"Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики"

Автор: Сакунова Ирина Владимировна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МКОУ ДСОШ №1
Населённый пункт: Новосибирская область Доволенский район с Довольное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики"
Дата публикации: 28.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Организация исследовательской деятельности учащихся

на уроках математики
Одна из важных задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. На реализацию этой задачи нацелена и технология деятельностного метода, по которой я работаю. Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков, привитию школьникам вкуса к исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимся задания, содержащие проблему; решение ее требует проведение теоретического анализа, применение методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание. Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия. Таким образом, исследовательский процесс – это не только логико-мыслительное, но и чувственно-эмоциональное освоение знаний. Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках, на курсах по выбору и во внеурочной деятельности. Исследовательский метод на уроке определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей. В последнее время я работаю по технологии деятельностного метода. Один из этапов урока по данной технологии называется: «открытие» нового знания. Именно на этом этапе идет развитие творческих способностей учащихся. Дети сами делают первые шаги для того, чтобы понять, что нового их ждет сегодня на уроке. Они сами выходят из проблемной ситуации, с которой раньше не сталкивались. Ребята сначала подбирают, угадывают решение, пробуя различные варианты, а затем пытаются их обосновать. В данном случае они действуют методом «проб и ошибок» - методом научного познания. И если ребенок осознает способ поиска, то тогда он сможет использовать его и в следующий раз. Когда ребята сами придумывают задачи, алгоритмы, примеры, то материал данной темы усваивается ими лучше. И математика становится частью их жизни, потому что теперь каждый из них – участник процесса создания математического знания. Я думаю, что готовность к саморазвитию формируется именно тогда, когда ребенок овладевает способом открытий. А для этого этап «открытия» нового знания нужно организовать так, чтобы помочь детям осознать способ действий, метод, который привел к этому открытию. Уроки математики представляют для этого большие возможности. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа информации из первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы. Причем формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок. Помогают развитию творческих способностей детей задания, подобранные в учебнике или дополнительной литературе. Если ребенок решил задачу на смекалку, то здесь важно помочь детям осознать найденный ими способ – этим мы тоже развиваем их творческие способности. В качестве иллюстрации учебного исследования остановлюсь на изучении некоторых тем по математике в 5 – 6 классах по учебнику Г.В.Дорофеева и Л.Г.Петерсон. Содержание геометрического материала и предлагаемая авторами методика его изучения имеют целью через хорошо продуманную систему задач организовать интеллектуально – практическую и
исследовательскую деятельность учащихся, направленную на развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно – графических умений, приемов конструктивной деятельности. При изучении в 6-м классе темы «Правильные многоугольники. Паркеты» после введения понятия паркета, как покрытия плоскости фигурами без зазоров и пересечений, ребятам предлагается практическая работа исследовательского характера: составить паркет из правильных треугольников, пятиугольников, квадратов. Возникает затруднение в деятельности, так как не все правильные многоугольники могут «встретиться» в одной вершине паркета. Учащиеся выдвигают гипотезы и приходят к выводу, что геометрические фигуры могут «встретиться» в вершине паркета только тогда, когда сумма их углов составляет 360 о . Предложенные задания к этой теме позволяют доказать существование треугольного, четырехугольного, шестиугольного паркетов, поясняется невозможность построения паркета из правильных пяти- и семиугольников. Цепочку упражнений о паркетах продолжают задания, где рассматриваются паркеты из правильных многоугольников разного вида. Дополнительно к этим заданиям полезно исследовать возможность покрытия плоскости равными трапециями и равными произвольными треугольниками, а затем и произвольными выпуклыми четырехугольниками. Завершить разговор на эту тему можно рассмотрением паркетных узоров из произвольных фигур и знакомством с удивительными паркетами голландского художника-математика Мориса Эшера. Домашним заданием к этой теме полезно предложить учащимся составить свой паркетный узор. В учебниках 5 – 6 классов задания исследовательского характера так и называются «Математическое исследование». Это задание на умножение, деление степеней с одинаковыми основаниями (5 класс), построение правильного шестиугольника с помощью циркуля и линейки (5 класс), задача о пересечении сторон угла параллельными прямыми (6 класс) и другие. На такие задания целесообразно отводить целый урок и проводить их в виде урока-исследования в форме групповой работы, по результатам которой можно предложить подготовить ребятам проектные работы. Метод проектов помогает решать исследовательские задачи в свободном режиме. Учебные исследования, проводимые школьниками в рамках учебных проектов, могут нести объективно новое знание прикладного характера. Используя этот метод можно сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. Метод проектов позволяет развивать у школьников творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Благодаря этому методу моими учениками был создан электронный учебно- методический пакет по темам «Графики функций» и «Правильные многогранники». Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как сообразительность, вдумчивость, настойчивость, терпеливость, аккуратность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам. Учитель как организатор учебного процесса, должен проявлять и управленческие способности, и творческий подход. Непосредственное руководство учебно-исследовательской работой школьника – это тот вид педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества.