"Коррекционная работа с дошкольниками по подготовке к письму".

Автор: Семенова Олия Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ, детский сад № 95 Фрунзенского района
Населённый пункт: г.Санкт- Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Коррекционная работа с дошкольниками по подготовке к письму".
Дата публикации: 29.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение , детский сад№95 Фрунзенского района г.Санкт- Петербурга
Статья

Тема:
Коррекционная работа с дошкольниками по подготовке к письму. Автор: учитель – логопед Семенова Олия Михайловна. 2016г.

1.Аннотация
Дошкольное обучение и воспитание детей с различными видами речевых нарушений является составной частью системы образования и решает задачи комплексного развития, в соответствии с возрастными, индивидуально- психологическими и речевыми особенностями. Обучение детей с ОНР направлено на устранение речевого дефекта, на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Подготовка детей(5-6 лет) к письму, это один из сложных и важных этапов подготовки к школе.
2.

Содержание
Основные направления подготовки ребенка к обучению технике письма: 1) Гимнастика пальцев и кистей рук. 2) Развитие зрительно – моторных координаций. 3) Формирование элементарных графических навыков.
3.Введение
Дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов, у них совершенствуются зрительно-моторные координации, улучшается мелкая моторика. У дошкольников, с различными формами речевой патологии, происходит отставание в развитии этих процессов. В ходе коррекционной работы реализуются следующие задачи: 1) Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений. 2) Формирование правильного произношения. 3) Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря. 4) Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания. 5) Формирование связной речи. 6) Совершенствование пространственных ориентировок. 7) Развитие мелкой моторики рук, с использованием пальчиковых игр, обводки, штриховки, работа с бумагой, пластилином и т.д. 8) Развитие конструктивного праксиса: моделирования букв из палочек, ниток, семян и другие приемы учебного моделирования. 9)Формирование элементарных графических навыков . 10) Подготовка к обучению грамоте, знакомство с основными понятиями: (предложение, слово, слог, звук, буква), составление схем. 11) Обучение элементам грамоты.
4. Основная часть
Письмо - сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. Согласно данным физиологов - у детей 5, 6 лет слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение фаланг пальцев.
У детей с ОНР зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. На начальных этапах обучения письму ребята не видят в буквах элементов, не воспринимают букву, как единое целое. Направления работы по подготовке к обучению технике письма: - Гимнастика кистей рук, пальцев. - Развитие зрительно-моторных координаций. - Формирование элементарных графических навыков. Обращаю внимание на то, что вся эта работа проводится в комплексе. Необходимо продолжать развивать речевой слух детей, формировать действие последовательного выделения звуков из слова, совершенствовать произношение, развивать связную речь и психологические функции. (память, внимание, мышление, восприятие) Подготовку к обучению письму необходимо вести во всех направлениях. Гимнастика для рук, пальчиков проводится каждый день, в начале или середине занятия по подготовке к обучению грамоте. Некоторые упражнения дети выполняют на занятиях с воспитателями. Занимаясь физкультурой, ребята тоже развивают общую и мелкую моторику. Постоянно поддерживается связь со всеми специалистами. В своей работе я использую систему упражнений И. Ф. Марковской и Е.А. Екжановой, а также добавляю модифицированные упражнения и игры на развитие мелкой моторики. Гимнастика рук начинается с разминки пальчиков: сжатие пальчиков в кулак и расслабление кисти: кулак - ладонь ладонь - кулак кулак - ребро-ладонь Для тренировки силы движений кисти, используются резиновые игрушки. Затем даю детям игры и упражнения на расслабление пальцев и кистей рук. Игры: 1. «Покажи пальчиками зайчика» (мишку, белку) 2. «Красим стену» движение кисти вверх-вниз, вправо- влево. 3. «Гусь» - локти на столе, пальчики сложены в виде клюва (гусь пьёт водичку) 4. «Погладим собачку» Дети рукой гладят воображаемую собачку. (Головка, спинка, хвостик) 5.«Погладим кошку» (то же самое движение, но с меньшей амплитудой) 6.«Играем на пианино »Движением пальчиков дети копируют игру на пианино. 7.«Играем на балалайке» Движением пальчиков дети копируют игру на балалайке. 8.« Солим суп». Локти опираются о стол, пальчики обеих рук воспроизводят соответствующие движения. Использую много других игр и упражнений, описанных в литературе по развитию мелкой моторики.

Развитие зрительно-моторных координаций и

формирование графических навыков.
Работа проводится в следующих направлениях: 1 .Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы, величины. 2.Расширение объёма и уточнение зрительной памяти. 3.Формирование пространственных представлений. 4.Развитие зрительного анализа и синтеза. С целью развития зрительного гнозиса, дети выполняют такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечёркнутые контурные изображения. В подготовительной группе задания усложняются. Детям предлагаются задания на узнавание букв: найти букву среди ряда других букв, обвести контуры букв, добавить недостающий элемент. Для развития зрительной памяти использую игры на запоминание: 1. Игра «Чего не стало?» 2. Игра «Что изменилось?» 3. Игра «Запомни буквы, цифры» 4. Игра «Кто спрятался?» В процессе формирования пространственных представлений провожу работу в следующей последовательности: 1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку. 2. Определение пространственных соотношений, находящихся сбоку. 3. Определение соотношений между 2-3 предметами. В подготовительной группе задания усложняются. Уточняется расположение фигур и букв. Развивается зрительный анализ и синтез. Различие смешиваемых букв в следующей последовательности: дифференциация букв в слогах, словах, предложениях. Для развития зрительно - моторных координаций даю специальные упражнения. Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал форму и пропорции любого графического элемента, умел его правильно располагать на линии. Копирование фигур, моделирование из деталей - прекрасная тренировка зрительно - моторной координации. Многие трудности обучения связаны с тем, что ребёнок не способен воспринимать расположение фигур в пространстве. Способность вести руку по необходимой траектории лучше тренировать на «больших» движениях, можно рисовать волны, спирали. Хороша в этом случае и штриховка . ( правая, левая, сверху вниз, слева направо) На первом этапе выполнять задания по образцу. Довольно часто трудности обучения письму связаны с плохой способностью воспринимать и различать фигуры, буквы. Для тренировки этой способности можно использовать такое задание: найти круги (треугольники, квадраты) и обвести их разным цветом. Очень эффективно для закрепления зрительного образа буквы, понимания её составных частей, графических элементов, специальное лото, где каждый квадрат - часть буквы, разрезанной и по горизонтали и по вертикали. Лото можно сделать из бумаги, картона. Хорошей тренировкой, для запоминания формы букв и соотношения её пропорций, может быть игра со шнурком, ниткой. Задание: « Разложи шнурок так, чтобы получилась буква» Игры с буквами, их перестановка, узнавание, дают ребёнку свободу в действиях, побуждают к творчеству.
Одновременно при этом тренируется способность планировать своё движение. Для того чтобы научиться «вести» руку, можно предложить «раскрутить» спираль вправо и влево. Можно рисовать волны. С большой охотой дети нанизывают мелкие, специально приготовленные детали или пуговицы различной величины, формы, цвета. Сначала можно нанизывать детали на шнурок, это легче. Потом шнурок можно заменить на более толстую шерстяную или синтетическую нить, конец которой придётся каждый раз скручивать, а это дополнительная тренировка. Используя фигуры разной формы, цвета, варьируя задания «выбери 6 круглых фигур красного цвета, 5 зелёных...», можно одновременно учить различать форму, цвет, классифицировать, запоминать последовательность, считать. Очень полезно доставать фигуры из ящика вслепую, наощупь. . Часто трудности обучения письму связаны с плохой способностью воспринимать и различать фигуры, буквы, запоминать конфигурацию буквы, соотношение её элементов.. Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради). У детей шести лет формируются более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний), правый верхний (правый нижний) угол; учу аккуратно, соблюдая одинаковые интервалы, располагать предметы в одинаковом направлении. Полезно проводить зрительные диктанты на расположение фигур на листе, упражнять в составлении композиций, с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Рекомендуется проводить игры: «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя», «Пробеги по дорожке», «Дорисуй букву» и др. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5- 7 минут. На начальном этапе обучения письму, дошкольникам требуется много времени, чтобы осознать свои действия, затем закрепить их правильное выполнение. У каждого ребенка свой темп письма. При формировании графического навыка важна правильность выполнения, а не скорость.
5. Заключение
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь хороших результатов, кисть приобретает хорошую подвижность, «гибкость», исчезает скованность, пальцы хорошо держат ручку или карандаш. Комплексный подход к коррекционному обучению детей с общим недоразвитием речи позволяет добиться успехов в развитии и готовит детей к обучению в школе.
6Литература

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.,1985. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников М.,1989. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.,1985. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В. И. Селиверстова. М.,1987. Выпуск 2. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.,1985. Логопедия/Под ред. Л. С. Волковой. М.,1989. Основы теории и практики логопедии .Под ред. Р. Е. Левиной. М.,1968. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984. Ильина М.Н. Подготовка к школе. СПб.,1998. Марковская И. Ф. Системный анализ высших корковых функций М. Педагогика.1982.