"Музыка и сказка"

Автор: Трифонова Любовь Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГОУ РК "Специальная (коррекционная) школа №42" г.Воркута
Населённый пункт: Коми РК г. Воркута
Наименование материала: Конспект урока музыки
Тема: "Музыка и сказка"
Дата публикации: 30.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Автор: учитель музыки

высшей квалификационной категории

Трифонова Л.Н.

2016 год


«Д

ЕТИ

ДОЛЖНЫ

ЖИТЬ

В

МИРЕ

КРАСОТЫ

,

ИГРЫ

,

СКАЗКИ

,

МУЗЫКИ

,

ФАНТАЗИИ

,

ТВОРЧЕСТВА





В.А.

С

УХОМЛИНСКИЙ
В наш стремительный век инноваций современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности. Способность к творчеству становится чертой личности человека, т.е. креативностью. В данной методической разработке отражены потребности педагога в применении новых технологий, методик преподавания уроков музыки. Отличительной чертой уроков музыки является обязательное единство эмоционального и сознательного, каждый элемент урока должен вызывать активное, заинтересованное отношение детей к музыке. Данный урок музыки организован таким образом, чтобы максимально способствовать реализации образовательных, воспитательных и коррекционно- развивающих задач, вовлекая обучающихся в процессе творчества. Учебная деятельность, содержание учебного материала, учебного инструментария носят системно-деятельностный подход, что способствует формированию и развитию универсальных учебных действий. Форма урока: урок-сказка. Тип урока: объединенный (комбинированный) урок - повторение и проверка пройденного, изучение и закрепление новых знаний. Применяемые технологии: технология развития процессов восприятия; технология развития ассоциативно-образного мышления; технология развития познавательных интересов; здоровьесберегающая технология; технология развития аналитических навыков; ИКТ. Тема урока «Музыка и сказка» вводит учащихся в особый детский сказочный мир, мир творческих мыслей и чувств. Таким образом, через сказочные образы происходит знакомство с классическим наследием композитора-сказочника Н.А. Римского-Корсакова, с творчеством русского поэта А.С. Пушкина, на примере его «Сказки о Царе Салтане».
В соответствии с программой по учебному предмету учащиеся углубляют знания о творчестве композитора Римского-Корсакова, о роли музыки в сказке Пушкина, о художественных, поэтических, музыкальных образах и средствах музыкальной выразительности. Урок построен таким образом, чтобы воздействовать на чувства ребенка, помочь учащимся проанализировать, осмыслить, обобщить, сравнить несколько видов искусств, найти в них общее и различное. Ребята приобретают навыки работы в группе, в паре, учатся классифицировать учебный материал. Чтобы обучающиеся могли с удовольствием проявлять свои творческие способности и ощущали уверенность в своих силах, свою значимость в урок включены творческие задания. Методика проведения урока содействует гармоничному сочетанию нового и пройденного материалов, что способствует созданию условий для его последовательного усвоения. превратить урок искусства в диалог разных видов искусств: музыки, поэзии, и живописи.
воспитательные:
обогащение внутреннего мира обучающихся, соединив воедино несколько видов искусства: музыку, литературу, живопись; воспитание интереса к творчеству русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, поэта А.С. Пушкина, художника М. Врубеля; пробуждать добрые чувства, чувство прекрасного чувства патриотизма, культуры поведения, уважения к народным традициям; создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе.
образовательные:
расширение кругозора детей новыми знаниями о творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, поэта А.С. Пушкина, художника М. Врубеля; активизация мотивации к изучению культурных традиций народа через приобщение к музыке, литературе, живописи; формирование правильной самооценки, уважительного отношения друг к другу, к самому себе.
коррекционно-развивающие:
развитие образных представлений на основе музыки Римского-Корсакова «Три чуда», сказки А.С. Пушкина, живописи М. Врубеля.
развитие уровня самооценки учащихся, смекалки, логического мышления, эмоционально-волевой сферы; развитие музыкальной памяти, словарного запаса, навыка анализа музыкальных произведений, коммуникативных умений; развитие образного и ассоциативного мышления, творческих навыков: фантазии, воображения в различных видах музыкальной деятельности; формирование художественно-эстетического вкуса, духовности, креативности.
Результативность данной методической разработки заключается в
: обогащении внутреннего мира обучающихся через знакомство с различными видами искусства: музыкой, литературой, живописью; формировании правильной самооценки, уважительного отношения друг к другу, к самому себе; формировании художественно-эстетического вкуса, духовности, креативности. фрагмент песни «Приходи сказка» музыка В. Дашкевича; фрагмент из балета «Щелкунчик», «Танец Феи Драже», музыка П.И. Чайковского; фрагмент из сюиты «Три чуда», «Полет шмеля», музыка Н.А. Римского-Корсакова; видеоряд: «Белка», из сюиты «Три чуда», музыка Н.А. Римского-Корсакова; видеоряд: «33 богатыря», из сюиты «Три чуда», музыка Н.А. Римского-Корсакова; видеоряд: «Царевна-Лебедь», из сюиты «Три чуда», музыка Н.А. Римского- Корсакова; песня: «Здравствуй, Родина моя», музыка Ю. Чичкова; «Во саду ли в огороде», русская народная песня. мультимедиа проектор, компьютер, презентация; дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды на тему «Сказка», картина художника М. Врубеля «Царевна-Лебедь»); портреты Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Пушкина; карточка с буквами для определения темы урока; карточки-таблицы с иллюстрациями, для заполнения музыкальных образов героев музыкальной сюиты «Три чуда»; афиша, иллюстрации, клей;
шумовые музыкальные инструменты: трещотки, ложки деревянные, бубны; платочки, балалайки; поощрительные карточки «Радуга звуков», вручаются в ходе урока; карточки с оценками; цветик - семицветик для самооценки музыкальной деятельности, магниты.

Показ презентации

Слайд 1

1. Организационный момент.
Под фрагмент песни «Приходи сказка» музыка В. Дашкевича, в класс входят учащиеся.
У.:
Ребята, обратите внимания как много у нас на уроке гостей, пожалуйста, приветствуйте наших учителей.
Учащиеся:
Я, ты, он, она, вместе школьная семья. В школе знаний мы друзья, здравствуйте, учителя!
У.:
И мы вас приветствуем, ребята! Давайте перенесёмся в страну весёлых мультяшек и получим заряд здоровья и положительных эмоций!
Слайд 2

Музыкальная разминка

2. Актуализация знаний.

У.:
Молодцы ребята, вижу, появились улыбки на ваших лицах, мне нужно, чтобы вы были активны на уроке и в хорошем настроении, сегодня я приготовила для вас призы и назвала их «Радуга звуков». Если вы даете полный правильный ответ, «Радуга звуков» переходит к вам. В конце урока мы посмотрим, кто из вас знаток музыки, кто был активным на уроке. Итак, настраиваемся слушать музыку.
Слайд 3

Звучит фрагмент из балета «Щелкунчик»,
музыка П.И. Чайковского
У.:
Легкими шагами, завораживая нас своей красотой, своим волшебством, своей фантазией к нам явилась...
Предполагаемые ответы у.:
Сказка.
У.:
Почему вы ответили сказка? Какую музыку вы услышали? Как она называется?
Предполагаемые ответы у.:
Мы услышали волшебную, сказочную музыку. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
У.:
Молодцы (призы). Сказки любят все, и взрослые, и дети! А вы читаете сказки? Хочу в этом убедиться. Определите, пожалуйста, из какой сказки данный фрагмент? Он над ней жужжит, кружится, (аудиозвучание голоса учителя) Прямо на нос к ней садится. Нос ужалил богатырь, На носу вскочил волдырь.
У.:
Кто готов ответить? Из какой сказки фрагмент? О чем рассказывает автор сказки?
Предполагаемые ответы у.:
«Сказка о царе Салтане». Царевич превратился в шмеля…

У.:
Назовите, пожалуйста, автора сказки.
Предполагаемые ответы у.:
А.С. Пушкин.
У.:
А.С. Пушкин (портрет на доске). С помощью чего создает свой образ поэт?
Предполагаемые ответы у.:
С помощью слова и пера.
У.:
Сейчас вы прослушаете фрагмент знакомого вам музыкального произведения, вспомните его название, обратите внимание, какие инструменты главные, солирующие.
Слайд 4

Слушание: «Полет шмеля»,
музыка Н.А. Римского-Корсакова. Итак, кто вспомнил название пьесы?
Предполагаемые ответы у.:
Пьеса называется «Полет шмеля», композитора Римского – Корсакова.
У.:
Что изображает музыка? Что вы представили, прослушав эту музыку?
Предполагаемые ответы у.:
Музыка изображает полет, движение.
У.:
Какой музыкальный инструмент главный, слышится сильнее других?
Предполагаемые ответы у
.: Главный инструмент балалайка.
У.:
Какой оркестр исполнил музыку?
Предполагаемые ответы у.:
Музыку исполнил оркестр русских народных инструментов.
Слайд 4

У.:
Проверяйте правильность своих ответов. Молодцы, ребята! Какая профессия у музыканта, который руководит оркестром?
Предполагаемые ответы у.:
Профессия дирижер!
У.:
Обратите внимание на костюмы музыкантов, они красные, голубые и белые! Вам что нибудь это напоминает?
Предполагаемые ответы у.:
Флаг России.
У.:
Молодцы ребята! Оркестр русских народных инструментов музыкальный символ нашей страны, музыканты выезжает на гастроли с концертами в разные уголки мира и языком музыки рассказывают о нашей России.
3. Постановка темы и проблемы урока.

У.:
Обратите внимание на доску, что вы видите?
Предполагаемые ответы у
.: Мы видим буквы.
У.:
Сложите заглавные буквы и прочитайте, какие слова получились?
МУЗЫКА И СКАЗКА!
Замечательно! Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
Предполагаемые ответы у
.: О музыке и сказке.
Тема урока: «МУЗЫКА И СКАЗКА»
(на доске)

У.:
Ребята, как вы думаете, есть ли связь между музыкой и сказкой?
Предполагаемые ответы у.:
Музыка делает сказку красивой, волшебной…сказочной.
У.:
Да музыка живет с нами везде в пении птиц, в шуме дождя, и в журчании весеннего ручейка… Все эти удивительные звуки мы должны уметь слышать и слушать, удивляться и радоваться им. Как вы думаете, где все эти звуки оживают, становятся волшебными?
Предполагаемые ответы у.:
В сказках.
4. Составление проекта решения проблемы.
Творчество, какого композитора-сказочника мы изучаем?
Предполагаемые ответы у.:
Творчество Н.А. Римского - Корсакова.
У.:
Когда Римский-Корсаков прочел сказки Пушкина, он воскликнул: «Что за прелесть эти сказки». Композитору тут же захотелось оживить звуками, изобразить музыкой образы сказочных героев «Сказки о царе Салтане. Свою музыку Николай Андреевич назвал: «Три чуда».
У.:
Интересно, какими же чудесами полна музыка, какими средствами музыкальной речи рассказывает композитор, хотите узнать? Будем вместе в этом разбираться. А чтобы это узнать, мы будем слушать музыку, стихи, анализировать, сравнивать, находить одинаковое и разное в музыке, стихах и картине, учиться высказывать свое мнение, не перебивая друг друга и выполнять другие интересные задания.
У.:
Ваш товарищ прочтет строки из сказки
,
послушайте, как словом изображает свое чудо поэт.
Ученик:
Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом. Белка там живет ручная, Да затейница, какая! Белка песенки поет, Да орешки все грызет.
У.:
Как словом изобразил белочку А.С. Пушкин?
Предполагаемые ответы у.:
Веселая, проворная, затейница, певунья.
У.:
Посмотрите и прослушайте как Римский–Корсаков, передает музыкальный образ белочки? Обратите внимание на характер и темп музыки.
Слайд 5

Видеофрагмент «Белка»
музыка Н.А. Римского-Корсакова
У.:
Каким характером наделил белочку композитор?
Предполагаемые ответы у.:
Характер веселый, легкий, подвижный…
У.:
Какой темп музыки?

Предполагаемые ответы у.:
Темп средний.
У.:
Как вы думаете? Почему белку можно назвать чудом?
Предполагаемые ответы у.:
Грызет орешки золотые, танцует весело.
У.:
А еще ребята, композитор колокольчиками передает сказочность, волшебство этой музыки , как будто сверкают изумруды.
У.:
Под какую песенку танцевала Белочка?
Предполагаемые ответы у.:
под русскую народную песню: «Во саду ли в огороде».
У.:
И наряд надела народный! Это говорит о том, что сказки и песни писались для народа и о народе.
У.:
Ребята, а в музыке и стихах образы белочки похожи или нет?
Предполагаемые ответы у.:
да, они совпадают. И в музыке, и в стихах белочка, затейница, плясунья, грызет золотые орешки.
У.:
Русский народ любил петь, танцевать. Давайте и мы с вами исполним эту русскую песенку. Передайте игривый, шуточный характер, следите за дикцией, хорошо пропевая каждое слово песни.
Исполнение песни: «Во саду ли в огороде», р.н.м.
(стоя) (работа над вокально-хоровыми навыками)
У.:
Предлагаю нам всем исполнить творческую пляску, под аккомпанемент народных инструментов. Все ребята выходите, поиграйте, попляшите.
Слайд 6

Творческая пляска. Детский оркестр.
(платочки, балалайки, трещотки, бубны, ложки, колотушки) (дети садятся)
У.:
Понравилось вам, ребята? И мне понравилось, молодцы. И вновь все внимание на экран. О чем же мы узнаем в следующем фрагменте? Пожалуйста, смотрите и слушайте внимательно, как музыка Римского-Корсакова передает следующее чудо. Если услышите звучание знакомых инструментов, изобразите, как на них играют.
Слайд 7

Видеофрагмент «Три Богатыря»,
музыка Н.А. Римского-Корсакова
У.:
Что за сигнал мы услышали в начале?
Предполагаемые ответы у.:
Фанфары! Какой инструмент вы изображали? Труба.
У.:
Кто определил, какой музыкальный жанр звучал?
Предполагаемые ответы у.:
Марш.
У.:
Какими вы увидели и услышали богатырей? Как композитор изобразил богатырей?

Предполагаемые ответы у.:
Музыка рассказала о мужестве и силе богатырей, слышится шум моря.
У.:
Слышится поступь шага витязей-богатырей, идут сильные, храбрые, великаны.
У.:
Молодцы, именно такой образ богатырей и задумал поэт.
У.:
Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря!
У.:
Ребята, какое чудо вы увидели и услышали?
Предполагаемые ответы у
.
:
Второе чудо - 33 богатыря.
У.:
Богатыри – это защитники нашей Родины, давайте подарим им песню о нашей Родине. Пойте дружно, весело, слушайте музыку.
Песня: «Здравствуй, Родина моя», музыка Ю. Чичкова
(1куплет исполняют мальчики, 2 куплет – девочки, 3 куплет – все)
У.:
Вы старались, молодцы, исполнили выразительно, как настоящие артисты.
Слайд 8

У.:
Посмотрите на картину, это сказочный образ девушки-птицы, художник М. Врубель. Вы уже сказали, что писатель создает образ с помощью слова, композитор - с помощью музыкальной речи, а с помощью чего создает свой образ художник? (кисти и красок). Посмотрите, как художник изобразил сказочный образ. Волшебная – девушка – птица, плывущая к далекому берегу. Девушка оборачивается, её нежное лицо печально, глаза светятся грустью. Лучи солнышка играют на нежном оперении. 1. Как вы думаете, какое настроение передает художник? Предполагаемый ответ у.: печаль, грусть. 2. Фон, на котором изображена царевна? Предполагаемый ответ у.
:
краски темные, мрачные. 3. Портрет царевны (глаза, лицо, одежда)? Предполагаемый ответ у.: глаза печальные, грустные, лицо красивое, молодое, перышки переливаются! 4. Что понравилось в картине? Предполагаемый ответ у.: царевна красивая, молодая и др.
У.:
Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть. Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает… Вот так с помощью слов Пушкин описал красоту и сказочность Царевны-Лебеди.
Давайте послушаем и посмотрим, как с помощью музыки композитор передает образ Царевны-Лебеди.
Слайд 9

Видеофрагмент « Царевна-Лебедь»
, музыка Н.А. Римского Корсакова (выключение видеопроцессора)
У.:
Какой образ царевны возник у вас?
Предполагаемые ответы у.:
Печальная, грустная и в то же время в музыке слышится радость…
У.:
Какие разные образы возникли у вас. Спасибо, ребята!
У.:
Что же еще передает музыкой Н.А. Римский-Корсаков? Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, вольно, широко, звуки музыки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. Слышится таинственное превращение лебедя в царевну.
Что общего между картиной, стихами и музыкой?

Предполагаемые ответы у.:
Везде изображена царевна лебедь.
У.:
А чем они отличаются?
У.:
На картине у художника она грустная, печальная, красивая, у Пушкина в стихах она сказочно красивая, волшебная, вспомните, как он сказал о ней: «Что не можно глаз отвесть…» А в музыке, она какая? Как музыка передает её состояние? Какое оно, встревоженное, и в то же время слышится радость. Представьте, что Лебедь превратится в царевну и встретится с царевичем, а это волнительное чувство.
У.:
Для того чтобы люди не переставали любить музыку, учились слушать её, мы с вами составим афишу-приглашение на концерт, где будет звучать сказочная музыка «Три чуда». Афиша – это красочно оформленная реклама.
Составление афиши
(работа в группе) Остальные ребята заполняют таблицу, работают в парах.
Заполнение таблицы
(работа в парах) (Дифференциация заданий по степени сложности). Не забывайте оценить себя.
Оценка выполненных заданий

5. Подведение итога урока.

У.:
Итак, ребята, вспомните, о чем мы сегодня говорили, как наш урок называется? Какие два главных слова вы запомнили?
Предполагаемые ответы у.:
Сказка и музыка.
У.:
О чем мы сегодня узнали?

Предполагаемые ответы у.:
О трех чудах, вспомнили стихи Пушкина, прослушали музыку Н.А. Римского-Корсакова.
У.:
Чему научились?
Предполагаемые ответы учащихся с помощью учителя:
Научились рассказывать о музыке, анализировать, высказывать свое мнение, сравнивать стихи, музыку, картину, т.е. разные произведения искусства, находить в них одинаковое и разное, а главное мы учимся слушать и слышать музыку. И опять мы услышали, что музыка основана на трех музыкальных жанрах - песня, (лебедь) танец (белочка) и марш (33 богатыря).
6. Рефлексия.

У.:
Ребята, я вас попрошу оценить свою деятельность на уроке, подсчитайте свои радуги звуков и поставьте себе оценку за работу на уроке, карточки с оценками находятся у каждого на парте. Если работали в полную силу, поднимите - 5. Если ошиблись один, два раза – 4. Если были не совсем активны и допускали ошибки -3.
У.:
Какие молодцы! Вы показали хорошие знания! И оценили себя справедливо. Ребята, подскажите мне, что это за цветок?
Предполагаемые ответы у.:
Цветик - семицветик.
У.:
Да, это наш помощник на уроках, о чем он нам рассказывает?
Предполагаемые ответы у.:
о музыкальной речи - о мелодии, о темпе, о ритме…
У.:
Сегодня он вам поможет определить: если урок вам понравился, возьмите магнитик и прикрепите красный лепесток к сердцевине цветка на доске. Если кому-то было трудно, то зеленый. А если урок не понравился, то синий. (дети прикрепляют лепестки на доске) Спасибо за урок, молодцы, вижу, урок удался, цветик получился ярким.
У.:
Дома попробуйте себя в роли художников: изобразите красками то, что изобразил Н.А. Римский-Корсаков в музыке. Нарисуйте героя музыкальной сказки: «Три чуда», понравившегося вам больше всего… А вам, ребята другое задание, попробуйте изобразить образы по заданному образцу. (Дифференциация заданий по степени сложности). Сегодня мы с вами побывали в сказке, а в сказке всегда побеждает добро и как знак доброты, сегодня всем ставлю «5» за работу на уроке. Спасибо за работу на уроке. Я хочу, чтобы сказка жила рядом с вами, а музыка воодушевляла на добрые дела. До новых встреч с музыкой! Выход из класса, под фрагмент песни: «Приходи сказка» музыка В. Дашкевича.