"Откуда к нам пришли точные часы".

Автор: Гончарова Евгения Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 3 г. Выборга
Населённый пункт: г. Выборг
Наименование материала: конспект
Тема: "Откуда к нам пришли точные часы".
Дата публикации: 27.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект открытого занятия по эксперементально-познавательной деятельности в

подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

«Откуда к нам пришли точные часы»

Цель:
познакомить с историей часов.
Образовательные задачи:
- формировать обобщенное понятие о разнообразии часов, подвести к пониманию их назначения; - формировать умение классифицировать часы по видовым признакам, варьируя основания для классификации (настольные, наручные, настенные, башенные, карманные; детские, мужские, женские; электронные и механические); - расширять знания детей об эволюции часов (солнечные, огненные, песочные и т.д.); - формировать представления о том, как человек использует факторы природной среды для определения времени; - закрепить представления детей о циферблате, продолжать учить определять время; - упражнять детей в решении задач и в ориентировке в пространстве на листе бумаги.
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность детей, учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; - развивать творческое воображение и логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- формировать у детей навыки здорового образа жизни: воспитывать стремление соблюдать режим дня.
Оборудование:
- плакат «Режим дня школьника»; - модель солнечных часов; фонарик; - модель водяных часов (Клипсидра) - презентация «Этапы развития часов» - демонстрационный материал: часы
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришли учителя, они знают, что первого сентября вы пойдете в школу, поэтому они решили сделать вам маленький подарок, при этом они сказали, что это что-то нужное и важное для всех школьников. Как вы думаете, что это? (Ответы детей). -Давайте развернем и посмотрим (Воспитатель разворачивает «Режим дня школьника»). - Как вы думаете, что это? (Дети читают) - правильно, это «Режим дня школьника». Здесь расписан весь день первоклассника: 7.00 – подъем, умывание, 7.10 –зарядка, 7.20- завтрак и т.д. как выдумаете, вам он пригодиться? Почему? (ответы детей) - кто знает и соблюдает режим дня, тот вовремя встает и вовремя ложится спать, успевает поиграть, погулять и сделать уроки. Все это помогает детям расти здоровыми. Значит, «Режим дня» действительно важен для вас. А как же вы узнаете, когда пришло время выходить в школу, а когда на прогулку, когда начнется ваша любимая телепередача? Загадка : я напрасно не жужжу, когда надо разбужу. (Будильник) (Ответы детей). - Правильно, в этом вам помогут часы. (Воспитатель демонстрирует часы) - Давайте рассмотрим часы. Что есть у часов? Расскажите и покажите, какие цифры есть на циферблате. Сколько стрелок на этих часах? Расскажите о них. - А вы уже умеете определять время по часам? Давайте, мы это сейчас проверим. (дети сидят на ковре, воспитатель раздает модели модели часов с указанным временем) - Вы должны будете назвать, в какой части листа находятся часы, на которых правильно указан час, который я назову.
- Где находятся часы, на которых указано 1 час, 3 часа, 6 часов и т.д.(Дети по желанию дают ответ). Часы помогают узнать точное время. А еще они помогут вам сейчас в решении задач. (Дети разбирают часы)
Задачи:
1. Вы встали в 7 часов, через 2 часа начинаются уроки. Во сколько начнутся уроки? Установите на ваших часах час, в котором начнутся уроки. 2. Уроки начинаются в 9 часов. Через 3 часа они заканчиваются. Когда закончатся уроки. Установите на ваших часах час, в котором заканчиваются уроки. 3. 3. В 5 часов вы возвращаетесь с прогулки, а через 4 часа надо ложиться спать. Который час будут показывать часы, когда вы ляжете спать. Установите этот час на ваших часах. - Молодцы, вы правильно решили задачи, я думаю, что ваше умение точно определять время, поможет вам соблюдать режим дня. - Наши часы не единственные, по которым можно определять время. У них есть друзья, и мы сейчас с ними познакомимся. (на доске картинки) это часы и все они разные. (игра с мячом) Часы, которые висят на стене, как будут называться? (
настенные
) Часы, которые стоят на столе, как будут называться? (
настольные
) Часы, которые стоят на полу, как будут называться? (
напольные
) Часы, которые носят в кармане, как будут называться? (
карманные
) Часы, которые висят на городской башне, как будут называться? (
башенные
) Часы, которые носят на руке, как будут называться? (
наручные
) Часы, которые нас будят по утрам, как будут называться? (
будильник
) Часы, которые носят мужчины, как будут называться? (
мужские
) Часы, которые носят женщины, как будут называться? (
женские
) Часы для детей, как будут называться (
детские
) - Ребята, сегодня я не могу представить жизнь без часов, которые бы точно показывали который час, в любое время суток. А как вы думаете, часы всегда были такими? (ответы детей). Для того, чтобы узнать как обстоят дела на самом деле, я предлагаю вам совершить путешествие во времени - вернуться в прошлое часов. В путешествии во времени нам поможет волшебный экран. (Дети танцуют под музыку танец «Часы», затем располагаются перед экраном)
Презентация (дети садятся на ковре)
1. Слайд – Петух Давным – давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: - «Кукареку!» А можно ли точное время определить по петуху? А вдруг петух упадет с жердочки и закричит во все горло? А если лиса унесет петуха? Кто разбудит на работу? (Ответы детей) Правильно по пению петуха, трудно определить точное время. 2. Слайд – Цветочные часы Почему на нашем экране появились цветы? Это самые необычные часы - цветочные. Многие цветы раскрываются и закрываются в определенное время суток. Например, наши любимые одуванчики раскрываются в 5 утра, а закрываются с 8 до 10 вечера. Мак раскрывается в 5 утра, а закрывается с 2 до 3 часов дня.(лен, ноготки, шиповник). Цветы часто называют «Часами туриста». А эти часы удобны? (только летом, когда цветут цветы) 3. Слайд – Солнечные часы Древние люди заметили, что в разное время суток, тень от предметов направлена в разные стороны, и они решили сделать солнечные часы. Вкопал человек в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части, каждая часть равнялась одному часу. Как вы думаете, удобны такие часы? И всегда ли по ним можно определить время? 4. Слайд – Водяные часы Шли годы. Часы появились иные. Клепсидрою звались часы водяные. На смену солнечным часам пришли водяные. В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны черточки - отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в
сосуд налили воду. Почему? (потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд) 5. Слайд – Огневые часы Что это? (свеча) не простая свеча – это огненные часы. На свече есть насечки в виде бусинок. Сгорела свечка до бусинки, прошел час, когда сгорела свечка, значит, прошел день. Удобны эти часы? (очень опасны, все время за ними нужно следить) 6. Слайд – Песочные часы С тех пор прошло немало лет, и люди поняли ответ, что лишь песок, он есть один, и Бог, и царь, и господин! После неудач с часами, люди стали думать, как бы придумать часы, которые одинаково точно показывали время днем и ночью. Летом и зимой и в любую погоду. И придумали: у часов нет ни стрелок, ни кружка, ни зубатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний – значит прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто? (в медицине) 7. Слайд – Механические часы Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутрь поставил пружинку, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесо. Оно цепляется за другое колесо, вертит его. Второе колесико показывает часы и минуты. Это механические часы. 8. Слайд – Электронные часы. Есть часы без пружинки. вместо нее находиться маленький электронный моторчик, который работает при помощи батареек. - Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал
человек
. Наше путешествие подошло к концу. Пора нам возвращаться. И в этом нам поможет волшебный экран. (Дети танцуют под музыку танец «Часы», затем садятся на стулья.) - Вот мы и вернулись с вами в настоящее время, а теперь давайте вспомним, какие часы мы видели в прошлом, и разложим картинки-часы по порядку: от древних часов до современных.
(совместная экспериментальная деятельность)
- А сейчас я предлагаю вам самим собрать солнечные и водяные часы, и посмотреть, как по ним можно определить время.