Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"

Автор: Янушене Наталья Викторовна
Должность: преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ МО "Печенгский политехнический техникум"
Населённый пункт: поселок Никель Мурманской области
Наименование материала: Рабочая программа учебной дисциплины
Тема: Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"
Дата публикации: 29.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕЧЕНГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.03. Экологические основы природопользования
Программа разработана на основе Федерального государственного об - разовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.11.2009 № 530 Программу разработал преподаватель Н. В. Янушене Программа рассмотрена на заседании ЦК ГЦ Протокол №___от «___»_______20____г. Председатель ЦК _______________Н.В. Янушене Программа согласована «___»_________20_____г. Зам. директора по УПР ППТ _______________С.В. Веселов
УТВЕРЖДЕНА:
решением педагогического совета протокол №___ от «___»______20____г. Приказ №____от «___»_______20____г. Директор______________ Е.А. Будахина
Никель

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБ-

НОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕ-

НИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

12

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.03. Экологические основы природопользования
2

1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050144 Дошкольное образование, входящей в состав укрупненной группы специальностей 050000 Образование и педагогика.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образо

-

вательной программы.
Дисциплина ЕН.03. Экологические основы природопользования вхо - дит в состав математического и общего естественнонаучного цикла.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам осво -

ения дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины студенты должны уметь: - выделять экологические проблемы из спектра глобальных проблем; - видеть значимость решения экологических проблем; - понимать экологические проблемы, пути ликвидации экологических катастроф, последствия загрязнения окружающей среды; - приводить классификацию природных ресурсов; - понимать задачи мониторинга природной окружающей среды; - раскрывать причинно-следственные связи между деятельностью человека и влиянием последней на окружающую среду. В результате освоения учебной дисциплины студенты должны знать: - задачи, структуру экологии и природопользования; - современное состояние природной окружающей среды России, своего региона; - воздействие экологических ситуаций на человека, их прогнозирование и предотвращение; - взаимосвязь рационального использования природных ресурсов; - основные источники загрязнения природной окружающей среды; - классификация загрязнителей и пути их воздействия на человека; - историю становления Российского природоохранного законодатель - ства; - задачи и цели природоохранных органов управления и контроля; - виды юридической ответственности за экологические правонаруше - ния.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной

дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 57 часов в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 38 часов; - самостоятельной работы студента 19 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
3

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
57
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
38 В том числе: Лабораторные занятия Практические занятия 8 Контрольные работы
Самостоятельная работа студента (всего)
19 В том числе: Индивидуальное проектное задание Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 4

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.03. Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические задания, само- стоятельная работа студентов Объем часов Уровень усвоения 1 2 3 4
Введение

Содержание учебного материала:
2 1-2 1.Понятие и предмет экологии как учебной дисциплины 2.Задачи и цель экологии как учебной дисциплины. 3.Структура современной экологии
Раздел I. Состояние окружающей среды

Тема 1.1.
Взаимодействия че- ловека и природы.
Содержание учебного материала:
4 2 1. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы и диалектика это- го взаимодействия. 2. Основные закономерности и принципы природопользования. 3. Усиление антропогенных воздействий на природную среду. 4. Отрасли экономики, которые оказывают наиболее сильное негативное воздействие на окружающую среду и последствия этого воздействия. 5. Понятие мониторинга окружающей среды.
Практическое занятие:
1. Глобальные проблемы экологии. 1
Самостоятельная работа студентов
Систематическая проработка учебной и специальной литературы.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенный). Биосфера. Грани - цы биосферы, роль живого, переход биосферы в ноосферу. Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии. Влияние урбанизации на биосферу, разруше - ние озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и дру - гие. Пути их решения. 2
Содержание учебного материала:
3 2 5

Тема 1.2.
Природные ресурсы и рациональное природополь- зование. 1. Природные ресурсы и природоресурсный потенциал. 2. Минерально-сырьевая база: углеводородное, минерально-строительное, горно-техни- ческое и горнохимическое сырьё. 3. Перспективы развития и главные экологические проблемы. Охрана недр. 4. Природная вода, её круговорот и хозяйственное значение.
Практические занятия:
1. Ресурсообеспеченность стран мира отдельными видами минеральных ресурсов. 2. Выясните мировое потребление энергии. 3. Определите регионы страны, в которых производится наибольшая и наименьшая ин - тенсивность использования лесных ресурсов 2
Самостоятельная работа студентов
Систематическая проработка учебной и специальной литературы.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Окружающая среда. Объекты природной окружающей среды. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. Рациональное природопользование Взаимосвязь рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды 3
Тема 1.3.
Загрязнение окружа- ющей среды токсичными и ра- диоактивными веществами.
Содержание учебного материала:
4 2 1. Основные вещества загрязнители воды и их источники. Очистные сооружения и обо- ротное водоснабжение, способы очистки сточных вод. 2. Охрана растительного мира. Классификация, рациональное использование и вос- производство лесов . 3. Охрана редких и вымирающих групп животных. 4. Почва, её состав, строение и роль в круговороте веществ. 5. Естественная и ускоренная эрозия, система мероприятий по защите земель от эрозии. 6. Атмосфера, её строение и баланс газов. Антропогенное воздействие на атмосферу в родственных отраслях промышленности. 7. Основные мероприятия по охране воздуха. 6

Практическое занятие:
1. Построить график «Изменение среднегодовой температуры в атмосфере». 2. Построить столбиковую диаграмму «Показатели загрязнения атмосферы в России». 1
Самостоятельная работа студентов
Систематическая проработка учебной и специальной литературы.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнения биосферы. Мониторинг окружающей среды. Основные задачи мониторинга, классификация мониторинга. Экологические проблемы Мурманской области и пути их решения. 3
Тема 1.4.
Экологический кри- зис. Структура, причины.
Содержание учебного материала:
3 2 1. Понятие экологического кризиса. 2. Структура экологического кризиса. 3. Объективные, субъективные причины экологического кризиса. 4. Пути выхода из экологического кризиса: экологизация технологий производства, административно – правовое воздействие.
Практическое занятие:
1. Решение задач. 1
Самостоятельная работа студентов
Систематическая проработка учебной и специальной литературы.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Понятие экологического кризиса. Структура экологического кризиса. Объективные, субъективные причины экологического кризиса. Пути выхода из экологического кризи- са: экологизация технологий производства, административно – правовое воздействие. 2
Тема 1.5.
Экологический контроль. Экологическая экс- пертиза. Международное со- дружество в области охраны окружающей среды.
Содержание учебного материала:
3 2 1. Экологический контроль, экологическая экспертиза. 2. Факторы антропогенного воздействия, источники антропогенных воздействий. 3. Основные направления международного сотрудничества (Норвегия). 4. Международные организации и сотрудничество в деле охраны окружающей среды. 5. Перспективы экологического образования в Российской Федерации.
Практическое занятие:
1. Решение задач. 1 7

Самостоятельная работа студентов
Систематическая проработка учебной и специальной литературы.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Экологический контроль, экологическая экспертиза. Факторы антропогенного воздей- ствия, источники антропогенных воздействий. Основные направления международного сотрудничества (Норвегия). 2
Раздел II. Правовые вопросы экологической безопасности

Тема 2.1.
Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушаю- щих воздействий на природу.
Содержание учебного материала:
3 2 1. История Российского природоохранного законодательства. 2. Природоохранные постановления 1970-1990 гг., принятые законодательными органа- ми СССР. 3. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. 4. Нормативные акты по рациональному природопользованию. 5. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. 6. Международные соглашения, конвенции, договоры. 7. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.
Практическое занятие:
1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор. 1
Самостоятельная работа студентов
Систематическая проработка учебной и специальной литературы.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления 1970-1990 гг., принятые законодательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. Нормативные акты по рациональному природопользованию. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. Международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды. 3
Содержание учебного материала:
3 2 8

Тема 2.2.
Юридическая и эко- номическая ответственность за экологические правонаруше- ния. 1. Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окру- жающей среды. 2. Понятие об экологической оценке производств и предприятий, об экологическом пас- порте предприятий. 3. Правовые вопросы экологической безопасности
Практическое занятие:

1.
Работа с Красными книгами. 1
Самостоятельная работа студентов
Систематическая проработка учебной и специальной литературы.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружа- ющей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий, об экологи- ческом паспорте предприятий. Правовые вопросы экологической безопасности. 2
Тема 2.3.
Нормирование каче- ства окружающей природной среды.
Содержание учебного материала:
3 2 1. Понятие нормативного качества 2. Основные виды нормативного качества 3. Гражданско-правовая ответственность, применяемая к физическим лицам
Самостоятельная работа студентов
Систематическая проработка учебной и специальной литературы.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Понятие нормативного качества. Виды нормативного качества. Гражданско - правовая ответственность, применяемая к физическим лицам. 2 Дифференцированный зачет 2
Всего
57 9

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспече-

нию.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование кабинета: учебные места по количеству студентов; рабочее место преподавателя. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мульти- медиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной ли

-

тературы
Основные источники: 1. Арустамов Э.А., Баркалова Н.В. Экологические основы природо - пользования: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.-320 с. 2.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Издательство «Феникс», 2010.- 220 с. Дополнительные источники: 1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология, учебник для вузов – М.: ЮНИ - ТИ, 1999г. 2. Алексеев С.В. Экология. 9-11 классы, С-Пб.: СМНО Пресс, 1997г. 3. Воронцов А.И. Охрана природы.-М.: Изд., 2010.-137 с. 4. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Академия, НМЦ СПО, 2009.-187 с. 5. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность.-М.;Акаде - мия, 2009.-257 с. 6. Экология / учебное пособие под редакцией С.А. Боголюбова. М.: Из - дательство «Знание», 1997г. 10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуще - ствляется в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 1 2
Умения:
выделять экологические проблемы из спектра глобальных проблем; контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет видеть значимость решения экологиче - ских проблем; контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет понимать экологические проблемы, пути ликвидации экологических катастроф, по - следствия загрязнения окружающей сре - ды; контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет приводить классификацию природных ре - сурсов; контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет понимать задачи мониторинга природной окружающей среды; контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет раскрывать причинно-следственные связи между деятельностью человека и влиянием последней на окружающую среду. контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет
Знания:
- задачи, структуру экологии и природо - пользования; контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет - современное состояние природной окру - жающей среды России, своего региона; контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет - воздействие экологических ситуаций на человека, их прогнозирование и предот - вращение; контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет - взаимосвязь рационального использова - ния природных ресурсов; контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет 11
- основные источники загрязнения при - родной окружающей среды; контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет - классификация загрязнителей и пути их воздействия на человека; контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет - историю становления Российского при - родоохранного законодательства; контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет - задачи и цели природоохранных органов управления и контроля; контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет - виды юридической ответственности за экологические правонарушения. контроль и оценка выполнения само- стоятельной работы, дифференциро- ванный зачет 12