урок-расследование "Местоимение как часть речи"

Автор: Никифорова Элина Георгиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 15
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: урок-расследование "Местоимение как часть речи"
Дата публикации: 27.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


УРОК - РАССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ». / по УМК

Быстровой Е.А./
г. Иркутск, МБОУ СОШ №15
Никифорова Элина Георгиевна,
учитель русского языка
Тип урока:
урок открытия нового знания.
Цели урока:
Образовательные : дать понятие о местоимении как части речи; формировать умение находить местоимения в тексте; определять морфологические признаки местоимений, их синтаксическую роль, роль местоимений в тексте. Развивающие: способствовать углублению знаний по русскому языку. Воспитательные : воспитывать интерес к русскому языку , организовывать работу в группе.
Ход урока

1.

Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. . Сейчас урок русского языка. Проверьте готовность к уроку, Откройте тетради, запишите число. Сегодня вы работаете в группах. /3 группы /.
2.Определение темы урока ,целей.
- Сегодня мы будем знакомиться с самой загадочной, таинственной частью речи . Разгадыванием загадок, раскрытием тайн занимаются сыщики /Вы все помните Шерлока Холмса, комиссара Мегрэ, Эркюля Пуаро./ Предлагаю вам на время стать сыщиками и провести расследование. Предлагаю вам угадать предмет исследования. - Слова этой части речи, «как «дублёры» в театре, которые выходят на сцену когда нужно заменить знаменательные слова. Итак, предметом нашего исследования являются ________________/местоимения/. -А что мы должны узнать о местоимении ?
3. Новая тема.

1.
– Итак, какую часть речи называют местоимением ? 2. Теперь выясним, какие части речи замещают местоимения. Задайте вопросы к местоимениям. /Каждой группе выдаётся по предложению:
а/ 1 группа /Кто-то вошёл в комнату./ 2 группа /Какой-то недруг капитана хотел помешать плаванию./ 3 группа /Сыщик нашёл несколько улик /.
Б/
Выписать из упр. 6 / учебник Быстровой / 1 группе местоимения – существительные,2гр. местоимения-прилагательные ,3 гр.местоимения-числительные.
3.
-Давайте понаблюдаем за местоимениями в тексте. /См. задание №1 на листке заданий/. Настоящий сыщик должен уметь восстановить текст. Каждое предложение имеет номер. На листе под текстом есть слово «код» .Рядом с ним укажите номера предложений в том порядке, в котором вы их расставите. Какая группа первой правильно назовёт код?
-Для чего используются местоимения в тексте ?

-Каким способом связаны предложения в этом тексте?
/Используется последовательная или параллельная связь? /
4.
– По значению местоимения разделяются на разряды . /слайды №1,2 и таблица в учеб- нике Быстровой с.6-7 / Работа с таблицей. ==-Сколько существует разрядов местоимений ? -Какие ? Сыщики должны уметь находить и классифицировать улики. На листах задание №2 /
Из текста выписать
местоимения и распределить их по разрядам /разряды указаны на
листе/ Каждая группа на раздаточных листах распределяет местоимения по разрядам /.

4.-А теперь отгадайте загадки / ЗАДАНИЕ 3 см. листок заданий/. За каждый

правильный ответ группе начисляется по 1 баллу.

Местоимения ,которые встречаются в загадках, распределить по разрядам.
4.
Подведение итогов. Выполнить задание №4 /см. листок заданий/

После этого по предложенным на листе вопросам подвести итоги проведённого

сегодня расследования./ Задание выполняется по группам /

Теперь вы можете ответить на вопрос:

-Каким будет порядок морфологического разбора местоимения ?

5.Рефлексия.

-ЧТО нового узнали на уроке? Получили ли ответы на вопросы, поставленные в начале

урока? Выясним, какая группа набрала больше баллов.

6. Домашнее задание: упр.7
/Вставить подходящие по смыслу местоимения/.
Л И С Т З А Д А Н И Й /выдаётся каждой группе учащихся/ ----- --------------------------------------------------------------------------------------------------- ЗАДАНИЕ 1 1.Снег быстро таял. 2.На дворе уже была весна. 3.Из белого он сделался грязным, точно его посыпали сажей. 4.Днём они рушились, а за ночь опять замёрзли. 5.Она весело журчала и словно торопилась сообщить радостную весть. 6.В сугробах появились тонкие ледяные перегородки. 7.По канавам бежала вода. Код:_ _ _ _ _ _ _ . ЗАДАНИЕ 2 Распределить местоимения из текста, приведённого ниже, по группам /разряды/ ЛИЧНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
ВОЗВРАТНОЕ ТЕКСТ 1 В лесу мы услышали треск сучьев . 2 И в тот же миг в нескольких шагах от мальчиков нечто белое вдруг отделилось от сугроба и медленно съехало вниз . 3 Сзади снова раздался какой- то треск сучьев . 4 Мы переглянулись. Васёк молча показал на тот холмик, что быстро полз к берегу. ЗАДАНИЕ 3 Отгадать загадки. Найти в них местоимения, распределить по разрядам /см. задание 2/. /5/. Что вниз вершиной растёт ? /6./ Кто говорит на всех языках? / 7/. Сестра к брату идёт , а он от неё прячется . / 8/. Царь кликнёт, царь мигнёт, кого-то позовёт. /9/. ЗАДАНИЕ 4 Определить , какими членами предложения являются местоимения из предложений №1,3,7 Определить число и падеж местоимения из предложения №1, род местоимений из предложения №7. Определить род местоимений тот, та, то. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1.Какую часть речи называют местоимением ? 2..С какими частями речи по значению и морфологическим признакам соотносятся местоимения? 3..Какие разряды местоимений выделяются по значению и грамматическим особенностям? 4..Как изменяются местоимения-существительные, местоимения-прилагательные ? 5..Какими членами предложения могут быть местоимения?