"Игры и игрушки для самых маленьких".

Автор: Шайдуллина Роза Хабибовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 248
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Игры и игрушки для самых маленьких".
Дата публикации: 27.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Игры и игрушки для самых маленьких
Игрушка это самый нужный спутник детских игр. Игрушка – это не пустая забава детей. Она очень ценна в педагогическом отношении. Игрушки имеют большое воспитательное значение, и они способствует всестороннему развитию детей. Игрушка отражает быт и уровень жизни общества. Она носит социальный и исторический характер. Развитие каждого ребенка проходит индивидуально. Один развивается ускоренными темпами, второй – замедленными. Но всем детям свойственны некоторые общие закономерности развития, которые они рано или поздно проходят. Предметно-игровая деятельность в раннем детстве имеет свои пути формирования. Игрушки подбирают с учетом возрастных особенностей детей. Каждая игрушка создается для решения какой-то задачи. Это основное ее значение. Но одновременно эта же игрушка решает и целый ряд второстепенных задач. Матрешка, например, создается для детей раннего возраста. Ребенку доставляет удовольствие раскрывать и закрывать ее, с удивлением обнаруживать вкладыши, вынимать их и вновь вставлять. На личном опыте он знакомится с понятием о единстве и множестве. Это мудрая дидактическая игрушка. Но с матрешкой играет и дошкольник. Она становится фигуркой, персонажем сказки. Подбор игрушек ведется с учетом задач воспитания детей раннего возраста. Так как развитие детей протекает сугубо индивидуально, то было бы неверно давать рекомендации подбирать игрушки на каждый месяц жизни ребенка. Игрушки предназначенные для детей от двух до трех лет, должны способствовать формированию сюжетно – ролевой игры. Содержание игры в этом возрасте переносится с предмета на общение. Игрушка не самодовлеет – она обозначает роль, которую ребенок фактически на себя берет. Игра становится все разнообразнее в связи с тем, что опыт ребенка уже богат и он в игре отображает разные простые сюжеты, связанные с бытом, трудом взрослых. При подборе игрушек очень важно обращать внимание на внешний вид игрушек. Внешний вид дает информацию благодаря таким свойствам, как
материал, из которого игрушка выполнена, величина, конструкция, художественно-образное решение. Для сенсорного развития ребенка большое значение имеют такие свойства материалов, как вес, запах, фактура, издаваемый звук, твердость или упругость, гибкость, эластичность. Причем нужны игрушки из разных материалов, в том числе и наборы. Хорошо, когда одна и та же игрушка одновременно выполнена из различных материалов. Большое значение имеют вес и величина игрушек. Легкие и относительно тяжелые, мелкие и крупные игрушки позволяют ребенку самоутверждаться в мире вещей, овладевать способами действий с ними. Ребенку раннего возраста необходимы и мелкие игрушки, с которыми он действует руками. Такие игрушки необходимы на протяжении всего детства, они развивают ручную умелость ребенка. Игрушки не должны нарушать комфортных условий для деятельности ребенка. Для всестороннего развития детей одновременно необходимы как крупногабаритные, так и соразмерные ребенку, а также мелкие игрушки. Игрушки детей раннего возраста естественно должны резко отличаться от игрушек для дошкольников. Если дошкольник предпочитает куклу с ярким характером, то ребенок раннего возраста такую куклу не возьмет, а иногда и испугается ее. Предпочтение малыши отдают условным, красочным игрушкам, таким как матрешки. Мягконабивные тканевые куклы, отличающиеся нарядностью цвета, что придает им сказочную необычность. Малыш, нее раздумывая, предпочтет розового зайца и красного коня. Объяснением служит одно – красиво весело. Если внешний вид игрушки всегда говорит нам о ее содержании, той воспитательной задаче, которая как бы опредмеченно присутствует в игрушке, то возрастное назначение игрушки лучше всего отражено в конструкции. Функциональности формы, т. е. в приспособленности к игре, самостоятельной деятельности ребенка. Каждый вид игрушек имеет свою функциональность формы. У куклы это реальная подвижность частей, съемная одежда, озвученность, закрывающиеся глаза. У забавных игрушек – устройства, создающие действие: световые, звуковые, цветовые эффекты. Функциональность игрушки одного вида, например, куклы или мяча, не остается неизменной для ребенка разного возраста. Так, только к концу третьего года жизни возможно внести нарядную куклу с закрывающимися
глазами. То же самое можно сказать про мяч. Прыгучий небольшой мяч необходим ребенку, который хорошо ходит и бегает. Игрушки вносятся постепенно и понемногу. Не сразу на весь год. Знакомство с новой игрушкой должно быть радостным событием в группе. Можно утром или вечером выставить ее на полке, можно загадать детям загадку. Итак, игрушка подобна книге. Зовет ребенка в дальние страны, неизведанные миры, в чудесную страну сказок. Она наполняет его жизнь фантастическими сплетениями. Сегодняшний малыш завтра станет гражданином нашей страны, ему предстоит жить и работать в мире еще более совершенной науки и техники. Игрушке надлежит вести его туда, она пробуждает любознательность, воображение, учит фантазировать, творить, мыслить.