Автор: Царькова Галина Николаевна Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Магистральнинская СОШ № 2"
Населённый пункт: п.Магистральный, Казачинско-Ленский район, Иркутская область
Наименование материала: эссе
Тема: "Моя педагогическая философия"
Эссе на тему: «Моя педагогическая философия»
У учителя спрашивают:- Назовите три причины, по которым вы любите свою
работу? -
Июнь, июль, август...
Все начиналось именно так. Вы спросите: «Когда и что начиналось»? Я отвечу предельно
честно: « В мои 17 лет... Выбор профессии». На семейном совете приняли решение. Во-
первых, профессия должна «кормить во все времена и при любой власти» (сейчас это
принято называть «востребованность на рынке труда»). Во-вторых, профессия должна быть
полезна не только другим, но и собственной семье (например, врач в семье - залог
качественного лечения). Ну и наконец, профессия как возможность развития личных
качеств, интересов, возможностей. Сложив все компоненты, получили: «Учитель».
Аргументы за:
Во- первых, покажите мне учителя, который остался без работы.
Во- вторых, собственные дети от семи до семнадцати всегда рядом, (а в моем случае и
дольше, ведь старшая дочь учитель, и мы опять вместе идем в школу).
В - третьих,
школа – это вечная молодость, постоянное
движение вперёд. Она даёт
возможность развиваться творчески и духовно. Профессия учителя уникальна, она всегда
востребована и всегда - июнь, июль, август…
И вот желанный диплом в руках, да еще диплом «историка», да еще в какие времена? На
первом курсе «Партия – наш рулевой», на пятом «…Мы наш, мы новый мир построим»,
старый-то оказался неправильным). Что делать? Чему учить и как учить школьников на
уроках истории? («математики-счастливчики»). И тогда я решила быть не просто учителем, а
учителем-воспитателем, способным не только передавать знания, но и преподносить их
эмоционально и чувственно, чтобы каждое слово было значимым, а сложная, неоднозначная
история, должна закладывать в моих учениках основы морали, патриотизма, гуманности. Я
признаю свою работу полезной, если мои ученики, помимо знаний, учатся любить и
ненавидеть, учатся отличать добро от зла, учатся поступать по чести и совести. Сказано-
сделано! Сделан школьный театр «Пилигрим». Он - то и помог мне найти заветную тропинку
к мастерству учителя-воспитателя, тропинку к детским сердцам. Мы – подружились (сейчас
это называют субъект - субъектными отношениями). Постепенно эти отношения
переместились из актового зала в учебный класс, и начался спектакль длиною в двадцать лет.
За эти годы случалось всякое: были удачи и разочарования, были многочисленные
методические рекомендации и указы, реформы, старые и новые образовательные
стандарты… Но никакие стандарты не в силах сделать наше образование лучше, если в
школах будут работать равнодушные люди, если иссякнет в учителе вдохновение.
Настоящему учителю без вдохновения - никуда!
Первый источник моего вдохновения -
общение с детьми. Второй источник моего вдохновения – опыт и энтузиазм коллег. Третий
источник моего вдохновения - общение с современными педагогическими технологиями. К
третьему источнику вдохновения неплохо бы добавить реальные усилия государства,
поддерживающих людей, которые, как и власть, заинтересованы в развитии
интеллектуального потенциала своей страны.
Настоящий учитель живет в своей профес
сии! Он ежедневно оттачивает свое мастерство,
делая это незаметно . Очень точно об этом написал известный писатель С.Л. Соловейчик:
«Учитель - артист, но его слушатели и зрители не апло
дируют ему. Учитель - скульптор, но
его труда никто не видит. Учитель - врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и
далеко не всегда хотят лечиться».
Я часто задумываюсь, чем измерить пользу моего учительского труда? В какую систему
единиц её можно перевести? Как определить количество побед и поражений? Может
подсчитать качество знаний? А может измерить уровень детской воспитанности? Все эти
величины не дают гарантии дальнейшей успешности ребенка в жизни. Ответ на эти вопросы
может дать только бескомпромиссное завтра. И я продолжу свой путь дальше, ведь
профессия учителя всегда будет идти в ногу со временем, а. может быть, даже и на шаг
впереди. И будут опять долгожданные июнь, июль, август и будет опять Первое сентября!