"Создание предметно-развивающей среды в ДОУ"

Автор: Цяцко Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Д/с № 105 комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Коми г. Ухта
Наименование материала: статья
Тема: "Создание предметно-развивающей среды в ДОУ"
Дата публикации: 28.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Создание предметно-развивающей среды в ДОУ
В современном образовании на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепление психического и физического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды. В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей. Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [7;12]. Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Новоселова С.Л. определяет предметно-развивающую среду как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения [5;79]. Теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского. Авторы концепции построения развивающей среды считают, что обязательным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми [6]. Проведенные научные исследования С.Л. Новоселовой показали, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социо- предметной среде. Анализируя работы А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Э.Б. Эльконина и др., С.Л. Новоселова выдвинула положение о том, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности. Деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможности чем- то заняться ведет к депривации личности, ограничению ее возможностей. Развивающая предметная среда содержит социокультурные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка. Предметный мир детства — это среда развития всех специфических видов детской деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. В исследовании С.Л. Новоселовой определены психологические требования к построению развивающей среды: - среда должна быть современна и отвечать основным положениям эргономики удобства развивающейся детской деятельности; - необходимо обеспечить достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности; 1
- базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро-и микропространством деятельности детей и взрослых; - содержание среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления творческих способностей на основе амплификации (обогащения) предметной основы развития конкретных видов деятельности; - среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада. По мнению С.Л. Новоселовой, предметная среда включает ряд базисных компонентов, необходимых для физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природная среда и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно- игровой комплекс и др. Данные оазисные компоненты обеспечивают разнообразие детской деятельности по интересам, что создает возможность не только коллективной, но и индивидуальной деятельности (среда уединения) [4]. В работах О.А. Артамоновой, О. Толстиковой. Т.М. Бабуновой, М.Н. Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды: - комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм: - соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад; - учет всех направлений развития ребенка; - разнообразие сред, их рациональное расположение; - обеспечение богатства сенсорных впечатлений; - обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности; - обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования: - доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей; - создание условий для изменения, дизайна окружающей среды [1]. Развивающий характер среды предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Обогащение воспитательно- образовательного процесса развивающей предметной средой должно находиться в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их опыта деятельности. Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения требует учета психологами, педагогами и дизайнерами особенностей развивающейся деятельности ребенка, так как она должна отвечать принципу функционального комфорта и основным положениям эргономики развития детской деятельности [3]. Соответственно, игровая, спортивная, бытовая, экологическая среды должны быть, безусловно, комфортны на уровне их функциональной надежности и безопасности. С точки зрения полноценного образования и воспитания развивающая среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для: 2
 познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);  эстетического развития ребенка (развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);  оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);  формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);  формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за растениями). Таким образом, развивающая предметная среда в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов образования и воспитания детей: познавательного, нравственно-целостного и деятельностного [2]. Учитывая рекомендации по проектированию развивающей предметной среды вышеуказанных авторов, мы попробовали в своей группе создать такую развивающую среду, которая бы позволила каждому ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. В групповой комнате универсального пользования организуется вся жизнь детей, здесь проходит, по сути, воспитательно-образовательный процесс, здесь же дети ухаживают за обитателями живого уголка, участвуют в уборке помещения, здесь же и проявляется их художественная самостоятельная деятельность. Именно поэтому к оборудованию и оформлению групповой комнаты предъявляются повышенные требования. В нашей группе все пособия размещены так, чтобы ребенок мог их взять, не спрашивая разрешения. Все вместе – это как бы материализованное послание взрослых ребенку: «Выбирай! Все это для твоей деятельности. Экспериментируй! Наблюдай. Делай выводы. Исследуй!». Взрослый здесь необходим вовсе не для запрещений, не подавления таких естественных в детском возрасте познавательных «исследовательских» интересов, а для помощи в трудных случаях. Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно поэтому игре придается исключительное значение. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям. В игровой зоне у нас расположено оборудование для сюжетно-ролевых игр, предназначенное для имитации взрослой жизни посредством игры, выработки организационных навыков у ребенка (например, игровая мебель для кухни и спальни, 3
ширма-домик, комната Барби, парикмахерская). Кроме того, здесь же размещено игровое оборудование для творческого конструирования предметной среды, соразмерной возрасту ребенка, а также для отдыха и игр (конструкторы типа «ЛЕГО», мягкие модули). В игровой зоне заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, ширмы, встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Уютный уголок с мягкой мебелью, с предметами домашнего интерьера позитивно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности, повышает самооценку ребенка, создает чувство сопричастности к жизни детского сада. В группе имеются мольберты, кусочки линолеума на полу и на стене для рисования карандашами и мелками, станки для лепки и другое оборудование для самостоятельной изобразительной деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работ с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Все материалы пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые. 4
Есть уголки с разными видами театра Новая модель устройства помещения позволяют ребенку, с одной стороны, участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а с другой - побыть одному, что очень важно для детей ослабленных. С этой целью созданы разнообразные «уголки уединения» с использованием ширм, стенных шкафов, нестандартного оборудования для игры и отдыха ребенка. 5
В детских садах появляются оборудование и игрушки нового поколения, способствующие развитию ребенка, которых, к сожалению, недостаточно. Мы преодолеваем эти трудности путем самостоятельного изготовления, в том числе и с привлечением родителем. Особое значение в развитии ребенка играют так называемые предметы-заместители, способствующие развитию воображения, знаковой символической функции мышления в игре. В группах имеется оригинальный дидактический материал, изготовленный сотрудниками (для развития сенсорики, тонкой моторики рук, сюжетных игр и пр.). Большое место занимают так называемое обучающее пространство, состоящее, например, из нескольких тематических зон, таких, как «Математический домик», «Буквоград», «Космическое пространство», «Правильный город». В этих зонах собрано оборудование для обучения самостоятельному решению поставленных задач и для подготовки к школе (комплект развивающих пособий по грамматике и математике.), дидактический материал для развития логических эмоциональных, интеллектуальных, тактильных способностей ребенка, мелкой моторики и сенсорики, первичного знакомства ребенка с навыками дорожного движения в игровой форме (различные лото, пазлы, шнуровки, математические пособия, головоломки, мягкие игрушки, альбомы по ИЗО, напольная игра «Азбука дорожного движения», с строением Солнечной системы и планеты Земля (глобус, карта мира, карта Вселенной). 6
Экологические пространства нашей групповой комнаты:  Уголок природы, где в его оформлении, помимо живой растительности используются различные природные материалы (корни, коряги, поделки из бересты, шишек, сухой травы и т.д., собранные во время прогулок и экскурсий на природу, и выполненные вместе с детьми);  Экспериментальный уголок. Он создан для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время экспериментальный уголок — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Оформление экспериментального уголка не требует больших дополнительных затрат. В качестве оборудования, материалов для проведения опытов используются вторичные, в частности упаковочные, материалы (стаканчики, коробки из-под продуктов и т. п.). 7
 «Календарь погоды» несколько перекликается с экспериментальным уголком по целям создания. Только в данном случае для развития познавательного интереса используется не эксперимент, а наблюдение. Вместе с воспитателем дети наблюдают за изменениями в погоде, учатся находить взаимосвязь между температурой и сезонными проявлениями. А наглядное представление этой взаимосвязи помогает развитию у детей образного восприятия.  Ландшафтный уголок наглядно воспроизводит часть местности. В результате ребенок имеет возможность познакомиться более детально с представителями фауны и флоры этого участка планеты. 8
9
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.
Литература:
1. Бабунова Т.М. Создание предметно-развивающей среды. //Сб. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /Готовимся к аттестации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. 2. Крылов Е. Школа творческой личности.//Дошкольное воспитание. - 1992. - № 9-10 3. Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания.//Дошкольное воспитание. – 1992. - № 5-6. 4. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс -Пресс, 2007. – 119 с. 5. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. –1998. –№4. –С.79. 6. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А.. Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993 10
7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001 11