"Королева Кисточка и волшебные превращения красок"

Автор: Степаненко Анастасия Павловна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО "Радуга"
Населённый пункт: Краснодарский край, город Сочи, п. Лазаревское
Наименование материала: Конспект занятия по изобразительному искусству
Тема: "Королева Кисточка и волшебные превращения красок"
Дата публикации: 29.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект занятия по изобразительному искусству
Тема занятия:
« Королева Кисточка и волшебные превращения красок »
Объединение: «Юный художник» 1 год обучения (с 7 лет) Полное название образовательной организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр дополнительного образования «Радуга» г. Сочи ФИО автора (полностью): Степаненко Анастасия Павловна Должность: Педагог дополнительного образования, преподаватель изобразительного искусства
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность не только выражает сложившиеся формы восприятия обучающегося, но и ставит перед ним новые задачи и способствует формированию новых, более совершенных способов взаимодействия с миром природы и человеческой культуры. Есть существенная разница между тем, как ребенок рисует карандашом, фломастером и другими графическими материалами, и тем, как он работает красками. В первом случае его интересуют сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов. Цвет способен дать эмоциональную характеристику изображаемой ситуации. Дети в своих рисунках интуитивно используют эту способность. Задача педагога – научить детей использовать выразительные возможности сознательно.
Актуальность.
Каждый человек способен различать огромное количество цветов и оттенков. Это заложено природой. Однако, если нет необходимости использовать этот дар, он постепенно утрачивается. Способность видеть мир в бесконечном богатстве оттенков заменяется знанием о том, как называется та или иная их группа. Это, например, красный помидор, но помидор может быть алым, темно-малиновым, розовым и даже фиолетовым, если на него падает холодный цвет. Зеленое яблоко, освещенное лампой, не будет просто зеленым. На свету оно будет желто-зеленым, в тени – сине- зеленым. Актуальность данного занятия по цветоведению заключается в том, чтобы помочь ребенку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения.
Новизна
заключается в следующих моментах: 1. На занятии используется возможность применения информационно-компьютерных технологий: обучающимся предлагается посмотреть мультимедийную презентацию о художниках пейзажистах.
2. Предлагается подвижная игровая ситуация «Мыльные пузыри», которая позволяет увидеть природное явление радуги в аудитории. В совокупности эти формы повышают эмоциональную отзывчивость, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию.
Цель:
Создать условия для развития умения смешивать краски, получать новые цвета, развивать творческий потенциал обучающихся.
Задачи:
Образовательная: - познакомить с основными и составными цветами; - знакомить с вариативными возможностями цвета, применять полученные знания в живописи; Развивающая: - способствовать развитию навыков работы с палитрой, с кисточкой, красками и бумагой; - способствовать развитию творческих способностей. Воспитательная: - способствовать формированию художественного вкуса, эстетического восприятия окружающего мира и природных явлений.
Продолжительность занятия:
45 минут
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате обучающиеся научатся смешивать основные цвета для получения новых цветов, то есть составных. К концу занятия обучающиеся выполнят рисунок «Радуга-Дуга».
Способом проверки
является просмотр работ в виде мини-выставки в аудитории.
Перспективы дальнейшего развития.
Данное занятие по живописи поможет обучающимся создавать на палитре различные цветовые оттенки
,
смешивая между собой те или иные краски. Обучающиеся смогут пользоваться выразительными средствами живописи для передачи настроения в своих работах.
Используются следующие методы:
- наглядный пример (плакат «Цветовой круг», образец педагогического рисунка, карточки-задания); - индивидуальная работа; - творческое самовыражение.
План занятия.
1. Организационный момент. 2. Беседа.
3. Выполнение упражнения. 4. Игра «Мыльные пузыри». 5. Самостоятельная работа. 6. Подведение итогов.
Основная часть.

Ход занятия
.
Этап урока

Название

используемых

ЭОР

Деятельность педагога

Деятельность

обучающегося

№ Слайда
1. Организацион ный момент Педагог: Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим все ли сегодня пришли и все ли готово к занятию. Для занятия нам сегодня потребуются краски, кисти, бумага, палитра, карандаш и баночка с водой. 2. Беседа Мультимеди йная презентация «Художники пейзажисты» Педагог: Сегодня мы поговорим о цветоведении. Если посмотреть вокруг, мы говорим: - голубое небо, красный цветок, желтый лист, синяя куртка и т. д. А представьте, что вокруг нет цвета. Только серые и черные тона, как на экране черно- белого телевизора. И нет ничего цветного вокруг. Очень скучно было бы жить! К счастью, существует великий живописец, который раскрасил все вокруг яркими красками. Имя ему - Природа. Природа учит людей замечать прекрасное, учит различать цвет. Это она поднимает настроение людям, делает их добрее. Цвет – это основное выразительное средство живописи. Глядя на картину в первый момент, не вдумываясь в содержание изображения, благодаря колориту, выбранному
художником, мы можем почувствовать радость или грусть, тревогу или спокойствие, которое излучает холст. Как влияет цвет на настроение человека нам помогут понять картины великих живописцев Шишкина И. И., Айвазовского И. К., Левитана И. И. Обучающимся предлагается посмотреть презентацию. Сейчас мы познакомимся с этими художниками пейзажистами. Художник Шишкин И. И. ( Портрет ). Известная его картина «Утро в сосновом лесу». 1 Вопрос. Какие цвета использовал художник для передачи утреннего света? Посмотрим следующую картину этого художника. Она называется « Зимний лес». 2 Вопрос. Какими красками пользуется художник, изображая зимний пейзаж? А теперь посмотрите внимательно его следующую картину. 3 Вопрос. Как вы думаете, какое состояние природы изобразил Шишкин на этом полотне? Правильно. Художник очень точно передает грозовые тучи, рисуя их серыми и темно синими цветами. Картина называется «Перед грозой». А теперь знакомимся с художником Левитаном И.И. Его автопортрет. И следующая картина, которая называется «Озеро. Русь». 4 Вопрос. Какое настроение вызывает эта Ответы обучающихся: Чтобы передать утренний свет художник использовал оттенки желтого, голубого, зеленого. Художник рисует зимнюю природу, используя белый, серый, черный цвета и их оттенки. Такое состояние, Слайд 1 Слайд 2 Слайд3 Слайд4 Слайд5 Слайд6 Слайд7 Слайд8
картина и почему? Рассмотрим следующую картину Левитана. Это «Золотая осень». 5 Вопрос. Какой цвет преобладает в этой работе? Да. Правильно. Ведь мы знаем, чтобы изобразить осеннюю природу, нужно взять желтый, оранжевый, коричневый и их оттенки. А сейчас познакомимся с художником маринистом Айвазовским И. К. (Портрет). Этот художник работал в жанре «марина». У него очень много картин о море. Его картина «Лунная ночь». 6 Вопрос. Какие краски использовал художник? Следующая известная картина «Девятый вал». 7 Вопрос. Какое настроение вызывает эта картина? Правильно. Ведь художник подбирает такие цветовые оттенки, чтобы передать надвигающуюся большую волну. Педагог: Понимать и разбираться в природе цвета учит наука «цветоведение». Сегодняшнее занятие поможет нам понять основы этой науки. (Педагог демонстрирует плакат «Цветовой круг»). Мы с вами отправляемся в Королевство разноцветного мира «Акварелия», где встретимся с Королевой Кисточкой и познакомимся с волшебными превращениями красок. Перед каждым из вас – коробочка с красками. В как будто сейчас пойдет дождь. Обучающиеся: Радостное, потому что художник рисовал яркими красками. Обучающиеся: В этой работе преобладает желтый и золотистый цвета. Обучающиеся: Желтый, синий, их оттенки. Обучающиеся: Тревожное. Обучающиеся: Слайд 9 Слайд10 Слайд11
каждой живет краска. На предыдущих занятиях вы познакомились с главными красками королевства «Акварелия». Они все на службе у Королевы Кисточки и являются основными цветами. Назовите их. красный, синий, желтый. Педагог: Правильно. Красный, синий и желтый – основные цвета. Но в «Акварелии» существуют и другие цвета, которые можно получить путем смешивания основных цветов. Они называются составными. Вы их тоже знаете. (Педагог показывает их на цветовом круге»). А сейчас мы попробуем получить составные цвета путем смешивания основных цветов. Но нам нужно вспомнить правила по технике безопасности при работе с кисточкой. (Повторение правил по ТБ). Педагог показывает на палитре, как смешать следующие цвета: красный с желтым, синий с желтым, красный с синим, синий с белым. Педагог: Ребята, назовите получившиеся цвета. Обучающиеся: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. 3. Выполнение упражнения Педагог: А сейчас вы попробуете это выполнить. Для вас упражнение: смешать заданные цвета на палитре, чтобы получить новые. Раскрасить новым цветом кружочки. (Работа на листе А 4 акварельными красками). Обучающиеся выполняют упражнение, смешивая определенные цвета (работа с
карточками задания) 4. Игра «Мыльные пузыри» Педагог: Существует явление Природы. Происходит оно летом, в жаркий день, если после дождя выглядывает яркое солнце. Как это явление называется? Обучающиеся: радуга. Педагог: Хотелось бы вам сейчас увидеть радугу? Но разве это возможно? А вы знаете, как образуется радуга? После дождя в воздухе образуются капельки – пузырьки влаги. Солнечный луч, попадая на капельку, отражается и высвечивает определенный цвет. Попробуем представить в виде капелек дождя мыльные пузыри. Педагог на своем рисунке открывает названные цвета радуги. Дети запускают мыльные пузыри. Определяют цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Когда все цвета радуги открыты, дети произносят известную фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». 5. Самостоятель ная работа Педагог: А сейчас самостоятельное задание. Вам нужно нарисовать «Радугу-Дугу». Рисунок дополнить различными изображениями: облака, солнышко, деревья, лужайка, цветы и т. д. Чем ярче и разнообразнее вы нарисуете, тем лучше. Приступаем к выполнению. Обучающиеся выполняют рисунок «Радуга-Дуга».
6. Подведение итогов Педагог: А сейчас мы посмотрим, что у вас получилось. Возьмите свои работы и положите на стол. Давайте их рассмотрим. Они очень яркие, интересные. После занятия их можно будет забрать. Сегодня вы просто молодцы! Замечательно поработали, и у всех хорошее настроение. Наше занятие закончилось. Обучающиеся раскладывают свои рисунки.
Наглядные пособия и технические средства.
1. Магнитная доска, магниты. 2. Плакат «Цветовой круг». 3. Рисунок (предполагаемый результат). 4. Карточки-задания. 5. Бумага. 6. Палитра. 7. Краски. 8. Кисти. 9. Баночка с водой.
Методические рекомендации.
Данный конспект адресован педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, учителям изобразительного искусства. Конспект поможет педагогам улучшить эффективность работы с детьми при изучении основ «Цветоведения». Представленный материал с использованием разнообразных форм: беседа, упражнение, игра, презентация помогут при подготовке к занятиям.
Используемая литература.
1. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. – М.: Просвещение, 1991г. 2. Иванова О. И., Васильева И. И. Как понять детский рисунок. – Санкт-Петербург: Речь, 2009г. 3. Казакова Т. С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозика, 1995г. 4. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги.- М.: ОЛМА Медиа Групп.- 2009г. 5. Методика обучения изодеятельности и конструированию. – М.: Просвещение, 1991г.
6. Рахно П. Часть 1, 2. Учимся рисовать. – Саратов.: Слово, 1995г. 7. Рисование, живопись, композиция. – М.: Просвещение, 1989г. 8. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. – М.: Росмен, 2002г.