Литературное чтение 4 класс "Два мира ВАньки Жукова"

Автор: Оксанен Валентина Васильевна
Должность: учительначальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Восяховская СОШ.Образовательный центр"
Населённый пункт: село Восяхово ЯНАО Тюменская область
Наименование материала: Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема: Литературное чтение 4 класс "Два мира ВАньки Жукова"
Дата публикации: 31.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ «Восяховская СОШ» Образовательный центр. УМК «Перспективная начальная школа» Технологическая карта к уроку литературного чтения. 4 класс Учитель: Оксанен Валентина Васильевна
Тема урока: « Два мира Ваньки Жукова». Задачи урока. Образовательные: - продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, анализировать и обобщать, формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи. Развивающие: -развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять. Воспитательные: -воспитание норм нравственного поведения через осмысление художественного произведения. Цели: - увидеть за событиями, строчками письма героя рассказа А.П.Чехова Ваньки живую, страдающую душу. - сравнить два мира Ваньки Жукова.

Технологическая карта урока.

Планируемый результат.

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения
• Проявлять: : стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий; вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать. — интерес к изучению темы;
Познавательные УУД:
умение извлекать информацию из текста; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение находить ответы на вопросы;
Регулятивные УУД
: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре. -Совершенствовать речь учащихся; -отрабатывать навыки выразительного чтения.

Организация образовательного пространства.

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Русский язык
Тема «Придумывание текста письма Ваньке Жукову».
Информационный материал:
Учебник «Литературное чтение», ч. 1. Творческая тетрадь.
Демонстрационный материал:
Презентация «Творчество А.Чехова»
Интерактивный материал:
Свечи. Чистый лист бумаги. Фронтальная - Ф индивидуальная - И парная - П групповая - Г. Этап урока Цель Содержание учебного мат-ла. Методы и приёмы ФО УД Деятельность учителя Деятельность учащихся Организа- ционный. Проверка готов- ности обучаю- щихся Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Приветствуют учителя, про- веряют свою готовность к уроку.
Постановка темы и цели урока. Актуализация знаний по про- читанному произведени ю. Постановка цели урок. Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Для того, чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить на уроке, мы должны вспомнить рассказ, который вы читали на прошлом уроке . (учитель держит в руках конверт. На конверте адрес «На деревню дедушке») -Вспомните, как он назывался? - Кто автор? Прочитайте тему урока, записанную на доске: «Два мира Ваньки Жукова» Давайте сравним два мира Ваньки Жукова и определим , как они повлияли на характер мальчика. Стимулирование мотивации. Наглядные, словесные, проблемно - поисковые. Ф И Организует диалог с обучающимися, в ходе которого активизируются знания учащихся, формулируются задачи урока. Включаются в диалог. Анализируют и сопоставляют. Приводят самостоятель- ные умозаключение познавательное УУД Освоение нового материала 1) Первичный анализ произ- ведения 2) Работа в Группа 3 3) Обсу Формирован ие умения анализ ировать произве- дение, учиться слушать и быть услышанным. Формирован ие умения анализ
Презентация «Творчество А.Чехова»
-Скажите, а о чем был этот рассказ? - Первичное восприятие текста. «Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам…» О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. (работа в группах)
Словарная работа:
(Объяснить значение слов) 1гр. Практические, словесные. Работа с текстом (выборочное чтение,) 2) Проблемно - поисковые (выборочное чтение) Ф Г Организует индивидуальную помощь группам по мере необходимости. 1) Включаю тся в диалог; Отвечают на вопросы по содержанию произведения. Познавательное УУД 2) Работают в группе по за- данию.
ж- дение резул ь- татов работы группы ировать произве- дение с учѐтом данного конкре тного задания Составить общую картину анализа произведени Заутренняя колодка образ шпандырь ледник горничная 2гр. выволочка подпасок клирос тулуп ямщик кучер (Объяснение значения слов.)
Работа с текстом
по группам. Пользуйтесь памяткой (у вас на столах)
Памятка
: Доказывайте и подтверждайте своѐ мнение словами из текста. Можете начать свой ответ со слов: Мы считаем... Мы пришли к выводу, что.. Мы сошлись во мнении, что... Из текста на стр. ...следует, что.... Приведу цитату:.... По нашему мнению..... Я думаю... Где и когда происходят события? (найти и выразительно прочитать отрывок где описывается это событие) Ф Организует индивидуаль- ную помощь группам по ме- ре необходимости Коммуника- тивные, лич- ностные, по- знавательные УУД., Сравнивают, анализируют.
1гр Находит в рассказе те места, где говорится о дедушке Константине Макарыче: описание его внешности, где живет, какую работу выполняет, его характер. 2гр Находит в рассказе те места, где говорится о Ваньке. (выступление ребят)
Найти и выразительно прочитать
отрывки: 1гр Какой эпизод из деревенской жизни вспоминается Ваньке такой с особым чувством? 2гр. Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под рождество? Какая часть письма кажется вам самой драматичной и какие строчки Ванькиного письма говорят о крайнем отчаянии?
Вывод:
Жизнь в деревне- это воспоминание ребёнка, который видел только внешнюю сторону жизни и не понимал , как трагична судьба простых людей в деревне. 1гр. Почему барышня Ольга Игнатьевна не поможет Ваньке? 2гр. Что удивило Ваньку в городе?
Вывод:
Ванька делает очень ценные и важные Г Г Г Привлечение всех учащихся в обсуждении
замечания, которые под силу только очень внимательному и наблюдательному. Ваньку многое интересует, он сравнивает жизнь в городе с жизнью в деревне. 1гр. Найдите и прочитайте какую работу выполнял Ванька в доме сапожника? 2 гр. Какие чувства испытывает автор к своему герою? Подведение итогов. Домашнее задание Рефлексия. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Постановка дальнейших целей. 1гр. Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правило вежливости? Достаточно ли ярко описывает свою жизнь? 2 гр. Почему же он так промахнулся с адресом? Сравните где он жил раньше и где теперь? Вопросы для всех: Суждено ли Ванькиной мечте сбыться? Что значит «два мира» Ваньки Жукова?
Вывод
: У Ваньки безвыходное положение, ему неоткуда ждать помощи.
Давайте зажжем свечи
и окунёмся во Рефлексия. Разве это не творчество!!!!!!!!!!!! Г Ф Задает вопросы о целях и задачах урока. Формулируют выводы. Делают самооценку своей работы на уроке. Выбирают вариант домашнего задания
взрослую жизнь и представим себе, что это письмо не дошло до Константина Макаровича, но оно попало к нам. Напишем ответ , поддержим Ваньку. Ребята по группам пишут письма. Чтение писем.
Дома
: Выразительное чтение эпизодов: • «Ванька», • «Как Ванька собирается писать письмо», • «Письмо», • «Описание Москвы», • «Дедушка», • «Описание морозной ночи в деревне», • «Дед рубит елку», • «Елка в барском доме», • «Обещания Ваньки», • «Собака Вьюн» Объясните цель написания рассказа А Чехова «Ванька Жуков»? Кто доволен своей работой на уроке? Что понравилось вам на уроке? знаю !!!! Это творческое задание в группах. Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока. Творческое задание (ребёнок выступает в роли автора). Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся). Самостоятельное чтение текста.
Я запомнил смог Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности ("Сегодня я знаю….запомнил…. смог …", "Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …") Перечисление своих действий: читали рассказ (ФИО автора) Демонстрация главного итога: выразительное чтение, ответ на проблемный вопрос и пр. По
итогам вопросов везде сделали дети выводы. Они выделены.
Анализ урока
Литературного чтения, проведенного 09 декабря 2015 года в 4 классе МКОУ «Восяховская СОШ» учителем начальных классов Оксанен В.В. Тема: «Два мира Ваньки Жукова» по А.П. Чехова «Ванька». Это второй –завершающий урок по теме «Изучаем произведение А.П. Чехова «Ванька». Для обеспечения мотивации изучения данной темы были использованы наглядные, словесные и проблемно-поисковые методы(ученики погрузились в атмосферу эпохи рассказа, посмотрели презентацию, провели параллель от образа –к композиции произведения). Это стимулировало формирование у детей УУД.
Главной целью данного урока являлась отработка умения анализировать литературное произведение. Особое внимание уделялось развитию мыслительных операций (сравнение, анализ, ) и познавательной активности учеников. Были предусмотрены разнообразные формы организации учебной деятельности учеников: Индивидуальная, фронтальная и групповая. Достаточно большую долю работы занимала поисковая деятельность (ученики доказывали, объясняли, сравнивали, оценивали, опираясь на текст произведения и своё мнение). Надеюсь, что учебной деятельностью на уроке удалось достичь и воспитательной цели, а именно: вызвать внутреннее сопереживание главному герою рассказа, требовательности к себе, радости сопереживания успехам одноклассника. В результате происходило формирование всех четырѐх видов УУД (коммуникатавных, личностных, познавательных и регулятивных). Домашнее задание было дифференцированно-вариативным с учѐтом возможностей и учебных предпочтений учеников данного класса. Я считаю, что цель урока была достигнута.