Прочитайте слова первого столбика.
- Прочитайте слова второго столбика.
- По какому признаку вы разделили слова? (По числу глаголов.)
- На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе?
- На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе?
V.
Физкультминутка
VI.
Закрепление знаний и способов действий.
1)Работа по учебнику.
Упр. 102 стр.58-59.
- Прочитайте текст. Как можно его озаглавить?
- Как автор сказал о листьях?
- Выполните упражнение по заданию учебника.
- Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.
2) Работа с пословицами
(Работа в парах)
- Прочитайте пословицы, вставьте подходящие по смыслу глаголы.
1) Труд кормит, а лень … .2) Смелый побеждает, а трус … . 3)Как аукнется,
так и … . 4) Не лежи на печи, будешь … калачи.
- Объясните смысл пословиц.
(Проверка)
3)Упражнение в распознавании омонимических слов разных частей речи.
(Работа в группах)
- Определите, что обозначают выделенные слова.
1). Затопили печь , чтобы пироги печь. (Затопили печь. Слово печь
обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Пироги печь. Слово печь
обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать?)
2). Корабль дал течь, и вода стала течь. ( Корабль дал течь. Слово обозначает
предмет, отвечает на вопрос что? Вода стала течь. Слово обозначает действие
предмета, отвечает на вопрос что делать?)
VII.
Рефлексия
- Выпишите глаголы.
В понедельник стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденье
П. Башмаков
- На какие вопросы отвечают глаголы? Приведите примеры.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII.
Итог урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какое задание вам больше всего понравилось выполнять?
IX.
Домашнее задание.
Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены.
Приложение 1.
Карточка .
1) Труд кормит, а лень … .2) Смелый побеждает, а трус … . 3)Как аукнется,
так и … . 4) Не лежи на печи, будешь … калачи.
Карточка.
1). Затопили печь , чтобы пироги печь .
2). Корабль дал течь , и вода стала течь .
Список используемой литературы:
1.В.П. Канакина В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс Учебник часть 1
Москва «Просвещение" 2015
2. О.И.Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку 3 класс Москва
«Вако» 2015