"Занятия с обучающимися специальной медицинской группы с заболеванием сколиоз".

Автор: Павловский Константин Викторович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательного учреждения города Керчи республики Крым "Школа № 10"
Населённый пункт: город Керчь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Занятия с обучающимися специальной медицинской группы с заболеванием сколиоз".
Дата публикации: 27.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА №

10»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ С

ОБУЧАЮЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ

СКОЛИОЗ
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Павловский К.В. г. Керчь
Сколиоз – заболевание, которое было известно еще врачам древности. На протяжении многих столетий эта болезнь всесторонне и тщательно изучалась, выдвигались весьма противоречивые предположения о причинах ее возникновения. И только в конце прошлого века в связи с созданием экспериментальных моделей сколиоза и развитием тонких методов исследования стало возможным изучение этиологии и патогенеза искривления позвоночника. В итоге старые представления о сколиозе сменились новыми, его происхождение стали трактовать на основе данных биомеханических, электрофизиологических, рентгенологических и морфологических исследований. Однако надо сказать, что и сейчас вопрос о причинах возникновения искривлений позвоночника остается открытым. Многообразие этиологических форм искривления позвоночника еще более осложняет раскрытие подлинной причины сколиоза. В одних случаях сколиоз выступает в качестве одного из симптомов хорошо известных заболеваний, в других – является практически единственным признаком, который определяет тяжесть и течение болезни. Дети, как правило, рождаются без деформации позвоночника. У некоторых детей имеются патологические предпосылки (врожденные или приобретенные) для будущего развития искривления позвоночника. Внешние условия среды, неправильная поза ребенка в школе или дома, низкие парты без учета возрастных особенностей и роста позвоночника ребенка, нерациональный режим – все это ухудшает течение деформации и способствует более быстрому ее развитию. Недостаточно внимания в школах оказывается профилактике патологической осанки и физическому воспитанию учащихся. Особенно велика вероятность различных искривлений позвоночника в возрасте 13-15 лет – в период усиленного роста костной системы с определенным отставанием в развитии мускулатуры. Поэтому к позвоночнику нужно быть очень внимательными в раннем возрасте. При выполнении лечебной гимнастики проводится общая и специальная тренировка. Путем общей тренировки весь организм ребенка
постепенно включается в равномерную нагрузку. Обычно более трудные упражнения чередуются с более легкими. Общая тренировка является лишь вступлением к специальной тренировке. Общеразвивающие упражнения включают в себя упражнения общеукрепляющего характера, упражнения на равновесие, коррекцию движений, вытяжение и расслабление. Упражнения выполняются с предметами и без. Специальные упражнения направлены на коррекцию патологической деформации позвоночника, то есть корригирующие упражнения. Они могут симметричными, асимметричными и деторсионными. Симметричные - направлены на сохранение срединного положения позвоночного столба. Эффект связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение тела: мышцы на стороне вогнутости несколько растягиваются, а на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, происходит выравнивание мышечной тяги, устраняется асимметрия, ослабляется и поддается обратному развитию мышечная контрактура на стороне вогнутости сколиотической дуги. Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления. При отведении ноги в сторону выпуклости дуги искривления изменяется положение таза и дуга уменьшается. При поднятии руки вверх со стороны вогнутости дуга уплощается. Деторсионные упражнения направлены на вращение позвонков в сторону противоположную торсии, вращение производится в сторону сколиотической дуги. При правостороннем сколиозе торсия происходит по часовой стрелке, при левостороннем – против часовой стрелки, при S- образном – спиралеобразная форма. В комплекс включаются также дыхательные упражнения. При сколиозе 1-ой степени применяются общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения и симметричные упражнения.
При сколиозе 2-ой степени – общеразвивающие, дыхательные и симметричные, и по показаниям применяются асимметричные и деторсионные упражнения. При 3-й и 4-й степени – все виды упражнений. Противопоказаны упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника (наклоны, повороты, скручивания), упражнения, приводящие к перерастяжению позвоночника – висы.

Упражнение №1
.
Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках. Упражнение №2. И. п. — основное положение. Поднимание прямых рук вверх — вдох, опускание — выдох (3—4 раза). Темп медленный. Упражнение №3
.
И. п. — основная стойка, руки на поясе. Сгибание колена к животу и возвращение в и. п. (3—4 раза каждой ногой). Упражнение №4. И. п. — основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх — вдох, опускание — выдох (4 —5 раз). Упражнение №5. И. п. — основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (4—5 раз). При наклоне корпуса — выдох, при выпрямлении — вдох. Упражнение №6. И. п. — основная стойка, палка в опущенных руках. Приседание с вытягиванием рук вперед и возвращение в и. п. Спина прямая (4—5 раз). Упражнение №7. И. п. — основная стойка, руки перед грудью. Разведение рук в стороны ладонями вверх — вдох, возвращение в и. п. — выдох (3—4 раза). Группа специальных упражнений, вытягивающих позвоночник, воздействующих на деформированный отдел позвоночника, укрепляющих мышцы живота, спины. Упражнение №8. И. п. — стоя у гимнастической стенки, взявшись руками за рейку на уровне плеч (рука, соответствующая выпуклой стороне
искривления, на одну перекладину ниже другой руки). Глубокое приседание и возвращение в и. п. (3—5 раз). Упражнение №9. И. п. — лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись ру ками за рейку гимнастической стенки. Подтягивание согнутых ног к животу — вы дох, выпрямление — вдох (3—4 раза). Упражнение №10. И. п. — лежа на животе на наклонной плоскости, взявшись руками за край (ручки). Попеременное разгибание ног в тазо- бедренных суставах (2—4 раза каждой ногой). Упражнение №11. И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела ладонями вниз, ноги согнуты в коленных суставах. Поднимание таза с опорой на ладони, плечи, стопы — вдох, возвращение в и. п., выдох (3—5 раз). Упражнение №12. И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела. Движения ногами, как на велосипеде (10—12 раз). Упражнение №13. И. п. — лежа на боку; под выпуклую часть грудной клетки подложен ватный валик, доги разведены. Вытягивание руки вверх с вогнутой сторо ны искривления позвоночника — вдох, опускание руки — выдох (3—5 раз). Упражнение №14. И. п. — лежа на животе, руки с вогнутой стороны искривле ния вытянуты вверх. Поднять корпус — вдох, возвратиться в и. п. — выдох (3—4 раза). Упражнение №15. И.п. — лежа на животе. Отведение ноги в сторону на стороне выпуклости (при поясничном сколиозе); вытягивание руки вверх с вогнутой стороны искривления (при грудном сколиозе) и возвращение в и. п. (4—5 раз). Упражнение №16. И. п. — лежа на животе; нога (со стороны выпуклости в по ясничном отделе) отведена в сторону, руки согнуты на затылке. Развести локти в стороны, слегка прогнув позвоночник — вдох, вернуться в и. п. — выдох (3—4 раза).
Упражнение №17. И. п. — лежа на коврике, на животе; руки вытянуты вперед, опираются на пол. Вытянуться, оттягивая носки ног и вытягивая руки до предела вперед — вдох, расслабить мышцы — выдох (3—5 раз). Упражнение №18. И. п. — лежа на боку (выпуклость искривления позвоночника в поясничном или пояснично-грудном отделе обращена вверх). Поднимание одной ноги (обеих ног) вверх, возвращение в и. п. (3—4 раза). Движения совершаются в небольшом объеме. Упражнение №19. И. п. — стоя на четвереньках у гимнастической стенки, при держиваясь руками за 2—3-ю рейку. Максимальное отклонение корпуса назад с выпрямлением рук и последующим возвращением в и. п. (3 —4 раза). Упражнение №20. И. п. стоя на четвереньках. Вытягивание руки вперед (с вогнутой стороны искривления в грудном отделе) с одновременным вытягиванием ноги назад (с вогнутой стороны искривления поясничного отдела) и возвращение в и. п. (3—5 раз). Упражнения на балансирование и дыхание. Упражнение №21. И. п. — стоя; руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой баранке). Полуприседание с вытягиванием рук в сторону (4—5 раз). Упражнение №22. И. п. — стоя; руки разведены в стороны, на голове на ватно-марлевой баранке медицинбол (весом 1 кг) или волейбольный мяч. Ходьба на носках. Упражнение №23. И. п. — стоя в кругу, взявшись за руки. Вытягивание рук вверх с одновременным подниманием на носки (4— 5 раз). Упражнение №24. И. п. — стоя в кругу, взявшись за руки. Полуприседание с прямой спиной (3—4 раза). Упражнение №25. И. п. — руки к плечам, ноги на ширине плеч. Вытягивание рук вверх — вдох, возвращение в и. п. — выдох (3—4 раза).
Список используемых источников 1. Абальмасова Е.А. Сколиоз: (этиология, патогенез, семейные случаи, прогнозирование и лечение). – Ташкент: Изд-во мед. лит., 1995. – с. 115 2. Вайнруб Е.Н., Волощук А.С. Гигиена, обучение и воспитание детей с нарушением осанки и больных сколиозом. – Киев: Здоровье., 1991. – с. 68-69 3. Гатовцев П.И. ЛФК и массаж. – М.: Медицина. – 1993. – с. 31 4. Гриненко М.Ф. Целебная сила движений. – М.: Знание., 1991. – с. 48 5. Дубровский В.И. Лечебная физкультура. – М.: Гуманитарный издательский центр., 2004. – с. 58-59 6. Дубровский В.И. Лечебный массаж. – М.: Изд-во Мартин., 2002. – с. 61-62 7. Курпан Ю.И., Таламбум Е.А. Физкультура, формирующая осанку. – М.: Физкультура и спорт., 1991. – с. 121-123 8. Попов С.Н. Физическая реабилитация. – Ростов на Дону. – Феникс., 1999. – с. 219 9. Шкляренко А.П. Оценка эффективности физических упражнений при сколиотической болезни./ Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК/., 2003., №5. – с. 115 10. Шкляренко А.П. ЛФК в комплексном санаторном лечении сколиотической болезни у детей и подростков./ Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК/., 2002., №1. – с. 91