"Приобщение дошкольников к истории и культуре России через ознакомление с геральдикой в образовательной деятельности".

Автор: Иванова Нина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 451
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение дошкольников к истории и культуре России через ознакомление с геральдикой в образовательной деятельности".
Дата публикации: 28.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Приобщение дошкольников к истории и культуре России через

ознакомление с геральдикой в образовательной деятельности
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое- далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивать его фундамент в настоящем. Ведь цель введения ребенка в родную культуру- не изоляция в этническом замкнутом пространстве, а приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющим всех людей. Ребятишки моей старшей группы, как показал мониторинг, проведенный в сентябре 2014, года были далеки, в своем представлении о геральдике нашей страны. Дети не имели представления, как называется наша страна, какие национальности составляют народ нашей страны. В сентябре 2014 года была приобретена карта Российской Федерации и мы стали изучать и показывать на ней границы нашей страны, столицу нашей Родины и город Новосибирск. Детьми был сделан вывод: наша страна огромная. Ознакомила детей с условными обозначениями на карте. Дети могли показать реки (извилистые линии), горы (Уральские –коричневый цвет), озера (голубые кружочки) и т.д. У многих появилось желание: скорее научится читать, чтобы знать название городов, рек, озер нашей Великой Родины. Родители принесли Российский флаг. Дети радовались, постепенно узнали символику цвета: белый –духовность, синий –небо и справедливость; красной –державность. Из цветного картона, дети выкладывали флаг, мозаичным способом. Им было очень интересно. Шло зрительное восприятие цветов.
К слову Родина стали подбирать признаки: необъятная, могучая, добрая, красивая, сильная, единая, непобедимая и т.д. В совместной деятельности старалась читать как можно больше стихов о Москве, Родине, старалась предать детям свои чувства любви и доброты, когда рассказывала им о природе, изображенной на картинах, фотографиях. Рассматривали вместе с детьми открытки, фотографии с достопримечательностями Москвы и Новосибирска. Дети хорошо стали ориентироваться какому городу принадлежит тот или иной памятник или архитектурное здание. Слушали песни о нашей Родине. Родители пошили кукле русскую национальную одежду. В уголке «Ряжения» у нас есть сарафаны, косынки. Девочки очень полюбили наряжаться в русские сарафаны и петь частушки. Они настолько вживались в образ, что становились эмоциональными, раскованными. Мальчики рисовали военную технику с российским флагом. И с гордостью потом рассказывали, что их танки будут защищать Родину, если нападет враг. В подготовительной группе наша группа приобрела книгу о городе Новосибирске с богатейшими иллюстрациями, которыми дети были восхищены. Они узнавали достопримечательности, места, где были с родителями. Дети с удовольствием рассказывали в какие театры ходили с родителями, в каких парках гуляли. В сентябре 2015 года я еще раз спросила, что они знают о гербе и флаге России. Выяснилось, что дети ничего не забыли, они еще с большей заинтересованностью хотели больше знать о прошлом и настоящем, об истории нашей Родины. Детям стали спрашивать и родителей. А потом делились полученными знаниями: о строительстве Москвы на семи холмах, что Москва в переводе – грязная, болотистая. Раскрывали, как два раза горелая бревенчатая Москва. В
третий раз Москва была построена из белого камня (белокаменная) с Кремлем. В совместной деятельности рассматривали иллюстрации о Куликовской битве, об иге монголо-татар на нашей земле. Детям в это время хотелось стать сильными и стать на защиту нашей Родины. Родители тоже включились в процесс познания детьми истории нашей Родины, ее геральдики. Приносили книги о Родине, открытки, календари. Были принесены частушки Заволокиных с автографом самих авторов. Кроме этого дети были ознакомлены с искусством Гжели и Хохломы. В совместной деятельности читали стихи, рассказывали сказки, рассказы. Был проведено открытое праздничное мероприятие «Все начинается с Детства», куда были приглашены две группы сверстников, педагоги, родители. Дети продемонстрировали свои знания о гербе, флаге, истории нашей Родины во время викторины. Ребята пели песни о Родине. Праздник - это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым , неинтересным. Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества Воспитатель Иванова Нина Борисовна, МКДОУ д/с № 451 I квалификационная категория