"Воздухоискатели"-конспект занятия в средней группе

Автор: Окунева Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №26 "Алёнушка"
Населённый пункт: пос.Константиновский Ярославской области
Наименование материала: Конспект
Тема: "Воздухоискатели"-конспект занятия в средней группе
Дата публикации: 27.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


"Воздухоискатели".

Конспект открытого занятия в ДОУ в средней группе.

Подготовила и провела Окунева Л.В.

Цель:
развивать познавательную активность в процессе опытно- исследовательской деятельности;расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. • Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. • Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. • Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. • Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания. • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам. • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. • Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы:
беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей). Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает; - способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; - воздух легче воды; - воздух есть внутри предметов; - воздух есть внутри людей; - без воздуха не возможна жизнь.
Оборудование:
полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ; фартуки (по количеству детей); - миски с водой 2 шт., игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые, гуашь, фонарик, стаканчики и трубочки (2 экз.), воздушные шары, Шар- Шарыч, музыка для полёта и физкультурной паузы.

Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости опять залетал уважаемыйпрофессор Шар-Шарыч. Помните ,мы мастерили для его лаборатории стаканы, ему очень они понравились. А сегодня он прислал нам приглашение: « Приглашаю в мою лабораторию. Предлагаю стать воздухоискателями. Жду с нетерпением!», полетим?! Дети: полетим.( музыка волшебно- научная, стихи о воздухе, движения по кругу) Воспитатель:Ура! Прилетели. Вот она лаборатория Шар-Шарыча, а вот и он сам (надуваем шар и прикрепляем его к столу)Ребята ,помните как надо себя вести в лаборатории.(Правила поведения) Значит мы будем сегодня исследователями ,предлагаю надеть фартуки,а я надену халат ,а вот, что мы будем искать, а? Я что-то запамятовала. Да,Шар-Шарыч прислал еще и загадку Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, но все же, Без него мы жить не сможем. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Дети: Воздух! Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Дети: Нет. Воспитатель: Посмотрите налево, посмотрите направо, оглянитесь назад, вы видите воздух? Дети: Нет, не видим. Воспитатель: ?Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Дети: Воздух
невидимый
! Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку»
(С полиэтиленовым пакетом и фонариком). Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на
подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. (пробуют) Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого
цвета
воздух? (ответы детей). На столе у нас есть фонарик. Учёные, давайте посветим на пакет. Что вы увидели? Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь. Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е.
прозрачный
. Воздух–
прозрачный, бесцветный
. Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха! Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит. Дыхательная гимнастика «Вдох –выдох».(вдыхаем через нос ,выдыхаем через рот) Воспитатель:А как вы думаете, в других предметах есть воздух?(ответы детей).Да ,есть и чем больше в них воздуха, тем они легче, вот сколько разных предметов я вам принесла, давайте сыграем в игру
:

«Тонет - не тонет»
(Звучит детская песенка «По морям, по волнам», дети поочередно берут предметы и раскладывают в 2 тазика (1- тяжёлые,2-лёгкие):камень, деревянный брусок, ракушку, пластмассу, стекло металл др. мелкие предметы . Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Тяжело быть исследователями,давайте отдохнём.
Физкультминутка:
Игра с воздушными шариками(парами играют шариками под музыку) Воспитатель:Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 3. Ребята,оказывается воздухом можно рисовать!Попробуем?

«Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные
стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится? Дети: Здорово! Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) : - что воздух постоянно нас окружает; - что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; - что воздух легче воды; - что воздух есть внутри предметов; - что воздух есть внутри людей, а сейчас мы (или чуть позже)мы оформим выставку ваших работ. Давайте скажем спасибо Шар-Шарычу за приглашение в лабораторию, а нам пора возвращаться в детский сад. Дети встают в круг и под музыку двигаются. Спасибо и до свидания ,гости.
По познавательному развитию Конспект открытого занятия по ДОУ «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала дошкольника»
Цель:
 Закрепить умение детей находить антонимы.  Учить создавать в воображении образы на основе схематичного изображения предметов.  Продолжить учить детей обследовать предметы осязанием.  Упражнять в классификации их по признаку «холодный, горячий», «холодногорячий» одновременно.  Описывать свойства объекта с точки зрения данного признака, продолжать включать детей в процесс решения творческих задач.  Воспитывать осторожность при обращении с горячими предметами.
Материал:
Игрушка-Степашка; два мяча - большой и маленький; игрушки - чистые и грязные; полотенце - сухое и мокрое; ленты - длинная и короткая; овощи; диван; карточки со схематическим изображением предметов: утюг, свеча, молоток, уголек, лед, спички; картинки с изображением горячих и холодных предметов; два стакана; салфетки - синяя, красная, сине-красная.
Ход занятия:
Воспитатель - Дети, я получила приглашение от Степашки. Он нас приглашает в гости. Пойдем, ребятки? Заходят и видят, что все кругом разбросано, перевернуто, а Степашки нет. Воспитатель - Какой здесь беспорядок! Все разбросано, перевернуто, а Степашка куда-то подевался. Ну что ж, ребятки, надо навести порядок в комнате, помочь Степашке. Воспитатель поднимает предметы и показывает их детям. Д/и «Назови слово, противоположное по значению» Воспитатель - Мяч большой, а это? Дети - Маленький.
Воспитатель - Игрушка грязная, а эта? Дети - Чистая. Воспитатель - Полотенце мокрое, а это? Дети - Сухое. Воспитатель - Диван мягкий, а ножки? Дети - Твердые. Воспитатель - Кукуруза шершавая, а помидора? Дети - Гладкая. Воспитатель - Ленточка широкая, а эта? Дети - Узкая. Воспитатель - Фотография девочки грустная? Дети - Веселая. Воспитатель - Как поступил Степашка? Он ведь все разбросал! Дети - Плохо. Воспитатель - Как мы поступили? Мы все убрали! Дети - Хорошо. Воспитатель достает конверт и показывает детям карточки со схематическим изображением предметов. Д/и «На что похоже?» (Дети стоят). Затем воспитатель приглашает детей в другую комнату. (Дети садятся на стульчики). В этой комнате тоже беспорядок. Воспитатель - И в этой комнате беспорядок. Степашки и здесь не видно. Тихо, тихо, ребятки! Кто-то плачет. Воспитатель находит Степашку на кресле, укрытого салфеткой. Он весь дрожит. Степашка - Как холодно! Лапки замерзли! Ушки замерзли! Надо бы мне согреться. А как не знаю. Где-то у меня была грелка, но никак не могу найти. Воспитатель - Ребятки, надо Степашке помочь. Поможем? Сначала надо как-то его согреть. Как можно его согреть? (Ответы детей) - Давайте завернем его в одеяло. Пусть Степашка греется, а мы поищем грелку. - Что это такое? (Находит лед) - Какой он, если его потрогать? Дети - Холодный. Воспитатель - А это что такое? (Находит уголек) Дети - Уголек. Воспитатель - Ой, какой он горячий! (Воспитатель имитирует, что уголек горячий, кладет его в тарелочку) Воспитатель - Можно потрогать руками раскаленный уголек? Дети - Нет. Воспитатель - Почему нельзя? Дети - Можно обжечь ручки. Воспитатель - А можно положить лед и уголек рядом? Дети - Нельзя. Воспитатель - Почему нельзя? Дети - Уголек потухнет, а лед растает. Воспитатель - Правильно, уголек потухнет, а лед растает. Воспитатель - Ребята, давайте договоримся с вами, что холодные предметы мы будем ставить на синюю салфетку, а горячие предметы - на красную салфетку. (Дети кладут лед и уголек на соответствующие салфетки) Воспитатель - А это что такое?
Дети - Молоток. Воспитатель - На какую салфетку мы его положим? Воспитатель - Синюю. Воспитатель - Почему? Воспитатель - Молоток холодный. Воспитатель достает утюг. Воспитатель - И утюг не на месте лежит. Ребята, на какой стол положим утюг? Дети - Синий. Воспитатель - А всегда утюг бывает холодный? Когда утюг бывает горячим? Как узнать холодный утюг или горячий? Трогать будем всей ладошкой или пальчиком? Давайте потрогаем утюг? Подошва горячая, а ручка холодная. Значит, часть утюга горячая, а часть - холодная. Куда же нам его поставить? Дети - На сине-красную салфетку. Воспитатель - Посмотрите, я еще что-то нашла. Что это такое, ребята? Дети - Это свеча. Воспитатель - Потрогайте, какая она? Дети - Холодная. Воспитатель - На какую салфетку поставим свечу? Дети - На синюю. Воспитатель - А бывает свеча горячей? Дети - Когда горит огонек. Воспитатель - Свеча горячая только там, где горит, а нижняя часть остается холодной. На какую салфетку поставим свечу? Дети - Красно-синюю. Воспитатель - Ребята, посмотрите, у Степашки и картинки на полу раскиданы, возьмите по одной и посмотрите что нарисовано, положите каждую на свою салфетку. (Дети раскладывают, называют что нарисовано и почему кладут на эту салфетку) Д/и «Горячее-холодное». Воспитатель выясняет у каждого что нарисовано на картинке. Воспитатель - Степашка сильно кашляет. Совсем разболелся. Грелку мы не нашли? Как же можно согреть Степашку? Давайте напоим чаем. У нас есть два стакана. Как узнать в каком стакане горячая, а в каком холодная вода? Дети - Нужно потрогать. Воспитатель - А глазками можно увидеть? Дети - Да, поднимается пар. Воспитатель - Правильно! Давайте заварим чай и угостим Степашку, чтобы он согрелся. (Чай заваривается) Воспитатель - Ребята, теперь вы знаете, что предметы бывают горячими и холодными и одновременно горячими и холодными. Помните, что с горячими предметами нужно обращаться очень осторожно. Степашка благодарит детей и приглашает их пить вместе с ними чай. Воспитатель - А у меня и конфеты к чаю есть. Дети пьют чай.