"Родного края нераскрытые страницы".

Автор: Ветлугина Илона Нугзаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Межборская ООШ"
Населённый пункт: Курганская область, Притобольный район, с.Межбоное
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Родного края нераскрытые страницы".
Дата публикации: 28.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка.
Программа поисково-исследовательского общества «Родного края нераскрытые страницы» имеет краеведческую, литературную, проектную направленность. Основные направления в деятельности общества – изучение истории родного края и села, сбор информации о поэтах-земляках, поэтах - любителях, истории семьи, школы и села, о династиях учителей, историях земляков-ветеранах ВОВ, ветеранах труда, участников ликвидации на АС в Чернобыле. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, об удивительных и талантливых творческих людях, увидеть значимость простого человека в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Актуальность программы очевидна: изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на литературно-краеведческие знания, историю и традиции малой Родины. Цель: овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села, поэтах-земляках. приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности; Задачи:  способствовать овладению навыками поискового исследования;  способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы: обучающиеся 7-9 классов.
Срок реализации программы
: 3 года (102 часа); 34 часа в год, 1 час в неделю.
Материально-техническое обеспечение:
 компьютер с выходом в сеть Интернет;  принтер;  сканер;  фотоаппарат;  канцелярские принадлежности;  библиотечные ресурсы.
Формы организации занятий.
Ведущей формой организации занятий является
групповая.
Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивной будет работа в подгруппах. Доминирует
проектная деятельность
обучающихся. Наряду с групповой формой работы, осуществляется
индивидуальная
форма обучения.

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка. Учащиеся должны знать: историю своего края, своей школы, этимологию местных наименований, ветеранов ВОВ.
Учащиеся должны уметь:
 работать с историческими источниками;  уметь брать интервью;  проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;  оформлять полученные материалы в творческих работах и на страницах школьного сайта;  уметь представлять свою поисково-исследовательскую работу.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
участие в школьных, районных и областных литературно - краеведческих чтениях, конкурсах, конференциях, публикации на школьном сайте, участие в конкурсах, выступления на школьных линейках.
Основные разделы программы

1.

Введение. Организация поисково-исследовательской деятельности

Цели раздела:
 Обучение основам поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
 способствовать овладению учащимися основами поисково-исследовательской деятельностью;  способствовать формированию информационной компетенции обучающихся;
Теоретические занятия.
Формы и методы организации поисково-исследовательской деятельности. Источники получения информации: альбомы, газеты, фотографии, воспоминания участников событий, справочники, словари, энциклопедии и другие. Правила работы с ними. Особенности чтения научно-популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.
Практические занятия.

Экскурсии
в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы», «Работа с краеведческим материалом».

2. Оформление поисково-исследовательских работ

Цели раздела:
 Обучение основам поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
 способствовать овладению учащимися основами поисково-исследовательской деятельностью;  способствовать формированию информационной компетенции обучающихся;
Теоретические занятия.
Основы поисково-исследовательской работы. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач поиска и исследования. Выбор темы работы. Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Внедрение и расположение фотографий, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем поисково-исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.
3. Летопись моего края
Изучая материал по истории родного края, учащиеся имеют возможность глубже уяснить положение: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом своего родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшему поколению, долга, милосердия. В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны
знать:
 историю, родословную своей семьи;  историю своей школы;  учительские династии, учителей-ветеранов, знаменитых выпускников;  историю развития школьной организации РЭМО;  историю села Межборного;

Уметь:
 осуществлять поиск, систематизацию, интерпретацию краеведческого материала;  выступать в роли исследователя, краеведа, проникающего в суть проблем;  проводить интервью и опрос местных жителей;  составлять отчет о проделанной работе.
Теоретические занятия.
История моей семьи, моя родословная. Изучение истории школы, учительских династий. Выпускники, прославившие школу. История развития школьной организации РЭМО. Структура организации, деятельность. Флаг. Гимн.
Практические занятия.
Организация встреч с бывшими учителями школы, сбор информации об истории школы, обработка и оформление собранного материала, работа над проектами данной тематики, оформление страниц школьного сайта.
4. Этимология
Изучение происхождения названия населенных пунктов вызывает интерес учащихся к этимологии. Часто тот или иной топоним проясняет некоторые страницы истории населенного пункта, дает дополнительные сведения о жизни и трудовой деятельности жителей в глубокой древности.
Цели раздела:
 содействие процессу познания в области этимологии;  приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности;  дать учащимся представление о новейших данных современной науки в процессе работы с историческими источниками;  помочь учащимся овладеть первичными навыками научного исследования.
Задачи:
 получение первичных знаний по этимологии;  изучение топонимики родного края. В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны
знать:
 как возникли названия населенных пунктов малой родины.
Уметь:
 работать со словарями и научной литературой;  доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Теоретические занятия.
Работа со словарями. Отбор топонимических наименований села и его окресностей. (Межборное, Глядяна, Глядяночка, Лашушенский бор, Кудрявый колок, Лаптиха и др.)
Практические занятия.
Посещение библиотеки, беседы с коренными жителями села.

5. Наши земляки
Никогда не перестанет интересовать и волновать нас история нашего края и его древности. Они свидетели прошлого, и потому всегда сохраняют непередаваемое обаяние. Жизнь и деятельность наших земляков неразрывно связана с судьбой страны. Изучая материалы по истории деревень, дети смогут увидеть, из чего складывалась ежедневная жизнь жителей. Им станет понятно, как люди при спосабливались к сложным жизненным обстоятельствам. Знакомясь с жизнью наших земляков, учащиеся увидят, что и в мирное время всегда есть место подвигу, как в трудовой деятельности, так и в защите своего Отечества.
Цели раздела:
 развитие коммуникативных навыков и умений;  развитие умения монологической речи.
Задачи:
 изучение жизни и деятельности земляков;  воспитание патриота своего Отечества, способного выполнить гражданский долг как в мирное, так и в военное время;  повышение престижа служения в Вооруженных силах у молодого поколения;  прививать чувства любви и уважения к малой родине, к родному дому, к своей семье;  прививать чувство уважения к старшему поколению, чувства долга, милосердия;  профессиональная ориентация учащихся;  формирование у учащихся готовности жить и трудиться в своем районе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.
Теоретические занятия.
Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.
Практические занятия.
Работа с печатным издательством в сельской библиотеке. Беседы с коренными жителями села. Оформление результатов работы.
6. Литературное наследие
Литература – один из важнейших элементов культуры. Межборские поэты внесли исключительный вклад в становление самосознания народа своего края, показали его самобытность, отразили в своем творчестве самые разнообразные социально- экономические явления, культуру и традиции.
Цели раздела:
 содействие процессу познания в области литературы;  способствовать духовному росту детей.
Задачи:
 изучение литературного наследия родного края;  развитие творческих способностей детей в области литературы.
В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны
знать:
 основные направления развития литературного творчества земляков;  жизнь и творчество Межборских поэтов;  взгляды поэтов и связь их творчества и литературных героев с конкретным историческим местом, реальными лицами.
Уметь:
 использовать литературный материал в учебной деятельности;  использовать краеведческий материал при написании конкурсных сочинений.
Теоретические занятия.
Знакомство с жизнью и творчеством поэтов - земляков.
Практические занятия.
Оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, увлекающихся творческой поэзией, сбор информации о поэтах - земляках, создание сборников стихов, оформление страниц школьного сайта.
7. Война и катастрофа
История войны – это не только история непосредственно боевых действий, это политическая и экономическая история, история промышленности, сельского хозяйства, культуры малой родины в этот период.
Цели раздела:
 воспитание патриота своего Отечества, способного выполнить гражданский долг, как в мирное, так и в военное время;  сохранять историческую память.
Задачи:
 способствовать углублению знаний об истории ВОВ, Чеченской, Афганской войн, Чернобыльской катастрофы;  укреплять духовную связь между молодым и старшим поколением;  раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;  способствовать осознанию школьниками нравственного долга перед поколением 1940-х;  способствовать пониманию того, что тяжелейший труд на фронте и в тылу, при ликвидации аварии в Чернобыле – это труд наших родных, тех, кто окружает нас сегодня, тех, к кому мы должны быть внимательны и уважительны. В результате осуществления целей и задач раздела учащиеся должны
знать:
 фронтовую историю Великой Отечественной войны;  о трудовом фронте в годы войны;  об участниках Афганской и Чеченской войн, о ликвидаторах последствий аварии в Чернобыле.

Уметь:
 составить рассказ по истории Великой Отечественной войны;  использовать материалы в учебной деятельности;  оказать практическую помощь ветеранам войны и трудового фронта.
Теоретические занятия.
Знакомство с историями земляков – ветеранов ВОВ и ветеранов труда, их заслугами перед Родиной.
Практические занятия.
Организация встреч с ветеранами войны и ветеранами труда, обработка и оформление материала данной тематики, создание страницы школьного сайта о ветеранах ВОВ, оформление творческих работ. Беседа с участниками Афганской и Чеченской войн, с ликвидаторами последствий аварии в Чернобыле.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№№ п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика
1.

Введение. Организация поисково-

исследовательской деятельности
1.1. Формы и методы организации поисково- исследовательской деятельности. Источники получения информации: альбомы, газеты, фотографии, воспоминания участников событий, справочники, словари, энциклопедии и другие. Правила работы с ними. 1.2.Особенности чтения научно-популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.
Экскурсии
в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы», «Работа с краеведческим материалом».
4

1

1
2
2.

Оформление поисково-исследовательских

1


работ
2.1.Основы поисково-исследовательской работы. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач поиска и исследования. Выбор темы работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. 2.2.Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. 2.3.Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Логическое построение текстового материала в работе. 2.4.Наглядный материал. Внедрение и расположение фотографий, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем поисково-исследовательской работы. Эстетическое оформление. 2.5.Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.
5

1
1 1 1
3.

Летопись моего края.
3.1.История моей семьи, моя родословная. 3.2. Сбор материала по теме. Беседы с близкими и родными. Исследование документальных свидетельств семьи. Работа над проектами. 3.2.Изучение истории школы. Мои учителя. 3.3.История создания школьной организации РЭМО. Флаг. Гимн. 3.4.Организация встреч с бывшими учителями школы, сбор информации об истории школы, обработка и оформление собранного материала, 1 1 1 3
работа над проектами данной тематики, оформление страниц школьного сайта.
6

4.

Этимология
4.1 Топонимика. Работа со словарями. Отбор топонимических наименований села. (Межборное, Глядяна, и др.) 4.2.Посещение библиотеки, беседы с коренными жителями села. Оформление результатов исследования.
2
1 1
5.

Наши земляки
5.1.Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время. 5.2.Работа с печатным издательством в сельской библиотеке. Беседы с коренными жителями села. История Оформление результатов работы.
5
2 3
6.

Литературное наследие
6.1 Знакомство с жизнью и творчеством поэтов - земляков. Старшее поколение: Отто Альбертович Лакнер, Анфиногенова Ульяна Алексеевна, Геннадий Иванович Яковлев. 6.2.Оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, увлекающихся творческой поэзией, сбор информации о поэтах - земляках, создание сборников стихов, оформление страниц школьного сайта.
5
2
3

7.

Война и катастрофа
7.1.Начало Великой Отечественной войны. Первый день войны в селе Межборное. 7.3.Знакомство с историями земляков – ветеранов ВОВ и ветеранов труда, их заслугами перед Родиной. 7.4.Организация встреч с ветеранами войны и ветеранами труда, обработка и оформление материала данной тематики, создание страницы школьного сайта о ветеранах ВОВ, оформление творческих работ.
6
1 1 4 8. Подведение итогов
1
1
Итого

34
14 20
Учебно-тематический план 2 года обучения

№№ п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика
1.

Введение. Организация поисково-

исследовательской деятельности
1.1. Формы и методы организации поисково- исследовательской деятельности. Источники получения информации: альбомы, газеты, фотографии, воспоминания участников событий, справочники, словари, энциклопедии и другие. Правила работы с ними. 1.2.Особенности чтения научно-популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.
Экскурсии
в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы», «Работа с краеведческим материалом».
4

1

1
2
2.

Оформление поисково-исследовательских

работ
2.1.Основы поисково-исследовательской работы. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач поиска и исследования. Выбор темы работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. 2.2.Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. 2.3.Научный язык и стиль. Сокращения,
1

1
1
обозначения. Логическое построение текстового материала в работе. 2.4.Наглядный материал. Внедрение и расположение фотографий, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем поисково-исследовательской работы. Эстетическое оформление. 2.5.Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.
5
1 1
3.

Летопись моего края.
3.1.История моей семьи, моя родословная. Семейная реликвия. 3.2. Сбор материала по теме. Беседы с близкими и родными. Исследование документальных свидетельств семьи. Работа над проектами. 3.2.Изучение истории школы. Выпускники, прославившие школу. 3.3.История развития школьной организации РЭМО. 3.4.Организация встреч с бывшими учителями школы, сбор информации об истории школы, обработка и оформление собранного материала, работа над проектами данной тематики, оформление страниц школьного сайта.
6
1 1 1 3
4.

Этимология
4.1 Топонимика. Работа со словарями. Отбор топонимических наименований села и его окресностей. (озера Старское, Щучье, Пробежное, Письяна, Исток и др.) 4.2.Посещение библиотеки, беседы с коренными жителями села.
2
1 1
5.

Наши земляки
5.1.Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. 5.2.Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время. Промыслы и ремесла села 2
Межборного. (Ткачество. Кузнечное дело.) 5.2.Работа с печатным издательством в сельской библиотеке. Беседы с коренными жителями села. История Оформление результатов работы.
5
3
6.

Литературное наследие
6.1 Знакомство с жизнью и творчеством поэтов - земляков. Среднее поколение: Иванов Алексей Николаевич. 6.2.Оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, увлекающихся творческой поэзией, беседа с поэтом, оформление творческих работ, страниц школьного сайта. Участие в конкурсах чтецов. Проба пера.
5
2 3
7.

Война и катастрофа
7.1.Война в Афганистане и Чечне. Наши земляки- миротворцы. 7.3.Знакомство с историями земляков – участников Афганистанской и Чеченской войн. 7.4.Организация встреч с участниками войны, обработка и оформление материала данной тематики, оформление творческих работ.
6
1 1 4
8.

Итоговое занятие

1
1
Итого

34
14 20
Учебно-тематический план 3 года обучения

№№ п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика
1.

Введение. Организация поисково-

исследовательской деятельности
1.1. Формы и методы организации поисково- исследовательской деятельности. Источники получения информации: альбомы, газеты, фотографии, воспоминания участников событий, справочники, словари, энциклопедии и другие. Правила работы с ними. 1.2.Особенности чтения научно-популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.
Экскурсии
в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы», «Работа с краеведческим материалом».
4

1

1
2
2.

Оформление поисково-исследовательских

работ
2.1.Основы поисково-исследовательской работы. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач поиска и исследования. Выбор темы работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. 2.2.Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. 2.3.Научный язык и стиль. Сокращения,
1

1
1
обозначения. Логическое построение текстового материала в работе. 2.4.Наглядный материал. Внедрение и расположение фотографий, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем поисково-исследовательской работы. Эстетическое оформление. 2.5.Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.
5
1 1
3.

Летопись моего края.
3.1.История моей семьи, моя родословная, генеалогическое древо. Геральдика. Семейный герб. 3.2. Сбор материала по теме. Беседы с близкими и родными. Исследование документальных свидетельств семьи. Работа над проектами. 3.2.Учительские династии. 3.3. Структура школьной организации РЭМО. Деятельность организации. 3.4.Организация встреч с бывшими учителями школы, сбор информации об истории школы, обработка и оформление собранного материала, работа над проектами данной тематики, оформление страниц школьного сайта.
8
1 1 1
2
3
4.

Этимология
4.1 Топонимика. Работа со словарями. Отбор топонимических наименований окрестностей села. (Лашушенский бор, Кудрявый колок, Лаптиха, Чаша, и др.) 4.2.Посещение библиотеки, беседы с коренными жителями села. Беседа с мастером лесного участка. Оформление результатов работы.
2
1 1
5.

Наши земляки
5.1.Традиции и обычаи народов, проживающих
на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время. История колхоза «Искра». 5.2.Работа с печатным издательством в сельской библиотеке. Беседы с коренными жителями села. История Оформление результатов работы.
5
2 3
6.

Литературное наследие
6.1 Знакомство с жизнью и творчеством поэтов - земляков. Молодое поколение: Игнатьев Никита, выпускник нашей школы. 6.2.Оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, увлекающихся творческой поэзией, беседа с поэтом, оформление творческих работ, страниц школьного сайта. Участие в конкурсах чтецов. Проба пера.
5
2 3
7.

Война и катастрофа
7.1.Авария на Чернобыльской АЭС. 7.3.Знакомство с историями земляков- ликвидаторов последствий катастрофы (Ветлугин Николай Анатольевич, Архипов ). 7.4.Организация встреч с участниками ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Обработка и оформление материала данной тематики, оформление творческих работ.
6
1 1 4
8.
Итоговое занятие
1
1
Итого

34
14 20