"Урок-обобщение "Литературные сказки"

Автор: Свиридова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа-интернат № 26"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: конспект урока литературного чтения в технологии Междисциплинарного обучения 4 класс
Тема: "Урок-обобщение "Литературные сказки"
Дата публикации: 28.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока литературного чтения в технологии МДО (4 класс)

Тема урока: «Урок-обобщение «Литературные сказки».

Обобщение урока:
литературная сказка – это жанр повествования с фантастическим или волшебным сюжетом, происходящим в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и вымышленные персонажи. Автор может поднять моральные, социальные, эстетические проблемы истории и современности. Повествование – это рассказ о событиях, которые произошли с героями произведения. События изображаются в определённой последовательности: автор рассказывает о том, с чего начались события, как они развивались и чем закончились.
Цель урока:
на основе обобщения познакомить детей с понятием «повествование»; научить выделять отличительные признаки повествовательного жанра; учиться находить литературные сказки среди произведений другого жанра.
Планируемый результат

Дети учатся:
 выделять жанровые особенности литературной сказки, народной сказки, сказа;  находить (распознавать) образцы литературных сказок среди произведений других жанров;  коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст произведения и выделенные характерные особенности жанра;  формулировать задачу урока;  делать выводы.
Умения, характеризующие достижение результата:
 анализировать и демонстрировать понимание прочитанного текста сказки, определяя его главную мысль;  доказывать, что данный образец литературного произведения является литературной сказкой;  сравнивать, сопоставлять и делать выводы и обобщения;  строить устное высказывание-доказательство.
Материалы к уроку:
презентация о писателях (В.М.Гаршин, В.Ф.Одоевский, П.П.Бажов, С.Т.Аксаков); портреты писателей; карточки с названиями сказок; карточки с названиями жанров; раздаточный материал для парной работы; аудиозаписи песен о сказках.
Ход урока (урока-применения)

I. Мотивация.
В начале урока можно включить запись песни «В мире много сказок», чтобы вспомнить, какой раздел изучали. Также необходимо кратко остановиться на особенностях литературной сказки, и вспомнить, сказки каких авторов изучали в этом разделе.
Учитель (работа с презентацией).
Ребята, сейчас я буду зачитывать отрывки из биографий писателей, а вам необходимо назвать их имена. 1. «Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. Всегда немного грустные, они
напоминают печальные поэтические истории Андерсена, которого он считал своим учителем».
Дети.
В.М.Гаршин. 2. Это был высоко образованный человек (владел семью иностранными языками). Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и учёные столицы. Кроме сказок давал детям рекомендации для устройства всяких любопытных приспособлений и поучительные объяснения разных явлений природы.
Дети.
В.Ф.Одоевский. 3. Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди - старатели, рудокопы, литейщики, камнерезы, - а также предания, сказки и песни родного Урала.
Дети.
П.П.Бажов. 4. Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными. А его язык давно признан образцом русской литературной речи.
Дети.
С.Т.Аксаков Для создания проблемной ситуации на уроке можно использовать прием «выполнимое/невыполнимое действие». Для этого на доске необходимо разместить записанные на отдельных карточках названия таких литературных произведений, как: «Сказка о жабе и розе», «Городок в табакерке», «Серебряное копытце», «Аленький цветочек», «Красавица и чудовище», «Лягушка-путешественница», «Каменный цветок», «Мороз Иванович», «Детские годы Багрова-внука», «Волшебное кольцо».
Учитель.
Ребята, посмотрите, перед вами – названия различных литературных произведений. Как вы думаете, какие из них являются литературными сказками? Вам необходимо не просто отобрать литературные сказки, но и объединить их в пары. Дети начинают выполнять задание и запутываются. Дети не могут подобрать пару к сказке «Аленький цветочек»: «Красавица и чудовище»? «Детские годы Багрова-внука»? или «Волшебное кольцо»? Необходимо отметить возникшие трудности и сформулировать проблему.
Учитель.
Почему вы не можете выполнить задание? В чем причина? Чего вы не знаете?
Дети.
Мы не знаем, какое из оставшихся произведений можно отнести к литературным сказкам, а какое нет.
Учитель.
Как решить эту проблему?
Дети определяют, что прежде всего необходимо познакомиться с предложенными литературными произведениями.
Учитель.
Действительно, пока нельзя сказать точно, какой вариант правильный. Необходимо познакомиться с этими произведениями и найти среди них то, какое относится к литературным сказкам и может составить пару сказке «Аленький цветочек». Итак, какова цель нашего исследования?
Цель исследования:
определить, что относится к литературным сказкам и может составить пару сказке «Аленький цветочек».
II. Исследование в малых группах (в парах).
На данном этапе урока каждой группе необходимо поручить разобраться с каким-либо одним произведением («Красавица и чудовище», «Детские годы Багрова-внука», или «Волшебное кольцо». См. приложение 1). Обсудить с ребятами план работы в группе: - какой материал надо изучить; - на что обратить особое внимание; - какой вывод можно сделать.
III. Обмен информацией.
Дать возможность каждой группе представить материалы своей работы – выступить перед классом: - какой материал изучали; - что узнали; - какой вывод сделали.
IV. Организация информации.
Дети приходят к выводу, что ни одно произведение не может составить пару сказке «Аленький цветочек», так как «Красавица и чудовище» хоть и является литературной сказкой, но не принадлежит перу Аксакова; «Волшебное кольцо» - русская народная сказка; «Детские годы Багрова-внука» - произведение Аксакова, но не является литературной сказкой, это повесть.
Учитель.
Получается, что нам не удалось найти пару сказке Аксакова. Может быть не все произведения Аксакова изучили? И да, и нет. Все дело в том, что у С.Т.Аксакова сказок больше нет. «Аленький цветочек» - это единственная сказка, написанная писателем.
V.Связывание информации. Применение. Обобщение.

Учитель.
Давайте еще раз уточним, к какому жанру относятся данные произведения и почему. Чем литературная сказка отличается от народной сказки? Чем сказ отличается от народной сказки? А чем сказ отличается от литературной сказки?
Сам Бажов поначалу не думал сочинять сказы. Он взялся просто обрабатывать собранные им фольклорные произведения для печати. Работа увлекла, народные предания в его изложении «обрастали» интересными подробностями, рождались новые сюжеты... Вот что вспоминал писатель: «Память не в силах, конечно, донести полностью все то, что было слышано чуть не полвека назад. В лучшем случае сохранились остов сказа, его стиль, кой-какие имена, названия да некоторые наиболее запомнившиеся выражения. По этим вешкам сказы и воспроизводились». Чем литературная сказка отличается от рассказа? Выслушать ответы детей. Формулируя свои умозаключения, дети могут опираться на определения, взятые из литературоведческого словаря (см. приложение 2).
Учитель.
Скажите, что общего во всех этих определениях?
Дети.
Во всех определениях есть слово «повествовательный».
Учитель.
Вы правы. Все жанры – сказка, сказ, литературная сказка, повесть – носят повествовательный характер.
Повествование
– это рассказ о событиях, которые произошли с героями произведения. События изображаются в определённой последовательности: автор рассказывает о том, с чего начались события, как они развивались и чем закончились. В этом легко убедиться, прочитав произведение. И даже отрывок из произведения может это доказать. Далее учитель зачитывает отрывок из книги С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова- внука» (см. приложение 3), а дети читают наизусть отрывки из литературных сказок данного раздела (это домашнее задание они получили на предыдущем уроке).
Учитель.
У каждого литературного произведения обязательно есть мораль, то есть его главная мысль, мысль, которую пытается донести автор до читателей. « Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - гласит народная мудрость. Сформулируйте главную мысль каждого изученного в этом разделе произведения.
Дети. «Городок в табакерке»
- это научно-фантастическая сказка, с помощью сказочных героев автор помог понять нам, как устроена музыкальная табакерка.
«Сказка о жабе и розе»
- эта сказка о доброте и зле. Роза добрая и нежная, радуется жизни, а Жаба несет зло и представляет собой жадность. Люди, которые делают добро, - прекрасны, а жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
«Серебряное копытце»
- каждый из героев верил в сказку и хотел увидеть чудо.
«Аленький цветочек»
- это волшебная сказка, где добро побеждает зло; добро вознаграждается, а зло наказывается.
Учитель.
Какой же вывод можно сделать?
Формулируется
обобщение урока:
сказка, сказ, литературная сказка и рассказ (повесть) – это повествование.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель.
В начале урока перед нами стояла проблема. Как вы думаете, мы ее решили, справились с ней? Что помогло нам решить проблему?
Дети.
С проблемой мы справились. Помогло справиться знание особенностей жанра «литературная сказка».
Учитель.
Как вы поняли, что такое повествование? Оцените свою работу на уроке.
Учитель: Свиридова О.В.

2015-2016 уч.год