"Интерактивные формы взаимодействия с семьями воспитанников"

Автор: Бычек Лилия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7
Населённый пункт: город Снежногорск, Мурманской области
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: "Интерактивные формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Дата публикации: 30.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИ

ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК

МБДОУ № 7 «ПИНГВИНЕНОК»

Доклад из опыта работы:

«Интерактивные формы взаимодействия

с семьями воспитанников».

Подготовила:

Воспитатель: Бычек Л.В.

Г. Снежногорск

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». (В.А.Сухомлинский) Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. Как показывает практика, сегодня, большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания. В результате чего усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка, что негативно сказывается на познавательно-речевом, эмоциональном развитии, двигательной деятельности ребенка. Традиционные формы сотрудничества с семьями, такие как родительские собрания, утренники, спортивные соревнования, музыкальные развлечения и праздники, групповые и индивидуальные консультации и др., не в полной мере решают эти вопросы. Учитывая современные подходы к этой проблеме, мы пришли к решению, что при взаимодействии с семьями воспитанников необходимо использовать активные и интерактивные формы и методы взаимодействия. Основная
цель
всех видов интерактивных форм сотрудничества с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Для нас, наиболее эффективной и интересной интерактивной формой организации совместной деятельности с родителями воспитанников стало создание детско- родительского клуба «Дружная семейка». Основными направлениями деятельности Клуба явилось: 1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через семинары- практикумы, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, основанные на игровом взаимодействии родителей с детьми, дискуссии, круглые столы и др. 2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий Работа по созданию Клуба проходила в несколько этапов. Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Особое внимание уделяли изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей. Для этого посетили семьи на дому, изучили карты здоровья детей, провели анкетирование и беседы с родителями, для выявления индивидуально-личностных особенностей детей. Исследование показало психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Также были отмечены нарушения личностной и эмоциональной сферы, как дошкольников, так и их родителей.
В ходе второго этапа было разработано Положение о Клубе, план работы (может изменятся). При организации заседаний используем разнообразные формы и методы: Досуги, семейные праздники, деловые игры, «Круглые столы», видеогостиные, дискуссии, в ходе которых решаются педагогические ситуации, обсуждается опыт семейного воспитания, мастер-классы, деловые, ролевые, имитационные игры и др. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общеизвестностью в целом. Но организация досугов также вызывает и определённые трудности: Прежде всего, необходимо найти единомышленников, как в среде воспитателей, так и в родительской среде. Для проведения заседаний привлекаем к участию специалистов ДОУ: музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре. Клуб «Дружная семейка» существует второй год. За это время были проведены заседания на следующие темы:  «Добро пожаловать в детский сад» (познакомились с детским садом, обсудили вопросы адаптации ребенка к условиями дошкольного учреждения);  Игровая программа «Всё начинается с мамы!» (посвящённое «Дню Матери»)  Круглый стол «Юные писатели» (разработали план по участию в XVIII конкурсе детской и семейной рукописной книги «Юность нового века», выбрали тему)  Новогодние посиделки на тему: «Мы играем и поём, вместе весело живём» (были предложены игры для детей 5-7 лет).  Семейный спортивный праздник под названием «Аты-баты, шли солдаты»  Семинар - практикум «Мама, папа, я – читающая семья»  Видеогостиная «Я играю целый день, мне играть совсем не лень» (просмотрели видеофильм «Один день в детском саду»)  Дискуссия «Хорошо ли ребёнку в детском саду?» (обсудили результаты работы клуба и его эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка)  КВН «Осенние фантазии» (Встреча проходила в форме увлекательной игры КВН, где ходе выполнения заданий участники поделившись на команды, соревновались в знаниях осенней природы, в умении проявить свой интеллект, смекалку и находчивость).  День добрых дел «Скажем спасибо» (посвящённое Дню Пожилого человека)  Игровая программа «Мама и я – лучшие друзья» (посвящённое Дню Матери)
До конца учебного года планируем провести:
 «Весёлые старты» (февраль)  Интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» (на тему: «Готовность ребёнка к школе»)  «До свидания, детский сад» (Выпускной вечер) В рамках Клуба организуем
«Выставки совместного творчества»
с презентацией изделий:  «Выставка кормушек и скворечников». (Ребята демонстрировали изготовленные с папами и дедушками кормушки и скворечники)
 «Весеннее настроение» (Корзинка с цветами, изготовленными руками мам и детей создала весеннее настроение и долго украшала раздевалку нашей группы).  «Игрушки своими руками» (ребята вместе с мамами и папами мастерили игрушки на ёлку).  «Книжки – самоделки»  Выставка поделок из природного материала на тему: «Осенние фантазии».  «Мой весёлый снеговик с детства к холоду привык».  Выставка рисунков на разные темы: «Имею право», «Мир сказок», В целях повышения активности родителей в работе Клуба большая роль отводится наглядной информации: К каждому заседанию вместе с ребятами оформляем красочные пригласительные билеты. В конце каждой встречи для пополнения «Семейной копилки» родителям вручаются буклеты, представляющие собой рекомендации, шпаргалки по воспитанию детей («Возрастные особенности детей 5-6, 6-7 лет»», «Как отвечать на детские вопросы», « Если ребёнок часто обманывает?», «Игра в жизни ребёнка», «Компьютер – за и против»). Каждого родителя отмечаем грамотой, дипломом, проговариваем слова благодарности за участие в мероприятии. Ежемесячно оформляем папки-передвижки, которые представляют собой советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей. Темы публикаций выбираем по запросу родителей. Периодически размещаем фотовыставки «Из жизни группы» на страницах сайта детского сада. Все мы знаем, что без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных интерактивных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка, в жизни детского сада. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Литература.
Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с. Доронова Т.Н., Гризик Т.Н., “Вместе с семьей” изд. “Просвещение” 2005г С.В.Чиркова «Родительские собрания в детском саду» Алынина Р.С. Детско-родительский клуб. - Справочник старшего воспитателя. - 2009. - №1. - с. 66. Личный фото-архив Интернет ресурсы