"Система работы с ребенком с моторной алалией"

Автор: Андреянова Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 1 "Ласточка"
Населённый пункт: Нижегородская обл., г.Бор
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Система работы с ребенком с моторной алалией"
Дата публикации: 29.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Моторная алалия
– это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Недоразвитие речи при алалии носит системный характер. Отмечаются нарушения всех ее компонентов: звукопроизношение, фонетико- фонематические процессы, слоговая структура слова, лексика, грамматика, связная речь. Работа по преодолению алалии – длительный и трудоемкий процесс, включающий коррекционное, воспитательное, обучающее, развивающее направление. В зависимости от периода работы и уровня речевого развития доля самостоятельной речи ребенка варьируется. Начиная работать с детьми с алалией, следует помнить об опасности перегрузки их психики при резком усилении коррекционно- педагогического воздействия. При первом и втором уровне речевого развития у детей с моторной алалией занятия по активизации речи должны быть строго дозированы и методически выверены. Вне специальных логопедических занятий следует снижать требования к речи ребенка, повышать внимание к развитию познавательной активности, моторики, эмоционально-волевой сферы, творчества. Н.Н. Созонова и Е.В.Куцина выделили основные принципы работы с данными детьми: 1. Как можно раньше начинать коррекционную работу. Она должна начинаться с трех лет. 2. Многообразие наглядного (иллюстративного) и игрового материала. 3. Многократное повторение. 4. Обучение грамоте. Коррекционную работу можно условно разделить на 3 этапа.
На первом этапе основным
является формирование активного и пассивного словаря, доступного для понимания и воспроизведения. Ведется работа по обучению грамоте. Развивается способность к звукобуквенному анализу слова.

Виды работы:
 Вызывание звуков (гласных и согласных)  Чтение слоговых дорожек и работа с этими слогами.  Работа над звукоподражаниями - использование различных игр.  Артикуляционная гимнастика, разработанная Т.Башинской. Её основная цель: максимально активизировать и развивать артикуляционный аппарат, не переутомляя ребенка. Основные упражнения собраны в пары по принципу противоположности нагрузки.  Работа над выдохом: ротового, носового, комбинированного.
На втором этапе работы
продолжается формирование активного и пассивного словаря, доступного для понимания и воспроизведения: односложные слова, двусложные слова с ударением на первом слоге, двусложные слова с ударением на втором слоге. Начинается работа по использованию в речи предлогов, прилагательных, обучение рассказам описательного характера, ребенок учится согласовывать существительные с местоимениями. Для решения данных задач используются:  Схемы (при изучении предлогов);  Мнемотаблицы (при составлении описательных рассказов) - простые;
На третьем этапе
основным является развитие связной речи. Здесь используются:  Более сложные мнемотаблицы.  Картинно-графические планы рассказов. По достижении третьего уровня речевого развития обучение нужно проводить в соответствии с программой развития детей с общим недоразвитием речи с учетом специфики речевого развития и структуры дефекта.
Литература.
1. Логопедия:Учеб.для студентов дефектол.фак.пед.высш.учеб.заведений/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
2. Пятница Т.В., Башинская Т.В.. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1 . – М.: ТЦ Сфера, 2010. 3. Пятница Т.В., Башинская Т.В.. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 2 . – М.: ТЦ Сфера, 2011. 4. Созонова Н.Н., Куцина Е.В.. Читать раньше, чем говорить! : методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей с алалией.- Екатеринбург: ООО»КнигоМир», 2011