"Самодельные игры и игрушки как средство развития, воспитания и обучения дошкольника"

Автор: Гультяева Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 451
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Самодельные игры и игрушки как средство развития, воспитания и обучения дошкольника"
Дата публикации: 28.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Самодельные игры и игрушки как средство развития, воспитания

и обучения дошкольника
В нашем ДОУ многое делается для успешного и гармоничного развития ребенка. У нас достаточное оснащение предметно-развивающей среды играми, дидактическими пособиями, купленными в магазине и изготовленными в заводских условиях. Некоммерческое партнерство «Попечительский Совет МКДОУ - детский сад № 451», который функционирует у нас с 2005 года, с пониманием регулярно выделяет средства на покупку развивающих игр, дидактических пособий для детей. Жизнь не стоит на месте. Изменения в социально- культурной сфере повлекли за собой и перемены в области образования. ФГОС ДО предъявляет особые требования к психолого- педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно- пространственной среде. Среда должна быть ориентирована на каждого ребенка, удовлетворять его индивидуальным потребностям и возможностям, способствовать раскрытию талантов ребёнка и успешной социализации в детском коллективе. Педагоги, воспитатели и родители должны быть особо взыскательными при приобретении игр и игрушек для дошкольников. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы нравственности и духовности. Далеко не все фабричные игры и игрушки соответствуют современным требованиям. Воспитатели и специалисты нашего Доу: учителя- логопеды, дефектологи, родители совместно с детьми изготавливают игры и игрушки. И как показал опыт педагогов нашего детского сада, дети всех возрастов с большим удовольствием, играют в самодельные игры, изготовленные руками педагогов, детей, родителей, В марте 2016 года было запланирован и проведен «Фестиваль творческих идей «Игры и игрушки своими руками». Подготовительная работа заняла целое полугодие. При изготовлении игр и игрушек использовался картон, бумага, дерево, ткани, разный бросовый материал. Для игр и игрушек были определены следующие критерии: 1. Соответствие возрасту детей. 2. Наличие описания игры с целями и задачами. 3. Новизна. 4. Целесообразность. 5. Многофункциональность. 6. Эстетичность.
7. Безопасность. В «Фестивале педагогических идей» приняли участие педагоги всех 19 групп нашего ДОУ. Игры и игрушки своими руками были разложены в музыкальном зале на столах для наглядности и обмена опытом. Были представлены следующие самодельные игры: для младшего дошкольного возраста: «Солнышко», «Машинки», «Спрячь машинку», «Подуй на бабочку», «Бусы для куклы Кати», «Какого цвета бусы», «Собери башенку», «Цветок», «Бельевая сушилка», «Цветные крышечки», «Геометрические прищепки»; для детей среднего возраста: «Разноцветные пуговицы», «Мягкие пальчики», «Половинки», «Угадай чей хвост», «Украсим елочку», «От сказки к сказке», «Цветная стирка», «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы»; для старшего возраста: «Магический квадрат», «Дни недели», «Накрой на стол», «Математические дощечки», «Сетка», «Разноцветные дорожки», «Планеты», «Зимние забавы», «Занавес-тренажер», «Питаемся правильно с Биффи», «Полет бабочки», «Найди отличия», «Собери слово», «Колумбово яйцо», «Звуковые лесенки», «Кузовок», «Домик звуков», «Волшебные прищепки», «Вкусняшки», для детей подготовительной группы: «Чудечные коробочки», «Сочини сказку», «Четвертый лишний», «Что лишнее», «Где мама?», «Разрезные картинки», «Новогоднее путешествие», «Мой родной Новосибирск», «Составь слово». «Волшебный коврик», интерактивная дидактическая игра «Посуда». И это далеко еще не весь перечень представленных игр. Одну или несколько игр педагоги презентовали. Требованием к презентации - оригинальность представления игры в любом жанре. Дидактическая игра «От сказки к сказке» Дидактическая игра «Геометрические прищепки» Педагоги представили свои игры, используя свой творческий потенциал. Трудно выделить педагогов какой либо одной группы, все педагоги старались оригинально презентовать игру: в виде драматизации, либо в стихотворной форме. Многие представили и мультимедийную
презентацию игр. Педагоги не только представили свои игры, но и опробовали себя в качестве игроков. Дети старшего возраста с интересом принимали участие в изготовлении таких игр, а затем (по наблюдениям воспитателей) сами самостоятельно изготавливали игры, воплощая собственные творческие задумки. А если педагог умеет создать условия для коллективного изготовления игр детьми, то такой опыт является особо ценным. Воспитатели подготовительных групп в процессе презентации игр поделились наблюдениями о коллективном изготовлении игр детьми. В 60-годах XIX столетия К.Д. Ушинский, А.Я. Симанович и другие педагоги самой ценной признавали самоделку, создаваемую ребенком в процессе самостоятельного труда. В процессе изготовления игр со сверстниками, а потом и в совместных играх дети учатся общению друг с другом, умению решать задачи, эмоционально сопереживать. Игра детей старшей группы «Волшебный коврик» В игре развивается мышление детей, умение анализировать, устанавливать причинно-следственную связь, делать самостоятельные выводы. Наш детский сад курирует научный руководитель - старший преподаватель кафедры управления образовательными учреждениями
НИПКиПРО Оберемок Светлана Михайловна. Она присутствовала на нашем мероприятии. С большим уважением отозвалась о педагогах нашего Доу, которые провели большую подготовительную работу. Всем участникам «Фестивали творческих идей» понравилось мероприятие, хотя ему и предшествовала кропотливая и творческая работа. Педагоги с удовлетворением отметили, что потрудились не зря, что этот опыт оказался очень полезным и продуктивным. Мероприятие не просто успешно состоялось, но и вдохновило наших педагогов на дальнейшую работу по изготовлению игр и игрушек. Самодельные игры и игрушки, изготовленные руками педагогов, родителей и детей как показал опыт педагогов нашего ДОУ, благотворно влияют на становление личности ребенка-дошкольника, развитие творческого мышления. В перспективе планируется транслировать наш опыт на окружной уровень.