"Инновационные подходы в обучении пожарной безопасности старших дошкольников"

Автор: Калинина Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №83"
Населённый пункт: г.Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Инновационные подходы в обучении пожарной безопасности старших дошкольников"
Дата публикации: 28.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Презентация «Инновационный подходы в обучении пожарной

безопасности старших дошкольников»
Выполнила: воспитатель Калинина И.Г. Слайд 1:
Тема
моего выступления «Инновационный подходы в обучении пожарной безопасности старших дошкольников». Свое выступление хочу начать с высказывания Т. Г. Храмцовой «Безопасности формула есть: надо видеть, предвидеть, учесть. Но возможно -все избежать, а где надо- на помощь позвать». Слайд 2:
Цель
: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ пожарной безопасности и правил поведения в пожароопасной ситуации. Слайд 3:
Задачи:
-Формирование представлений об опасных ситуациях и способах поведения в них -Приобщение к правилам безопасного поведения -Обучение правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара -Формирование осторожного отношения к предметам – повышенным источникам пожарной опасности -Воспитание желания оказывать взаимопомощь, бережно относится к своей жизни и здоровью -Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных. Слайд 4:
Основные принципы
-Принцип полноты- содержание реализуется через все образовательные области -Принцип системности -Принцип доступности содержания детям -Принцип возрастной адрессованности -Принцип взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи Слайд 5:
Актуальность :
Понятие безопасности прочно вошло в жизнь человека и представляет серьезную проблему современности. Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Основная задача взрослых- привить детям культуру безопасного поведения. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно- образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребенка соблюдать данные правила. Таким образом, безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья –одна из актуальных задач дошкольного воспитания. Одним из направлений является- формирование представлений о пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности нам настолько знакомы, что порой кажется, что все их знают. Но статистика говорит о том, что количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Известно, что детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальных ситуациях пожара. Таким образом, основное содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста строятся на трансляции предупредительных правил, большая часть этих правил отрабатывается в реальной жизни ребенка, поэтому работа педагога тесно связана с работой по взаимодействию с родителями. Слайд 6:
Принципы.
Процесс обучения детей пожарной безопасности в ДОУ будет эффективным если: -использовать инновационные подходы в обучении, новые принципы, инструкции, технологии; -Реализовать педагогические условия (планирование воспитательно-образовательного процесса, использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно- дидактической оснащенности, референтность пожароопасного поведения участников педагогического процесса); -осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам пожарной безопасности. Слайд 7: Для успешного освоения программы необходимо грамотно организовывать процесс обучения пожарной безопасности с дошкольниками, учитывать возрастные особенности, избегать излишнего запугивания детей, следить за интонацией голоса, заканчивать общение вселением уверенности в том, что если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать. Работа проводиться по следующим направлениям: НОД, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями, социумом. Слайд 8: Данная работа осуществляется за счет интеграции содержания образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Обучающие и проблемные ситуации могут стать частью занятий, проекта, экскурсии, наблюдении, а игровая ситуация может лечь в основу сюжета ролевой режиссерской или театрализованной игры. Слайд 9 :
ИКТ.
Использование информационно- коммуникативных технологий в обучении дошкольников пожарной безопасности позволяет повысить работу педагога. Показ слайдов, предметных картинок, наглядных и мультимедийных пособий-позволяет вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Мультимедийные пособия используются в работе с детьми средней группы и старше и могут могут транслироваться при помощи мультимедийных установок –интерактивную доску, телевизор, музыкальный проигрыватель, ноутбук. Просмотр обучающих фильмов по пожарной безопасности, мультфильмов, онлайн-диафильмов- позволяет представить динамично развивающие действия, иллюстрирующее события или явления, которые невозможно продемонстрировать в непосредственных условиях. Приключения, происходящие с анимированными персонажами, позволяют детям пережить важные жизненные ситуации и получить ценный опыт поведения в опасных ситуациях. Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий, использование интерактивных игр в работе с детьми, делают занятия более яркими, интересными, повышают познавательный интерес детей. Слайд 10: В работе по обучению детей пожарной безопасности большое значение имеет организация предметно-пространственной развивающей среды. В группе создан уголок безопасности, где
находится пожарный щит, стенд по пожарной безопасности, атрибуты к сюж.ролевым играм, макеты огнетушителей, пожарная машина, настольные игры, макеты улицы с пожарником и т.д. Слайд 11: Использование в работе познавательно-исследовательской деятельности позволяет познакомить детей с огнеопасными предметами. Организовать со старшими дошкольниками опыты с огнем: Можно провести опыт –«Как быстро загораются предметы из разных материалов, «Опыт- «Пожары загрязняют воздух», показывает что в результате горения появляется копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью. Опыт «Свойства огня»-показывает чем можно затушить огонь. Таким образом, комментированный показ безопасных действий с предметами и проведение простейших опытов, является очень действенным способом демонстрации конкретных приемов обращения с потенциально опасными предметами. Проводятся экскурсии в детском саду к стенду «Пожарной безопасности», «Пожарным щиткам», «Знакам эвакуации», Экскурсия в пожарную часть №3 позволяет максимально приблизить детей к реальности. Наблюдение за работой пожарных, способствует обогащению личного опыта детей и формируют уважение к профессионалам , которые спасают жизнь людей. Слайд 12:
Чтение художественной литературы
, загадывание загадок, проведение викторин Являются необходимыми методами в работе по обучению пожарной безопасности детей. Дети на примере литературных персонажей анализируют их поведение и поступки, решают как бы сами поступили в данной ситуации. Слайд 13
: Схемы.
Использую в работе со старшими дошкольниками схемы, карточки, алгоритмы, что позволяет сформировать у детей произвольность действий, способствует развитию навыков самоконтроля. Упражнять детей в составлении рассказов на заданную ему по схемам. Развивать логическое мышление, воображение. Например нужно составит алгоритм действий при лесных пожарах, твои действия при пожаре и т.д. Слайд 14:
Дидактические игры.
Так как ведущим видом деятельности в детском саду является игра, то обучение пожарной безопасности необходимо проводить в игровой форме. В работе мы используем дидактические игры: «Что лишнее», «Что нужно пожарнику» и т.д. Слайд 15: Очень важно проводить сюжетно ролевые, театрализованные игры, тренинги, создавать проблемные ситуации , использовать моделирование пожароопасных ситуаций. Все это позволяет отработать навыки правильного безопасного поведения в конкретных опасных ситуациях. Слайд 16: В ходе проектной деятельности с детьми были изготовлены альбомы по пожарной безопасности, книжки – самоделки, электронные книги, макеты, буклеты. Родители были вовлечены в совместную деятельность с детьми. Слайд 17: Через продуктивную деятельность художественное творчество (рисование, лепку, аппликации) происходит закрепление знаний пожарной безопасности, происходит развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их. Очень важно проводить конкурсы рисунков по теме, что повышает активности детей. Слайд 18: В группе проводятся спортивные развлечения, подвижные игры , эстафеты.
Слайд 19: В нашем детском саду регулярно проводятся встречи с представителями МЧС, что также привлекает внимание детей к противопожарной безопасности. Цель таких мероприятий знакомить детей с работой служб спасения «01» и «112». Слайд 20:
Работа с родителями
. Как уже отмечалось, введение и отработка многих правил личной безопасности невозможно без активного участия в них родителей. Работа с родителями по пожарной безопасности проводится с использованием следующих форм сотрудничества: -родительские собрания на тему « Один дома», совместные проекты, тематические досуги, экскурсии и т.д. Немаловажную роль во взаимодействии с родителями на современном этапе играет наглядный материал, с обязательным информационным компонентом .Это листовки, памятки, буклеты, уголок безопасности, памятки и .д. Беседы, консультации по пожарной безопасности. Слайд 21
: Результативность
В результате проводимой работы у детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем; -Знают правила безопасного поведения с огнем и умеют адекватно себя вести в пожароопасных ситуациях дома, на природе. -Обучены правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара -Умеют обращаться с предметами повышенной пожарной опасности, электроприборами -У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровье сберегающего поведения -Ребенок из пассивного объекта становится активным субъектом собственного здоровья и безопасности. Слайд 22:
Вывод
Таким, образом можно сделать вывод, что целенаправленная работа педагога, при использовании интегративного подхода при организации образовательного процесса, воспитании и привитии навыков культуры поведения безопасного обращения с огнем, является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Использование инновационных методов в работе приводит к наиболее эффективному решению образовательных задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будет результат.