Экспериментально - исследовательская деятельность с детьми старшей группы "Удивительный камень"

Автор: Кузьмина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №188
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Конспект
Тема: Экспериментально - исследовательская деятельность с детьми старшей группы "Удивительный камень"
Дата публикации: 29.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 188 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников», г. Кемерово Экспериментально - исследовательская деятельность с детьми старшей группы «Удивительный камень» Составитель: С.В. Кузьмина, Воспитатель Кемерово 2016

Цель:
Познакомить детей с каменным углем, его свойствами.
Задачи:

Образовательные:
1. Учить детей приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы. 2. Дать представление о том, как появился каменный уголь, как его добывают и, как он используется человеком.
Развивающие:
1. Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику рук. 2. Развивать связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес к природным богатствам родного края; 2. Формировать у детей навыки сотрудничества.
Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие»

Задачи:
Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослым и сверстниками.
«Познавательное развитие»

Задачи:
Развивать любознательность и познавательную мотивацию детей.
«Речевое развитие»

Задачи:
Активизировать в речи слова (каменный уголь, лаборатория, лаборант).
«Физическое развитие»

Задачи:
Формировать правильную осанку детей.
«Художественно – эстетическое развитие»

Задачи:

Воспитывать интерес и уважение к людям (в данном случае – шахтёрам), которые трудятся на благо других людей.
Методические приёмы:

Игровые методы и приёмы:
приветствие «Круг друзей»; игра в детской лаборатории в лаборантов.
Мотивация к деятельности:
сундучок с природным богатством, загадка и игра в лаборантов
Использование наглядного материала:
каменный уголь в сундучке; 3 сюжетные картинки на мольберте; 2 таблички «Детская Лаборатория». Применение информационно – коммуникационных технологий (презентация на телевизоре).
Использование словесных методов:
вопрос – ответ, пояснение к тому, что видят дети, просьба – предложение.
Создание проблемной ситуации:
дети не знают, но хотят узнать о свойствах каменного угля.
Словарная работа:

Развивать связную речь:
диалогическую речь – умение вести диалог, монологическую речь.
Активизировать в речи:
слова и словосочетания: каменный уголь, лаборатория, лаборанты.
Материал к занятию:
тарелочки с каменным углём (21 шт.); стаканчики с водой (10 шт.); ложечки (10 шт.); молоточки (11 шт.); салфетки для рук (по количеству детей); салфетки для накрывания каменного угля (11 шт.); белый халат взрослый; белые халаты детские (10 шт.), указка, ноутбук, телевизор.
Ход НОД:

Вводная часть.

Приветствие «Круг друзей»:
(для включения детей в деятельность и для оптимизации эмоционального состояния детей)
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Я желаю вам хорошего настроения и предлагаю дружно взяться за руки.
Воспитатель и дети:

Собрались все дети в круг,


Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель:
С улыбкой и хорошим настроением можно приниматься за любые дела, а впереди, нас с вами, ждёт много интересного.
Основная часть.

Воспитатель:
Ребята, у меня есть сундучок и в нём лежит главное природное богатство нашего родного края. Хотите узнать, что это?
Дети:
Хотим.
Воспитатель:
Тогда отгадайте мою загадку:
Камень чёрный и блестящий,

Помощник людям настоящий.

Им мы печку разжигаем,

Кочергой его мешаем.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло?

Воспитатель:
Догадались, о каком камне идёт речь?
Дети:
Каменный уголь.
Воспитатель:
Ребята открывайте сундучок, смотрите, в нём лежит каменный уголь.
Воспитатель:
Каменный уголь – очень интересный камень. Вы хотите узнать, откуда он появился? (Сопровождая свой рассказ показом сюжетных картинок на мольберте) Когда – то, очень давно, много миллионов лет назад, ещё до появления древних динозавров, на земле было тепло и влажно. Росли необычные леса, с огромными папоротниками и деревьями. Эти деревья умирали, падали на залитую водой почву. Долго лежали, и превращались в каменный уголь.
Воспитатель:
Ребята, а хотите с каменным углем познакомиться поближе?
Дети:
Да.

Экспериментирование:

Воспитатель:
Предлагаю отправиться в детскую лабораторию для исследования свойств каменного угля?
Дети:
Согласны.
Воспитатель:
Ребята, кто работает в лаборатории?
Дети:
Лаборанты.
Воспитатель:
Сейчас мы поиграем в лаборантов, для этого нам нужно надеть белые халаты. Я буду старшим лаборантом, а лаборатория со всем необходимым, нас уже ждёт.
Воспитатель:
В детской лаборатории необходимо соблюдать правила поведения:  Внимательно слушать старшего лаборанта.  Не шуметь, не мешать друг другу.  Соблюдать правила безопасности.
Воспитатель:
Уважаемые лаборанты, обратите внимание, у вас на столах тарелочки с каменным углём. Рассмотрите его внимательно, какого он цвета.
Дети:
Чёрного цвета, блестит.
Воспитатель:
Возьмите каменный уголь в руки, какой он на ощупь?
Дети:
Местами он гладкий, а местами шероховатый.
Воспитатель:
Подумайте, почему уголь называют каменным?
Дети:
Уголь твёрдый, как камень.
Воспитатель:
А как вы поняли, что уголь твёрдый?
Дети:
Сжали его в руке, надавили пальцем.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, прочный каменный уголь или нет? Как это можно узнать?
Дети:
Стукнуть по нему.
Воспитатель:
Давайте, проведём исследование, на столе лежит салфетка, накройте ею тарелочку с каменным углем, возьмите молоточек и осторожно ударьте по каменному углю, что произошло? (воспитатель объяснение сопровождает показом)
Дети:
Он рассыпался на несколько кусочков.

Воспитатель:
Какой можно сделать вывод?
Дети:
Каменный уголь твёрдый, но не прочный.
Воспитатель:
Итак, уважаемые лаборанты, давайте подведём итог, с какими свойствами каменного угля, мы познакомились в результате нашего первого исследования?
Дети:
Каменный уголь чёрного цвета, блестит, местами он гладкий, а местами шероховатый. Твёрдый, но не прочный.
Воспитатель:
А сейчас, уважаемые лаборанты, я приглашаю вас в зал заседаний, для просмотра фильма, о том, где добывают каменный уголь и как он используется человеком.
(показ презентации на проекторе)
(Дети и воспитатель садятся на стулья. Воспитатель рассказывает): (слайд 1)
Добывают каменный уголь глубоко под землёй, шахтёры, -

смелые, мужественные люди. Для добычи каменного угля под землёй

строят шахты – глубокие колодцы.
(слайд 2)
Шахтёры спускаются в них на специальном лифте.
(слайд 3)
Труд шахтёров – очень тяжёлый, они добывают уголь с

помощью специальных отбойных молотков.
(слайд 4)
Шахтерам помогают разные машины: большой

угольный

комбайн.
(слайд 5)
Подземный электровоз с вагонетками, который возит добытый

каменный уголь в шахте.
(слайд 6)
Транспортёрная лента, по которой движется уголь из шахты

на поверхность земли. В народе говорят: «Поднимают уголь на гора»,

потому что он сыпется горой.
(слайд 7)
На поверхности земли трудится шагающий экскаватор и

большой самосвал Белаз.
(слайд 8)
Уголь хорошо горит. Поэтому раньше его называли «горючий

камень». Люди сжигают его в котельных, на теплоэлектростанциях.

Сгорая, он нагревает воду в котлах и отдаёт тепло. Это тепло согревает

наши дома, детские сады, больницы.

(слайд 10)
Из угля делают пластмассы, духи, краски, лекарства и много

других полезных людям вещей. Каменный уголь – это наше самое главное

природное богатство, ведь мы, с вами живём в шахтёрском крае.

Ежегодно отмечается праздник День шахтёра. В этом году наш город

Кемерово станет столицей праздника Дня шахтера.

Воспитатель:
Уважаемые лаборанты, пройдём к столу, для второго исследования свойств каменного угля. Как вы думаете, если каменный уголь опустить в воду он утонет или нет.
Дети:
(Предположения детей).
Воспитатель:
Давайте проведём исследование, осторожно опустим уголёк в стакан с водой. Что мы видим?
Дети:
Уголь утонул.
Воспитатель:
Если уголь утонул, значит, он какой?
Дети:
Тяжёлый.
Воспитатель:
А как вы думаете, каменный уголь растворяется в воде или нет, как это можно проверить, какой предмет – помощник поможет нам это выяснить?
Дети:
Ложечкой помешать воду, каменный уголь не растворяется.
Воспитатель:
Итак, уважаемые лаборанты, давайте подведём итог нашего второго исследования, с какими свойствами каменного угля, мы познакомились?
Дети:
Каменный уголь тяжёлый, тонет и не растворяется в воде.
Заключительная часть.

Воспитатель:
Ребята, игра в лабораторию закончена, вы были замечательными лаборантами, справились со всеми исследованиями. Давайте снимем белые халаты, вы снова дети, а я воспитатель.
Воспитатель:

Встанем все в широкий круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Воспитатель:
Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
Дети:
В детской лаборатории.

Воспитатель:
Кем мы были в лаборатории?
Дети:
Лаборантами.
Воспитатель:
С каким природным богатством нашего родного края познакомились?
Дети:
С каменным углём.
Воспитатель:
………… какое свойство каменного угля ты узнал?
Дети:
(ответы детей)
Воспитатель:
………… какое исследование, тебе понравилось?
Дети:
(ответы детей)
Воспитатель:
В недрах нашей родной земли много полезного ископаемого - каменного угля, без которого люди уже не смогут прожить. Но беречь его надо. Иначе опустеют «подземные склады» и людям ничего не останется. А вы, юные кузбассовцы, любите, познавайте свой Родной край, его природные богатства. Я прощаюсь с вами, и хочу подарить вам значки «Юных кузбассовцев». До свидания.