"Социализация личности воспитанников в учреждениях интернатного типа".

Автор: Веретельникова Дарья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО РО Шахтинский центр помощи детям № 3
Населённый пункт: Ростовская область. г.Шахты
Наименование материала: Мой педагогический опыт.
Тема: "Социализация личности воспитанников в учреждениях интернатного типа".
Дата публикации: 27.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Статья на тему:
«Социализация личности воспитанников в учреждениях интернатного типа». В любом обществе, любом государстве на разных исторических этапах развития были и будут дети, которые в силу разных причин и обстоятельств ос таются без попечения родителей. Сиротство - социальное явление, характеризующееся наличием детей, оставшихся без попечения родителей. Проследив историю развития учреждений для сирот, можно увидеть, как при экономических трудностях государства, вызывающих снижение уровня жизни его граждан, увеличивается число сирот, беспризорных и безнадзорных детей. Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников. Воспитание полноценной личности воспитанников учреждения для детей-сирот предполагает развитие общения их со взрослыми и друг другом, в ходе которого формируется образ «Я» ребенка, его отношение к себе и представление о себе. Целью моей педагогической деятельности является - подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения, выражать своё мнение, творчески мыслить, а так же подготовка воспитанников к проживанию в семье, принятие нового статуса « я- ребенок, я в семье». Чтобы достигнуть поставленную мною цель, работаю над решением следующих задач: -содействовать формированию благоприятного эмоционально – психологического и нравственного климата в детском учреждении; -формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие воспитанников путём внедрения в работу новых воспитывающих систем; -совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров; -воспитывать чувство гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества; -совершенствование детского самоуправления как фактора социализации личности ребенка. -развивать познавательный интерес и повышать интеллектуальный уровень воспитанников через развитие сети кружков, клубов по интересам, спортивных секций; -создать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, стремлений к здоровому образу жизни -формировать у воспитанников способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.
Реализую поставленные задачи через направления программы социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая включает следующее; 1.1.Правовые нормы жизни - это правовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, дать ребенку необходимые юридические знания и научить его уважать законы, совершенствование правовой культуры и правосознания воспитанников, правовое информирование, правовое обучение, применение полученных знаний на практике. 1.2 Экономика и ее роль в жизни человека. Финансово - денежные нормативы жизни- это раскрыть воспитанникам окружающий их предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения, дать теоретическую основу экономических наук– через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений и экономического сознания, воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства. 2.Учебно – познавательное- это приобретение знаний, развитие интеллекта и развитие социальной сферы воспитанников, овладение научными знаниями, умениями и навыками, развитие творческих способностей, учить детей навыкам самостоятельной работы. 3.Трудовое- это формирование положительного отношения к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестного отношения к любой работе, уважения к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренней потребности работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремления строить труд на принципах научной организации; отношения к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека. 4.Художественно-эстетическое - это воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, взглядов развивающейся личности. 5.ЗОЖ- это формирование мотивации детей к здоровому образу жизни, формирование представления о ценности здоровья и ресурсах собственного организма, приобретение навыков здорового образа жизни, привитие у детей привычки здорового образа жизни; воспитание интереса к вопросам здоровья, подведение к мысли, что самое главное в жизни – это здоровье, что именно они, дети, ответственны за состояние своего здоровья. 6.Духовно-нравственное- это воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, духовно- нравственное развитие в контексте всестороннего развития, формирование
духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути. 7. Индивидуальная работа-это развитие и совершенствование каждого ребенка, содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах детства; развитие способностей и склонностей детей, профилактика правонарушений. Для реализации программы использую различные методы и формы работы: - установление психологического контакта (вербального, невербального) - создание благоприятных условий для развития творческих способностей и возможностей воспитанника - диагностика прогнозирования и реализация положительного потенциала в личности воспитанника - индивидуальный подход при организации коррекционно-развивающей воспитательной работы - расширение социальной среды общения - организация разнообразной содержательной деятельности - использование всей социально-образовательной базы. С целью активизации каждого воспитанника создана развивающая среда, основанная на принципах: учета возрастных особенностей, динамичности, комплексности, вариативности. Созданная развивающая среда способствует вовлечению детей в разнообразные виды деятельности и создает условия для активизации познавательной деятельности, экспериментирования, этического развития, формирования нравственных качеств. Важно широкое использование социально-культурного пространства, где каждый воспитанник может самоутвердиться и самореализоваться. С целью учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников разработан индивидуальный режим, предусматривающий разнообразную совместную и индивидуальную деятельность детей, а также личное время ребенка. Я понимаю, что развивающемуся обществу нужны современно- образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны к общению, отличаются мобильностью, динамизмом, и, поэтому провожу целенаправленную работу, способствующую успешной социализации личности наших воспитанников.