"Развитие познавательной активности у дошкольников посредством занимательного математического материала".

Автор: Куземцева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Полазненский детский сад №7 корпус2"
Населённый пункт: п.Полазна
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Развитие познавательной активности у дошкольников посредством занимательного математического материала".
Дата публикации: 27.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБДОУ «Полазненский детский сад №7, корпус2»

Куземцева Наталья Александровна, воспитатель I категория

Из опыта работы.

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством

технологии

В. В. Воскобовича»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский. Появление Федерального государственного образовательного стандарта положило начало интенсивному обсуждению вопросов, связанных с обновлением содержания дошкольного образования, овладением педагогами новыми методами и формами работы, апробацией в широкой практике работы новых педагогических технологий. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. Занимательность условного мира игры положительно эмоционально окрашивает монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. На мой взгляд, самым творческим и самобытным подходом к развитию детей выделяется технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Технологии В. В. Воскобовича - посторенние такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается, какого- то «предметного» результата. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.
Актуальность
состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в «необыденный» мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Использование развивающих игр Воскобовича В. В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач. Для реализации этой методики я выбрала направление в работе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством технологии В. В. Воскобовича
Целью
моей работы является развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, умственных способностей детей. Основными
задачами
моей работы являются: 1. Формировать познавательные, интеллектуальные способности детей.
2. Развивать у детей умственную активность: мышление, память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.
Организацией работы с детьми являются следующие принципы:

Принцип гуманизма
, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
Принцип дифференциации
, т. е. создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний.
Принцип интегративности
. В соответствие с этим принципом, добиваюсь эмоционального благополучия ребенка в детском саду, так как это является важнейшим условием его ценностного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.
Принцип системности
. Подразумевает четко спланированную систему: занятий, игр, индивидуальную работу объединенных общей целью, проблемой.
Принцип по - этапности
. Система строится на основе перехода от простого к сложному, то есть каждый этап является базой для перехода к следующему.
Принцип доступности
. Подразумевает подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей. Для реализации поставленных задач были определены
формы работы
: - Изучение технологии развивающих игр В. Воскобовича. - Составление мониторинга уровня знаний по интеллектуальному развитию детей. - Выявление уровня знаний детей, через диагностику. - Составление цикла занятий с применением игр Воскобовича и изготовление развивающих игр - Организация и составление плана кружковой работы на тему «Занимательная математика» - Планирование мероприятий работы с родителями. Свою работу по технологии В. В. Воскобовича, разделила на три этапа.
1-этап
– младший возраст. Дети на данном этапе, при помощи обследовательских действий знакомились с цветом, формой, усваивали некоторые представления. В данном возрасте дети осваивали такие игры, как
«Двуцветный квадрат», «Чудо-головоломки», «Игровизор», «Ларчик», «Шнур-затейник», «Кораблик Плюх-Плюх». Так, например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат», дети рассматривали игру, пробовали ее на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети получали фигуры одного цвета, отметили, что из большого квадрата получается маленькая фигурка. Интересное знакомство произошло у детей с игровым комплексом «Ларчик». При помощи «Волшебных веревочек», дети без труда рисовали различные фигуры на игровом поле, создавали картинки. Ребята обратили внимание на такое свойство «Волшебных веревочек», как липучесть. После презентации каждой игры, я знакомила детей со сказками, которые сопровождают игры. Это сказки Фиолетового леса, в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводилась воспитателю. Дети знакомились с персонажами сказок и образной терминологией, я подбирала игровые задания в зависимости от возрастных возможностей и интересов детей младшей группы, играла и занималась вместе с ними. Ребята с удовольствием слушали сказки, решали интеллектуальные задачи и выполняли творческие задания вместе с героем и со мной. К концу года, дети легко конструировали простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создавали образы объектов по собственному замыслу. Добиться таких результатов способствовали игры «Геоконт», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат», «Шнур-Затейник» и т. д. Практически все занятия проходили в виде сказок, где вопросы и задания ставил не воспитатель, а сказочный герой, которому необходимо было решить какую-либо проблему.
2 этап
– средний возраст. На данном этапе дети учились с помощью образов запоминать понятия, символы. В средней группе познакомились с «Прозрачным квадратом», «Прозрачными цифрами» и т. д. На этом этапе дети знакомились с основными приемами, приобрели навыки конструирования, пробовали выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Совершенствование игровых умений и навыков происходило в
самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности. Я старалась побуждать детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. Благодаря, использованию игр в самостоятельной деятельности, ребята стали активнее общаться между собой, что способствовало социально – личностному развитию дошкольников. При помощи «Конструктора цифр», удавалось в доступной форме познакомить детей с цифрами: ребята запомнили текст считалки и сопоставляли его с элементами восьмерки. Это способствовало тому, что дети научились из слов считалки составлять модели некоторых цифр. Также в нашей группе проходили занятия в виде викторин, на которых ребята учились действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству. Использование на занятиях игр Воскобовича помогло мне эффективно решить образовательные задачи на математике.
3 этап
- старший возраст. На этом этапе дети знакомятся с закономерностями, принципами взаимодействия, постоянное усложнение игр позволило поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. На этом этапе больше уделялось внимания развитию творчества и самостоятельности. Дети стали изобретать игровые задания и упражнения, придумывать и конструировать предметные формы, составлять к ним схемы. Используя трафареты игр Воскобовича, дети создавали композиции и сюжеты, что позволяет развивать не только творчество, но и постановку руку к письму. На всех этапах работы с играми Воскобовича, приходилось создавать творческую атмосферу: поощрять и поддерживать детскую инициативу, рассматривать любые предложения детей. Важно детей заинтересовать данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития, интерес.
Опыт моей работы показали, что использование развивающих игр В. В. Воскобовича развивают у детей память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление, речь и мелкую моторику рук. Технология «Развивающих игр В. В Воскобовича» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребёнка- дошкольника. Использование данных игр в системе их постоянного и постепенного усложнения, позволяет добиться положительных результатов. Используя развивающие игры В.В.Воскобовича, хочу отметить, что они дают положительный результат в образовательном процессе. Дети с удовольствием играют, развивают интеллектуальные способности.